Дело №-2-1921/10
Изготовлено 26.07.2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2010 года Ленинский райсуд г.Мурманска в составе:
председательствующего судьи - Матей Т.П.
при секретаре - Семиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлюк Н.А. к ОАО «***» о взыскании стоимости проезда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В обоснование иска указано, что истица находилась с ответчиком в трудовых отношениях, в 2009 году использовала ежегодный оплачиваемый отпуск, который проводила за пределами Российской Федерации - в г.Хургада, Египет. К месту проведения отпуска следовала самолетом по маршруту г.Мурманск - г.Санкт-Петербург, г.Санкт-Петербург - г.Москва, г.Москва - г.Хургада. Обратно следовала самолетом по маршруту г.Хургада - г.Москва, г.Москва - г.Мурманск. Расходы по оплате стоимости проезда возмещены ей ответчиком частично: отказано в оплате стоимости перелета воздушным транспортом в пределах территории Российской Федерации по маршруту г.Москва - г.Сочи - г. г.Москва. Стоимость авиаперелета по указанному маршруту экономическим классом составляет ***руб.
Истец исковые требования поддерживает, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик иск не признал, представил письменный мотивированный отзыв на иск, в обоснование которых ссылается на то, что истец выезжала на отдых в зарубежную страну с использованием авиатранспорта, в связи с чем местом пересечения государственной границы является международный аэропорт, из которого она вылетела за рубеж, а, следовательно, ее расходы на перелет к месту отдыха и обратно подлежат возмещению до момента пересечения государственной границы, т.е. пункта пропуска международного аэропорта, с которого истец совершала вылет за рубеж. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика иск не признал.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливается коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Как установлено судом и следует из трудовой книжки на имя Михайлюк Н.А., истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком и работает *** ОАО «***».
Приказом работодателя №-*** от ***2010 истцу предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 09.03.2010 по 25.03.2010. Согласно справке от 26.03.2010 истец в 2010 году имела право на компенсацию расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно.
Из материалов дела усматривается, что истец в период с 12.03.2010 по 24.03.2010 выезжала для отдыха в г.Хургаду, Египет.
Согласно представленному истцом электронному билету, посадочным талонам перевозка истца осуществлялась по маршруту Москва - Хургада - Москва. Согласно справке турагенства от 29.03.2010 стоимость билета истца эконом-класса чартерным рейсом по маршруту Шереметьево - Хургада -Шереметьево, входящая в стоимость путевки, составила ***руб.***коп.
По мнению суда, из смысла ст.325 ТК РФ, ст.33 Закона РФ от 19.02.1993г. №-4320-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" следует, что работнику оплачивается проезд к месту проведения отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации.
Согласно статье 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 9393 года N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации» «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Режим Государственной границы включает в себя правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через государственную границу лиц, товаров и животных и пр. (статья 7 указанного Закона).
Статьей 9 Закона определен порядок пересечения Государственной границы, в соответствий с которым пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Указанной статьей также установлено, что воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством Российской Федерации и публикуемых в документах аэронавигационной информации. При этом при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Российской Федерации воздушным судам установлены определенные запреты.
Аналогичный порядок пересечения Государственной границы установлен и пунктом 31 "Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №-1084, в соответствии с которым пересечение Государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по специально выделенным воздушным коридорам пролета. При выполнении международных полетов по воздушной трассе и местной воздушной линии, открытых для международных полетов, специально выделенным воздушным коридором пролета Государственной границы Российской Федерации является место пересечения участка воздушной трассы и местной воздушной линии с линией государственной границы Российской Федерации.
Таким образом, из указанных правовых норм, а также общего смысла Закона «О государственной границе Российской Федерации" следует, что понятие Государственной границы и ее пересечения и понятие пункта пропуска через Государственную границу тождественны и имеют разное правовое значение.
На основе анализа положений Закона РФ "О Государственной границе России Федерации", Воздушного кодекса РФ, "Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства от 22.09.1999 г. №-1084, суд приходит к выводу о том, что в случае, когда работник проводит отпуск за пределами территории Российской Федерации, оплата авиаперелета к месту проведения отпуска и обратно проводится в пределах территории Российской Федерации, ограниченной Государственной границей, по тарифам до ближайшего международного аэропорта, расположенного вблизи государственной границы Российской Федерации.
В этой связи выводы ответчика в данной части требованиям закона не соответствуют.
Вместе с тем, принимая во внимание положения ст.325 ТК РФ, ст.33 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», учитывая, что ответчик является работодателем, не относящимся к бюджетной сфере, размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и праве багажа к месту использования отпуска и обратно, определяются коллективным договором ОАО «***» на 2008-2010 г.г. и Порядком выплаты компенсации при использован воздушного транспорта взамен железнодорожного, утв. Распоряжением ОАО «***» 17.06.2008г. №-***.
Пунктом 3.4.2 Коллективного договора ОАО «***» на 2008-2010 годы предусмотрена компенсация работникам структурных подразделений ***, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных ним местностям, расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа, в соответствии с установленными нормативами, к месту использования отпуска и обратно один раз в два года.
Распоряжением Президента ОАО «***» №-*** от 17 июня 2008 года утвержден порядок выплаты компенсации работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, при использовании воздушного транспорта взамен железнодорожного, согласно которому, право на компенсацию при использовании воздушного транспорта взамен железнодорожного возникает у работника ОАО «***» один раз в 2 года при неиспользовании им транспортного требования в текущем году. Размер компенсации рассчитывается исходя из ставок действующего тарифа на перевозку пассажиров в купейном вагоне скорого фирменного поезда по кратчайшему маршрут между железнодорожными станциями.
Согласно пункту 3 Порядка размер компенсации рассчитывается исходя из ставок действующего тарифа на перевозку пассажиров в купейном вагоне скорого фирменного поезда без учета гибкого тарифного регулирования по кратчайшему маршруту между железнодорожными станциями, открытыми для пассажирских операций и соответствующими пунктам отправления и прибытия, указанным в авиационных проездных документах. Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что расчет размера компенсации представляется в виде справки, составленной по форме согласно приложению №-2.
Учитывая, что истец следовала к месту отдыха и обратно воздушным транспортом, оплата расходов по проезду подлежит компенсации по стоимости железнодорожного транспорта в соответствии с упомянутым выше Порядком выплаты компенсации при использовании воздушного транспорта взамен железнодорожного.
Согласно предоставленным истцом справкам стоимость железнодорожного проезда в указанный период времени в купейном вагоне скорого фирменного поезда по маршруту «Москва - Сочи» составляет ***руб.***коп., по маршруту «Сочи - Москва» - ***руб.***коп., а всего ***руб.***коп.
Учитывая изложенное, суд взыскивает указанную сумму с ответчика в пользу истца.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать госпошлину в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Открытого акционерного общества «***» в пользу Михайлюк Н.А. стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно в сумме ***руб.***коп., а также госпошлину в доход местного бюджета в сумме ***руб.***коп.
Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Ленинский райсуд г.Мурманска в десятидневный срок со дня изготовления полного текста.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления были исчерпаны до дня его вступления в законную силу.
Судья Матей Т.П.
Решение вступило в законную силу 06 августа 2010 года.