о признании права на приватизацию



Дело № 2-2447/10

Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2010 года г. Мурманск

Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Барабановой Т.К.

при секретаре Засыпкиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фрынку А.В. к Государственному учреждению о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Андреева Ю.А., действующая от имени и в интересах Фрынку А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению (далее по тексту ГУ) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование исковых требований указала, что истец с 2000 года зарегистрирован и проживает в общежитии в комнате №*** дома*** по ул.*** в г. Мурманске. Поскольку, в силу действующего закона, данное жилое помещение утратило статус специализированного, просит признать за ним право на приватизацию, а также право собственности на жилое помещение №***, состоящего из жилой комнаты, площадью 12,1 кв.м. в доме*** по ул.*** в г. Мурманске.

В судебное заседание истец и его представитель Андреева Ю.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без их участия.

Представитель ГУ в судебное заседание не явился, представили мотивированный отзыв, приобщенный к материалам дела, в котором указал, что ГУ является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку у них отсутствует регистрация права оперативного управления на здание общежития, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул.*** д.***, так как не прекращено право хозяйственной ведения у Государственного унитарного учреждения. Просил дело рассмотреть без их участия.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, представили мотивированные отзывы, приобщенные к материалам дела, просили вынести законное и обоснованное решение, дело рассмотреть без их участия.

Суд, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Судом установлено, что Фрынку А.В. с ноября 2000 года зарегистрирован и проживает в комнате №*** дома*** по ул.*** в г. Мурманске.

Дом №*** по ул.*** в г. Мурманске построен в 1987 году. В соответствии с решением Исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов № 294-6 от 30 декабря 1987 года данное здание было введено в эксплуатацию.

Согласно п.п. «г» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации и п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 12 ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ определено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25.11.1996 № 1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствие с реальной социально - экономической и военно - политической обстановкой в государстве в сок до 1 января 2005 г. передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 № 1131 (действовавшее до 14.07.2006) «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального использования).

Порядок передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235.

Согласно реестру федерального имущества №*** от 16.07.2008, указанное здание было передано в собственность Российской Федерации на основании Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 и в настоящее время находится в Федеральной собственности.

Таким образом, указанное здание общежития должно было быть передано в собственность либо субъекта Российской Федерации, либо в муниципальную собственность, однако этого сделано не было в нарушение указанных выше норм.

В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из содержания указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Согласно ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

В соответствии со ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26.01.2006 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», из которых следует, что к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека (п. 6). Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12). Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 14).

Судом установлено, что в настоящее время здание, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул.***, дом***, ранее находившееся у УНР ФГУП на праве хозяйственного ведения, распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 27.11.2001 закреплено на праве оперативного управления за ГУ. Данные факты сторонами не оспорены.

При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика о том, что ГУ является ненадлежащим ответчиком, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ГУ является уполномоченным на управление данным зданием юридическим лицом, в соответствии с нормами действующего законодательства.

Таким образом, поскольку здание общежития, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул.***, дом***, подлежало передаче в муниципальную собственность либо собственность субъекта РФ, им был утрачен статус общежития. Доказательств того, что после вступления в законную силу ЖК РФ и «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду», жилое помещение №*** по указанному адресу в установленном законом порядке были включены в число специализированных (служебных), суду не представлено.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

Материалами дела подтверждено, что истец до настоящего времени не использовала свое право на приватизацию жилых помещений.

Согласно представленного истцом поэтажного плана комнаты №*** дома*** по ул.*** в г. Мурманске жилое помещение, занимаемое истцом, является изолированным и состоит из жилой комнаты, площадью 12,1 кв.м..

В силу ст.ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Исходя из трактовки вышеуказанного Закона, а также правил и норм, установленных СНиП 31-01-2003, поскольку указанное жилое помещение является изолированным, то оно по своей технической характеристике подпадает под принятое жилищным законодательством понятия «квартиры».

Таким образом, после вступления в законную силу Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», квартира***, расположенная в доме №*** по ул.*** в г. Мурманске утратила статус специализированного жилого помещения и в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» подлежит приватизации.

Исследовав представленные сторонами доказательства, установив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требование истца о признании за ним права на приватизацию комнаты №*** в доме №*** по улице *** в городе Мурманске, подлежит удовлетворению.

Поскольку приватизация жилых помещений в силу статьи 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, суд считает подлежащим удовлетворению и требование истцов о признании за ними права собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фрынку А.В. к Государственному учреждению о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.

Признать за Фрынку А.В. право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения - комнаты №***, общей площадью 12,1 кв.м., расположенной в доме*** по ул.*** Садовая в г. Мурманске.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Т.К. Барабанова

Решение вступило в законную силу 03 июля 2010 года.