Мотивированное решение изготовлено 21.07.2010г.
Дело № 2-1711/10
Решение
Именем российской Федерации
19 июля 2010 года
Ленинский районный суд г. Мурманска
В составе:
Председательствующего судьи: Пасечной Л.Г.
При секретаре: Савельевой А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чередника О.Н. к ФГУП о выплате заработной платы за время следования на рабочее место и обратно, учета фактически затраченного времени от места постоянной работы до рабочего места и обратно, включении этого времени в рабочее время
Установил:
Чередник О.Н. обратился в суд с иском к ФГУП о выплате заработной платы за время следования на рабочее место и обратно, учета фактически затраченного времени от места постоянной работы до рабочего места и обратно, включении этого времени в рабочее время.
В обосновании заявленных требований пояснил, что он состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работает капитаном СПБ. Судно приписано к порту Мурманск, базируется у причала площадь Морвокзал. Он принят на работу капитаном на все типы судов. По роду деятельности судно нередко выполняет работы в районе пос. Белокаменка. Его рабочее время фиксируется в судовом журнале. Когда происходит смена вахты и на вахту заступает его сменщик, об этом также производится запись в судовом журнале. В Мурманск, к площади Морвокзал от Белокаменки, сменившуюся вахту доставляют морским транспортом, принадлежащим работодателю и за счет работодателя. Однако время в пути следования от Белокаменки до площади Морвокзал Мурманск в рабочее время не учитывают, чем нарушаются его трудовые права. Истец полагает, что время следования в пути от места фактического выполнения работы, в частности п. Белокаменка до площади Морвокзал Мурманск, должно учитываться как рабочее время, оно должно подлежать оплате и учет времени нахождения в пути должен производиться работодателем. Такое право он имеет согласно п. 3.17 Коллективного договора. В июне 2009 года он потратил на дорогу к месту выполнения работы 9 часов, в октябре 3 часа, в декабре 2009 года- 2 часа, в марте 2010 года - 9 часов, в апреле 2010 года- 12 часов, что в денежном выражении составляет ***рублей.
Представитель ответчика иск не признал и пояснил, что требования истца являются необоснованными, так как противоречат Коллективному договору, согласно п.3.17 договора оплата дороги во время следования к месту работы на судно и обратно при смене экипажа оплачивается по должностному окладу на судне, на которое направляется работник на момент отправления. В данном случае имеет место не смена экипажа, а смена вахт. Время начала и окончания работы фиксируется записью в судовом журнале. За ненормированный рабочий день истцу к отпуску дополнительно предоставляется 14 дней.
Суд, выслушав стороны, свидетеля, обсудив материалы дела, считает, что иск заявлен необоснованно и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в дальнейшем именуемое «Предприятие», создано в соответствии с приказом Министерства морского флота СССР от 30 мая 1959 года № 152 Об организации в пароходствах экспедиционных отрядов аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ. Место нахождения Предприятия Российская Федерация, г. Мурманск, почтовый адрес Российская Федерация, г. Мурманск, площадь Морвокзала. Цели и предмет деятельности Предприятия определены п. 2.1-2.3 Устава утвержденного Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта в марте 2005 года № ВР-127-р. л.д.110-122)
17 ноября 2003 года «Предприятие», именуемое «Работодатель» и Чередник О.Н. заключили трудовой договор, согласно которого работник Чередник О.Н. принимается на работу судоводителем-механиком в плавсостав на все типы судов. При этом работник был ознакомлен с Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом о дисциплине работников морского транспорта, Уставом службы на судах морского флота, должностной инструкцией л.д.7).
Из содержания трудового договора следует, что Череднику О.Н. определено место, где ему надлежит выполнять работу - все типы судов ФГУП. Чередник О.Н. был направлен на СПБ, где работает капитаном до настоящего времени.
В ч.1 ст.91 ТК РФ дается понятие рабочего времени. Рабочее время-время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен выполнять трудовые обязанности. Рабочим признается не только время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен выполнять трудовые обязанности, но также иные периоды, которые в соответствии с трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
На основании поручений Правительства РФ Минтрудом России утверждены нормативные правовые акты, регулирующие особенности рабочего времени и времени отдыха работников, имеющих особый характер работы.
Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 877, установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию Минздравсоцразвития России.
Время труда и отдыха работников ФГУП регулируется Положением «О рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1996 №11.
Согласно п.2.1 указанного выше Положения рабочее время означает время, в течение которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии. Данным Положением не предусмотрено, что время в пути к месту работы включается либо может включаться в рабочее время.
В апреле 2007 года согласованы председателем профкома ФГУП и утверждены генеральным директором ФГУП Правила внутреннего трудового распорядка, которые распространяются на штатных работников ФГУП, а также командированных в Предприятие работников других предприятий. Правила разработаны на основе и не противоречат Трудовому Кодексу Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, уставу службы на судах ММФ, Уставу о дисциплине работников морского транспорта, Уставу предприятия. Согласно п.3.10 приведенных выше Правил - время, затраченное работником на проезд от места жительства до места постоянной работы и обратно в рабочее время не включается л.д. 63-68).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на п.3.17 Коллективного договора ФГУП на 2007-2009 года, по которому оплата дороги во время следования к месту работы на судно и обратно при смене экипажа оплачивается по должностному окладу на судне, на которое отправляется работник на момент отправления л.д.8-12).
По мнению суда, положения п.3.17. Коллективного договора к возникшим правоотношениям не применимы.
При принятии Коллективного договора на 2010-2012 годы в отношения п. 3.17 возникли разногласия, которые разрешены не были, составлен Протокол разногласий л.д.100).
По смыслу содержания п. 3.17 Коллективного договора действующего в период 2007-2009 годы оплата к месту работы производится при смене экипажа. При выполнении истцом работы на судне СПБ в акватории Кольского залива происходит смена вахт. Истец утверждает, что «смена экипажа» и «смена вахт» понятия однозначные. С такими доводами согласиться нельзя.
Статьей ст. 51 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г №81ФЗ и ст. 32, 33 Приказа Минморфлота СССР от 09.01 1976 № 6 «Об утверждении Устава службы на судах морского флота Союза ССР» дается понятие «Экипаж судна». В состав экипажа судна входят: капитан судна, другие лица командного состава и судовая команда, которая состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна. Когда производится замена экипажа, весь экипажа судна меняется полностью, это происходит на судах находящихся вне акватории порта Мурманск. При смене экипажа, членам состава экипажа направленным на судно выдается направление, убывающим с судна - выдается денежный аттестат
Судно СПБ - порт приписки Мурманск, работы выполняет в акватории Кольского залива.
Согласно Постановления Минтруда РФ от 20.02.1996 № 11 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота» п.2.3.- на судах для членов экипажей устанавливается график вахт. График вахт разрабатывается и утверждается судовладельцем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.
Согласно ст. 392 Приказа Минморфлота СССР от 09.01 1976 № 6 «Об утверждении Устава службы на судах морского флота Союза ССР», вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными. Очередная смена должна своевременно явиться для вступления на вахту.
Установлено, что капитан судна СПБ Чередник О.Н. как и другие лица командного состава судна привлекаются к несению вахты, по окончании которой происходит не смена экипажа, а смена вахт. Смена «экипажа» и смена «вахт» совершенно разные понятия, а потому при смене вахты положения п. 3.17 Коллективного договора ФГУП не применимы.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля экономист ФГУП - К.А.В. пояснила, что рабочее место капитана Чередника О.Н. судно СПБ, которое базируется у причала Морвокзал Мурманск, выполняет работы в акватории Кольского залива, как правило, у пос. Белокаменка, что также является районом порта Мурманск. Рабочее время вахтенных фиксируется в судовом журнале, на основании записей судового журнала составляется график, для учета рабочего времени и последующей оплаты. Рабочим временем работодатель считает время нахождения на судне и выполнение работы именно на судне. При смене вахты работники доставляются в порт транспортом работодателя и за счет средств последнего. Это имеет место когда судно не находится у причала Морвокзал Мурманск, а выполняет работы в районе пос. Белокаменка. Чередник О.Н. ежегодно получает к отпуску дополнительных 14 дней за особые условия труда.
Оценив обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что требования истца о включении времени следования к месту работы в рабочее время и оплате его удовлетворению не подлежат.
Истцом заявлены требования о возложении на работодателя обязанности вести учет времени следования его к месту выполнения работы и обратно. Требования истца в этой части удовлетворению не полежат по следующим основаниям: Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени фактически отработанного каждым работником. Поскольку время следования к месту работы и обратно не является рабочим временем, нет оснований возлагать на работодателя обязанность по его учету.
Не подлежат удовлетворению требования истца об оплате времени следования к месту работы и обратно. Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд. В период следования к месту работы и обратно истец никаких трудовых обязанностей не выполняет.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ
Решил:
Череднику О.Н. в удовлетворении иска к ФГУП отказать в полном объеме заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в 10 дневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Пасечная Л.Г.
Решение вступило в законную силу 01.09.2010