Дело № 2-2590/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2010 года Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Серовой М.Г.,
при секретаре Бисеровой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скалкина В.Ф. к Государственному учреждению «***» о признании права на приватизацию жилого помещения и признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Скалкин В.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «***» Северного Флота (далее по тексту - ГУ), о признании права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу:*** и признании за ним права собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение. В обоснование указал, что жилое помещение расположено в здании, которое было введено в эксплуатацию и используется как общежитие, однако таковым не является. Он и члены его семьи: жена Скалкина Л.М., дочери Скалкина С.В. и Скалкина А.В. с 1996 года зарегистрированы и постоянно проживают в указанном жилом помещении, которое является изолированным и, в силу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ, подлежит приватизации. Члены его семьи выразили согласие на приватизацию им жилого помещения без включения их в договор приватизации. Он обращался к ответчику с просьбой заключить договор на бесплатную передачу указанного помещения в собственность, однако получил отказ со ссылкой на то, что здание общежития является федеральной собственностью, находится на балансе ГУ, а государственное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Полагает, что указанные ответчиком обстоятельства не являются основанием для отказа в приватизации занимаемого им жилого помещения.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Скалкина Л.М., Скалкина Д.В. и Скалкина А.В.
В суде при рассмотрении дела истец Скалкин В.Ф. и его представитель по доверенности - Андреева Ю.А., извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, участия не принимали, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Скалкин В.Ф. исковые требования поддержал.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Скалкина Л.М., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования Скалкина В.Ф. поддержала.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Скалкина Д.В. и Скалкина А.В., извещенные судом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, возражений по заявленным требованиям не представили.
Ответчик ГУ, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил; просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Направил письменные возражения по иску, в которых иск не признал по тем основаниям, что здание общежития находится в федеральной собственности, управление которой осуществляется Министерством обороны РФ. У ГУ отсутствуют основания для распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности. Просил в иске отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - УФРС по Мурманской области, ГУПТИ Мурманской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Мурманской области, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили; просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей; представили письменные отзывы на исковое заявление, не содержащие возражений против удовлетворения иска.
В письменном отзыве на иск ГУПТИ МО обратило внимание суда на необходимость указания в решении общей площади передаваемого в собственность истца помещения, которую, по мнению третьего лица, суд вправе определить самостоятельно.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Статьей 11 названного Закона обусловлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно п. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной со6ственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с п. 15 Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, Государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020-1, управление и распоряжение объектами федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 12 ст. 1 ФЗ «Об обороне» предусмотрено, что имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения.
Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ» от 25.11.1996 г. № 1592 поручено Правительству РФ в целях приведения процесса военного строительства в РФ в соответствие с реальной социально-экономической и военно-политической обстановкой в государстве в срок до 01 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Во исполнение Указа № 1592 было принято постановление Правительства РФ № 1131 от 06. 10. 1999 г., действовавшее до 14.07.2006 г., «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность», которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального пользования). Порядок передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность определен постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235.
Судом установлено, что Скалкин В.Ф. занимает жилое помещение - квартиру*** в г. Мурманске (общежитие) на основании ордера №** без указания даты его выдачи. Первоначально истцу в указанной квартире предоставлена комната № *** площадью 11, 8 кв.м. на состав семьи из четырех человек, включая жену Скалкину Л.М., дочерей Скалкину Д.В. и Скалкину А.В., на основании протокола от 15.10.1992 г. № 14 заседания жилищно-бытовой комиссии по месту работы в войсковой части***; впоследствии семье в том же составе предоставлено освободившееся в квартире жилое помещение - комната №*** площадью 12, 8 кв.м. в феврале 1999 года, что подтверждается протоколом от 05.02.1999 г. № 8 заседания жилищно-бытовой комиссии.
Скалкин В.Ф., Скалкина Л.М. и дочери Скалкина Д.В., Скалкина А.В. зарегистрированы по месту жительства в названном жилом помещении - общежитии плавсостава войсковой части*** с 23.01.1996 года, что подтверждается справкой войсковой части***, представленной в материалы дела.
Ранее истец был зарегистрирован по месту жительства по войсковой части*** г.Мурманска с 14.05.1977 г. по 05.12.1995 г. В подтверждение указанного обстоятельства истцом представлена справка войсковой части*** от 16.11.2009 г. № 475.
Жилое помещение, обозначенное на плане третьего этажа дома №*** по улице***, за №***, согласно поэтажному плану и экспликации к нему, состоит из двух жилых комнат площадью, соответственно, 12, 2 кв.м., 11,8 кв.м., прихожей площадью 10, 8 кв.м., кладовой площадью 1,3 кв.м, трех шкафов площадью по 0,4 кв.м. каждый, кухни площадью 6,9 кв. м., туалета площадью 1,1 кв.м., ванной комнаты площадью 2,5 кв.м., двух шкафов площадью по 0,5 кв.м. каждый. Общая площадь занимаемого истцом жилого помещения, таким образом, составляет 48, 8 кв.метров.
Согласно письменной информации ГУПТИ МО, здание, расположенное по адресу:***, было введено в эксплуатацию как общежитие. Его функциональное назначение определено на основании Решения Исполкома Мурманского городского совета народных депутатов от 08.10.1981 г. за № 491. До настоящего времени функциональное назначение указанного здания не изменилось.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Такие жилые помещения утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, в связи с обязанностью собственника передать здание по ул.***, д.*** в г. Мурманске в муниципальную собственность, либо собственность субъекта РФ, этим зданием был утрачен статус общежития. Следовательно, у граждан, занимающих в этом доме изолированные жилые помещения, имеется право приобрести их в собственность, согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при условии, предусмотренном статьей 11 названного закона, т.е., при отсутствии у них жилых помещений в государственном или муниципальном жилом фонде социального использования, приобретенных ранее в собственность бесплатно в порядке приватизации.
Материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Государственным учреждением «***» зарегистрировано право оперативного управления на объект недвижимого имущества - девятиэтажный жилой дом - общежитие, общей площадью 2238 кв.м., расположенный по адресу:***, собственником которого является Российская Федерация. Запись регистрации права оперативного управления выполнена 16.09.2009 г. за №***, о чем правообладателю выдано свидетельство о государственной регистрации права 51-АВ №***. Основанием для регистрации за ответчиком права оперативного управления на указанный объект недвижимости является Распоряжение от 27.06.2005 № 89 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области «О закреплении имущества за Государственным учреждением «***».
Доводы ответчика о нахождении здания общежития в федеральной собственности и, следовательно, об отсутствии у него обязанности по передаче его в порядке приватизации не могут быть приняты судом во внимание.
Суд считает, что вышеприведенные положения п. 1 ст. 296 ГК РФ, а также ст.ст. 2 и 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в их системном толковании, позволяют ответчику, владеющему зданием общежития на праве оперативного управления, заключать договоры о бесплатной передаче жилых помещений в указанном общежитии в собственность граждан в порядке приватизации.
То обстоятельство, что здание до настоящего времени не передано в муниципальную собственность, либо собственность субъекта РФ, не должно препятствовать реализации истцами прав на его приватизацию, поскольку реализация этих прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органом, уполномоченным действовать от имени собственника здания и органом местного самоуправления или субъекта Российской Федерации соответствующих документов.
Истец не использовал свое право на приватизацию жилых помещений, что подтверждается материалами дела: справкой ГУПТИ Мурманской области об отсутствии у него в собственности приватизированных жилых помещений в городе Мурманске и по Кольскому району, информацией УФРС по МО об отсутствии у истца зарегистрированных прав собственности на жилые помещения.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу ст. 16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся, в том числе, квартира, часть квартиры, комната.
Занимаемое истцом жилое помещение является изолированным, структурно обособленным помещением в многоквартирном доме, обеспечивает возможность прямого доступа жильцам к помещениям общего пользования и состоит из жилых комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд жильцов.
По смыслу ст. 16 ЖК РФ жилое помещение, занимаемое истцами, является квартирой.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что названное жилое помещение может быть предметом договора социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 62 ЖК РФ и, следовательно, подлежит приватизации.
Учитывая изложенное, у Скалкина В.Ф. имеется право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения.
Скалкина Л.М., Скалкина Д.В. и Скалкина А.В. от участия в приватизации данного жилого помещения отказались, что подтверждается их письменными согласиями на приватизацию жилого помещения под №*** в г. Мурманске другими лицами без их участия, удостоверенными нотариально, оригиналы которых представлены суду для обозрения.
Принимая во внимание положения части 3 ст. 244 и части 1 ст. 245 ГК РФ суд считает, что требование истца о признании за ним права собственности на занимаемое жилое помещение, в порядке приватизации, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Скалкина В.Ф. к Государственному учреждению «***» удовлетворить.
Признать за Скалкиным В.Ф. право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу:***.
Признать за Скалкиным В.Ф. право собственности в порядке приватизации на изолированное жилое помещение, состоящее из жилой комнаты площадью 12, 2 квадратных метра, жилой комнаты площадью 11, 8 квадратных метра, прихожей площадью 10, 8 квадратных метра., кладовой площадью 1, 3 квадратных метра, трех шкафов площадью по 0,4 квадратных метра каждый, кухни площадью 6, 9 квадратных метра, туалета площадью 1,1 квадратных метра, ванной комнаты площадью 2,5 квадратных метра, двух шкафов площадью по 0,5 квадратных метра каждый, общей площадью 48, 8 квадратных метра, расположенное ****, обозначенное на поэтажном плане за №***.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья: М.Г. Серова
Решение вступило в законную силу 24 августа 2010 года.