Дело №-2-2491/10 Изготовлено 16.08.2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2010 года Ленинский райсуд г.Мурманска в составе:
председательствующего судьи - Матей Т.П.
при секретаре - Кондрашовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьевой Е.Л. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г.Мурманска о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
стец обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда в Ленинском округе г.Мурманска о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование иска указано, что истец обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии в связи педагогической деятельностью, однако в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. При подсчете стажа комиссии по назначению пенсию необоснованно не зачла в стаж педагогической деятельности периоды работы старшей пионервожатой, нахождения на курсах повышения квалификации, нахождения на сессии, а также периоды работы с 01.01.2007г. по 31.12.2008г. и с 26.04.2009г. по 31.12.2009г.
Просит признать незаконным отказ в назначении ей трудовой пенсии и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 17.02.2010.
О дне слушания дела истец извещена надлежащим образом.
ГУ Управление Пенсионного фонда в Ленинском округе г.Мурманска иск не признало.
Исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 17.02.2010.
Комиссией по назначению пенсий Ленинского административного округа 21.05.2010 истцу в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано на том основании, что документально подтвержден стаж работы истца, осуществлявшего педагогическую деятельность - 17 лет 09 месяцев 01 день, тогда как требуемый стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях не менее 25 лет л.д.8).
Из материалов дела усматривается, что Афанасьева Е.Л. осуществляла трудовую деятельность в должности старшей пионервожатой школы г.Мурманска с 16.08.1983 по 13.06.1988 л.д.9).
В соответствие с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №-173 от 17.12.2001г. (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 3 статьи 28 данного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года №-2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №-1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №-463.
Согласно п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В период работы истца с 16.08.1983 по 13.06.1988 действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №-1397, в соответствии с п. 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, истец имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Из материалов дела усматривается, что истец находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы в периоды: с 08.10.1997 по 18.10.1997, с 09.12.1997 по 20.12.1997, с 20.09.2004 по 15.11.2004, с 20.02.2006 по 18.03.2006, с 20.04.2009 по 25.04.2009.
В периоды с 09.11.1984 по 18.11.1984, с 02.01.1985 по 12.01.1985, с 23.03.1988 по 31.03.1988, с 01.06.1988 по 13.06.1988 истец находилась на сессиях.
Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и сессиях также подлежат зачету в специальный стаж.
Отдельные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и сессиях относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
В указанный период работы действовали, в частности, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №-1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости.
В соответствии с п.2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №-1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №-953, п. 3 приложения №-6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. №-94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Кроме того, некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №-516 от 11 июля 2002 г.
В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, указанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и сессии подлежат включению в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии.
В отношении требований, касающихся периода работы истца в качестве директора прогимназии №-51 в период с 01.01.2007 по 31.12.2008 и с 26.04.2009 по 31.12.2009, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.18 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ №-555 от 24.07.2002 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).
В соответствии с пунктом 4 Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются:
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №-781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Судом установлено, что при подаче заявления о назначении пенсии истцом прилагалась трудовая книжка. В пенсионном деле имеются и сведения индивидуального (персонифицированного) учета о внесении страховых взносов за указанный период времени с указанием педагогической нагрузки.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г.Мурманска включить в пенсионный стаж Афанасьевой Е.Л., дающий право на назначение льготной пенсии, периоды:
- работы с 16.08.1983 по 13.06.1988;
- нахождения на сессии с 09.11.1984 по 18.11.1984, с 02.01.1985 по 12.01.1985, с 23.03.1988 по 31.03.1988, с 01.06.1988 по 13.06.1988;
- нахождения на курсах повышения квалификации с 08.10.1997 по 18.10.1997, с 09.12.1997 по 20.12.1997, с 20.09.2004 по 15.11.2004, с 20.02.2006 по 18.03.2006, с 20.04.2009 по 25.04.2009;
- работы с 01.01.2007 по 31.12.2008 и с 26.04.2009 по 31.12.2009,
и назначить ей досрочную трудовую пенсию с 17 февраля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Ленинский райсуд г.Мурманска в 10дневный срок со дня изготовления полного текста.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления были исчерпаны до дня его вступления в законную силу.
Судья Матей Т.П.
Решение вступило в законную силу