№ 2-1832/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2010 года Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Пасечной Л.Г.,
при секретаре Савельевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1832/10 по иску Коваленко М.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.М., Коваленко А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней А.Э., к Государственному учреждению ОМИС о понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан,
УСТАНОВИЛ:
Коваленко М.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.М., Коваленко А.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней А.Э., обратились в суд с иском к ГУ ОМИС о признании права на приватизацию и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: город***, улица***, дом ***, квартира***. В обоснование заявления указали, что ответчикам отказано в заключении договора на приватизацию, так как данное жилое помещение является общежитием. Полагают, что указанное решение является незаконным, поскольку правоотношения между собственником жилого помещения и истцами строятся на условиях социального найма. Просят суд обязать ГУ ОМИС заключить договор на бесплатную передачу жилого помещения, расположенного по адресу: город***, улица***, дом***, квартира***, им в собственность.
Коваленко М.В., Коваленко А.А., а также представитель истцов Синев И.С. в судебном заседании поддержали исковые требования, привели обоснования, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Представитель ГУ ОМИС в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Комитета по образованию администрации города Мурманска Л.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные требования поддержала.
Представитель третьего лица - войсковой части в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Суд, выслушав истцов и их представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
Судом установлено, что Коваленко А.А. является матерью несовершеннолетней А.Э., Коваленко М.В. является отцом несовершеннолетнего В.М.
Коваленко М.В., Коваленко А.А., несовершеннолетние А.Э. и В.М. проживают и зарегистрированы по адресу: город***, улица***, дом***, квартира***. Основанием заселения послужил ордер №***.
Судом установлено, что занимаемые истцами комнаты расположены в изолированном жилом помещении, обозначенном на плане третьего этажа дома №*** по улице***, под №***, общей площадью ***кв.м., в том числе жилой площадью ***кв.м., состоящем из трех жилых комнат и вспомогательных помещений: коридора площадью 12,3 кв.м., ванной комнаты площадью 2,2 кв.м., туалета площадью 1,0 кв.м., кухни площадью 7,0 кв.м., и семи встроенных шкафов (пять шкафов площадью 0,4 кв.м., один шкаф площадью 0,5 кв.м., один шкаф площадью 0,3 кв.м.). Комната №1 имеет жилую площадь 13,8 кв. м., комната №2 - 10,3 кв.м., а комната №3 имеет жилую площадь 17,1 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права данное жилое здание является общежитием, передано в собственность Российской Федерации.
В соответствии с подп. «г» п.1 ст. 114 Конституции Российской федерации и п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 12 ст. 1 ФЗ РФ «Об обороне» определено, что имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения.
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25.11.1996 г. № 1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствии с реальной социально-экономической и военно-политической обстановкой в государстве в срок до 01 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1131 от 06.10.1999 (действовавшее до 14.07.2006) «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального использования).
Порядок передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235.
Таким образом, указанное здание общежития должно было быть передано в собственность либо субъекта Российской Федерации, либо в муниципальную собственность, однако этого сделано не было в нарушение указанных выше норм.
В силу ст. 7 ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с данной нормой, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В силу ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения.
«Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду», утвержденными постановлением Правительства РФ № 42 от 26 января 2006 года определено, что к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека (п.6). Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12). Орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 14).
Судом установлено, что в связи с обязанностью передать здание по улице***, дом*** в городе*** в муниципальную собственность либо собственность субъекта РФ им был утрачен статус общежития. Доказательств того, что после вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ и «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду», жилое помещение №*** по указанному адресу в установленном законом порядке было включено в число специализированных, суду не представлено.
Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующею дома из специализированного жилого фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, поскольку их реализация не может быть постановлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В настоящее время здание по адресу: город***, улица***, дом***, находящееся в Федеральной собственности, передано в оперативное управление ГУ ОМИС.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Статьей 16 указанного закона определено, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Судом установлено, что занимаемые истцами комнаты являются изолированными, помещение оборудовано вспомогательными помещениями, а именно семью встроенными шкафами, ванной комнатой, кухней, туалетом, которые являются его неотъемлемой частью, обеспечена возможность прямого доступа к помещениям общего пользования.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», квартира***, расположенная в доме №*** по улице*** в городе*** утратила статус общежития и в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указанное жилое помещение подлежит приватизации.
Истцы не использовали свое право на приватизацию жилых помещений, указанное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспаривалось ответчиком.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование истцов о передаче в собственность на основании договора на приватизацию квартиры***, расположенной в доме*** по улице*** в городе***, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коваленко М.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.М., Коваленко А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней А.Э., удовлетворить.
Признать за Коваленко М.В., Коваленко А.А., несовершеннолетними А.Э. и В.М. право на приобретение в долевую собственность в порядке приватизации изолированного жилого помещения, расположенного по адресу: г.***, ул.***, д.***, кв.***.
Обязать Государственное учреждение ОМИС заключить с Коваленко М.В., Коваленко А.А., несовершеннолетними А.Э. и В.М. договор на бесплатную передачу в собственность граждан в равных долях изолированного жилого помещения №***, расположенного в доме №*** по улице*** города***, общей площадью *** кв.м., состоящего из комнаты № 1 жилой площадью 13,8 кв.м., комнаты № 2 жилой площадью 10,3 кв.м., комнаты № 3 жилой площадью 17,1 кв. м. и вспомогательных жилых помещений: пяти встроенных шкафов площадью 0.4 кв. м., одного встроенного шкафа площадью 0,5 кв.м., одного встроенного шкафа площадью 0,3 кв.м., коридора площадью 12,3 кв.м., туалета площадью 1,0 кв.м., ванной комнаты площадью 2,2 кв.м., кухни площадью 7,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение десяти дней.
Судья: Л.Г. Пасечная
Решение вступило в законную силу 13 июля 2010 года.