РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2010 года г. Мурманск
Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Барановой Е.В.
при секретаре,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Л., Ш.О. к ГУ 1967 отделению Морской инженерной службы СФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Ш.Л., Ш.О. обратились в суд с иском к ГУ 1967 отделению Морской инженерной службы СФ (далее по тексту ГУ 1967 ОМИС) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование исковых требований указали, что они зарегистрированы и проживают в жилом помещении дома по улице Ивченко в г. Мурманске (в настоящее время улица стала проездом). Данное жилое помещение утратило статус специализированного, однако, ответчик отказал им в заключении договора приватизации. Истцы просят признать за ними право на приватизацию, а также право собственности на жилое помещение общей площадью 36,6 кв.м, жилой площадью 18 кв.м, в доме по проезду Ивченко в г. Мурманске.
В судебном заседании К.А., действующая в интересах Ш.Л., Ш.О. по доверенности, настаивала на заявленных требованиях в полном объеме, дала аналогичные пояснения.
Представитель ГУ 1967 ОМИС в судебное заседание не явился, представил мотивированный отзыв, приобщенный к материалам дела. В отзыве указал, что ГУ 1967 ОМИС не является собственником спорного жилого помещения, соответственно, не может быть надлежащим ответчиком по данному делу. Полагает, что Ш.Л., Ш.О. следует отказать в иске, поскольку специализированные жилые помещения не подлежат приватизации. Просил дело рассмотреть без их участия.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, представили мотивированные отзывы, приобщенные к материалам дела, просили вынести законное и обоснованное решение, дело рассмотреть без их участия.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Судом установлено, что Ш.Л., Ш.О. зарегистрированы и постоянно проживают в комнате дома по улице Ивченко (в настоящее время – по проезду Ивченко) в г. Мурманске - на основании ордера № 24 от 21 мая 1986 года л.д. 15, 21-23).
Жилое помещение, общей площадью 36,6 кв.м, обозначенное на плане 9 этажа дома по проезду Ивченко в г. Мурманске, является изолированным и состоит из жилой комнаты, площадью 18 кв.м, и вспомогательных помещений: коридора площадью 2,3 кв.м, ванной площадью 4,4 кв.м, кухни площадью 11,4 кв.м, шкафа площадью 0,5 кв.м л.д. 10-13).
Согласно п.п. «г» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации и п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 12 ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ определено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25.11.1996 № 1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствие с реальной социально - экономической и военно-политической обстановкой в государстве в срок до 1 января 2005 г. передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 № 1131 (действовавшее до 14.07.2006 г.) «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность». Данным нормативно-правовым актом определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе, жилищный фонд (социального использования).
Порядок передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235.
Согласно реестру федерального имущества № 673/1 от 14.12.2009 г., указанное здание было передано в собственность Российской Федерации на основании Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1, в настоящее время находится в Федеральной собственности и зарегистрировано как служебное здание, нежилое л.д. 20).
Таким образом, указанное здание общежития должно было быть передано в собственность либо субъекта Российской Федерации, либо в муниципальную собственность, однако этого сделано не было в нарушение указанных выше норм.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из содержания указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26.01.2006 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», из которых следует, что к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека (п. 6). Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12). Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 14).
Судом установлено, что в настоящее время здание, расположенное по адресу: г. Мурманск, проезд Ивченко, закреплено на праве оперативного управления за ГУ 1967 ОМИС на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по МО № 89 от 27.06.2005 л.д. 14). Данные факты сторонами не оспорены.
При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика о том, что ГУ 1967 ОМИС является ненадлежащим ответчиком, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ГУ 1967 ОМИС является уполномоченным на управление данным зданием юридическим лицом, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Таким образом, поскольку здание общежития, расположенного по адресу: г. Мурманск, проезд Ивченко, подлежало передаче в муниципальную собственность либо собственность субъекта РФ, им был утрачен статус общежития. Доказательств того, что после вступления в законную силу ЖК РФ и «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду», жилые помещения № 407-408 по указанному адресу в установленном законом порядке были включены в число специализированных (служебных), суду не представлено.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
В силу ст.ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Занимаемое истцами жилое помещение изолированное и, по смыслу приведенных выше норм, является квартирой.
Материалами дела подтверждено, что истцы до настоящего времени не использовали свое право на приватизацию жилых помещений л.д. 24-27).
Таким образом, после вступления в законную силу Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» квартира, расположенная в доме по проезду Ивченко в г. Мурманске, утратила статус специализированного жилого помещения и в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» подлежит приватизации.
Исследовав представленные сторонами доказательства, установив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требование истцов о признании за ними права на приватизацию квартиры в доме по проезду Ивченко в городе Мурманске, подлежит удовлетворению.
Поскольку приватизация жилых помещений в силу статьи 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, суд считает подлежащим удовлетворению и требование истцов о признании за ними права собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ш.Л., Ш.О. к ГУ 1967 отделению Морской инженерной службы СФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за Ш.Л., Ш.О. право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения – квартиры общей площадью 36,6 кв.м, в том числе, жилой площадью 18 кв.м, расположенной в доме по проезду Ивченко в г. Мурманске.
Признать за Ш.Л., Ш.О. право собственности в порядке приватизации на изолированное жилое помещение – квартиру, общей площадью 36,6 кв.м, в том числе, жилой площадью 18 кв.м, расположенную в доме по проезду Ивченко в г. Мурманске.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Е.В. Баранова