о признании права на приватизацию и понуждении к передаче жилого помещения в собственность граждан



Дело № 2-2045/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2010 года

Ленинский районный суд г. Мурманска

В составе:

Председательствующего судьи Пасечной Л.Г.

При секретаре Савельевой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпенко Ю.В. к Государственному учреждению, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права на приватизацию и признании права собственности в порядке приватизации жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Карпенко Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению (далее по тексту ГУ), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права на приватизацию, признании права собственности в порядке приватизации жилого помещения.

В судебное заседание Карпенко Ю.В. не явился. Его представитель адвокат Ю.А. поддержала требования истца и пояснила, что Карпенко Ю.В. проживает в комнате № ***, квартира ***, дом ***, ул. ***, г. ***. Поскольку, в силу действующего закона, данное жилое помещение утратило статус специализированного, просит обязать ГУ бесплатно передать в собственность Карпенко Ю.В. жилое помещение, состоящее из комнаты жилой площадью *** кв.м., двух встроенных шкафов по ***кв.м. каждый.

Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы на иск.

Суд, выслушав представителя истца, обсудив материалы дела, считает, что требования Карпенко Ю.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Судом установлено, что Карпенко Ю.В. зарегистрирован и проживает в комнате № *** дома *** по ул. *** в г. ***.

Согласно п.п. «г» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации и п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 12 ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ определено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25.11.1996 № 1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствие с реальной социально - экономической и военно - политической обстановкой в государстве в сок до 1 января 2005 г. передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 № 1131 (действовавшее до 14.07.2006) «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального использования).

Порядок передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235.

Таким образом, указанное здание общежития г.***, ул.***, дом *** должно было быть передано либо в собственность субъекта РФ либо в муниципальную собственность, что до настоящего времени не сделано.

В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из содержания указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Судом установлено, что в настоящее время здание, расположенное по адресу: г. ***, ул. ***, дом ***, стоит на балансе в ГУ, Государственное учреждение является правообладателем указанного объекта, вид права: оперативное управление. Таким образом, поскольку здание общежития, расположенного по адресу: г. ***, ул. *** дом *** подлежало передаче в муниципальную собственность либо собственность субъекта РФ, им был утрачен статус общежития. Доказательств того, что после вступления в законную силу ЖК РФ и «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду», квартира *** по указанному адресу в установленном законом порядке была включено в число специализированных (служебных), суду не представлено.

Материалами дела подтверждено, что истец до настоящего времени не использовал свое право на приватизацию жилых помещений.

Согласно представленного истцом поэтажного плана комнаты № *** дома *** по ул. *** в г. ***, жилое помещение, занимаемое Карпенко Ю.В. является изолированным и состоит из жилой комнаты, площадью *** кв.м. и вспомогательных помещений: двух встроенных шкафов.

В силу ст.ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

После вступления в законную силу Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», квартира ***, расположенная в доме № ***, ул. *** в г. *** утратила статус специализированного жилого помещения и в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» подлежит приватизации.

Исследовав представленные сторонами доказательства, установив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования о передаче в собственность истца на основании договора на приватизацию спорного жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Карпенко Ю.В. о признании права на приватизацию, о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - удовлетворить.

Признать за Карпенко Ю.В. право на приватизацию жилого помещения по адресу г. ***, ул. ***, дом ***, квартира ***, комната ***.

Признать за Карпенко Ю.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу г. ***, ул. ***, дом ***, квартира ***, жилое помещение 1 общей площадью ***кв.м, состоящей из комнаты жилой площадью ***кв.м, и подсобных помещений двух встроенных шкафов по ***кв.м. каждый.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в 10 дневный срок.

Судья Л.Г. Пасечная

Решение вступило в законную силу 27 июля 2010 года.