об устранении нарушений требований законодательства



Дело №-2-2506/10 Изготовлено 09.08.2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2010 года Ленинский райсуд г.Мурманска в составе:

председательствующего судьи - Матей Т.П.

при секретаре - Засыпкиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «***» об устранении нарушений требований законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

В ходе проведенной в январе 2010 года Мурманской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в восстановительном поезде № *** ст. Мурманск Мурманского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «***» установлено, что в нарушение требований п. 96 ППБ 01-33 в восстановительном поезде ***ст. Мурманск не обеспечено техническое содержание и обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации специализированной организацией, имеющей лицензию в соответствии с требованиями Руководящих документов РД 009-01-96 «УПС. Правила технического содержания», РД 009-02-96 «Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и ППР».

По результатам выявленных нарушений Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 Мурманским транспортным прокурором 09.02.2010 в адрес начальника Мурманского отделения Октябрьской железной дороги внесено представление об устрашении нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности № 1-38в-10.

Поскольку проведенной 09.06.2010 контрольной проверкой установлено, что до настоящего времени указанное нарушение законодательства о пожарной безопасности не устранено, прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском и просит обязать ответчика в срок до 01.01.2011 в соответствии с требованиями п.96 ППБ 01-33 обеспечить в восстановительном поезде *** ст. Мурманск техническое содержание и обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации специализированной организацией имеющей лицензию в соответствии с требованиями Руководящих документов РД 009-01-96 «УПС. Правила технического содержания», РД 009 -02-96 «Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и ППР».

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.

Ответчик представил мотивированный отзыв по иску, в котором указал на отсутствие нарушений требований пожарной безопасности со стороны ответчика, поскольку ОАО «***» заключен договор на капитальный ремонт и техническое обслуживание принадлежащих ОАО «***» охранно-пожарной сигнализации и систем автоматического пожаротушения с ЗАО «***». Прокурор при осуществлении проверки вышел за пределы надзора, превысив свои полномочия. Кроме того, при проведении проверки прокурору следовало руководствоваться ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а не нормативно-правовыми актами органов государственной власти по пожарной безопасности (л.д.28-30).

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала и поддержала изложенные в отзыве доводы.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы прокурорской проверки, суд приходит к следующему.

Настоящий иск заявлен прокурором в рамках ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц: как работников учреждения, так и иных лиц, находящихся в здании восстановительного поезда № ***.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности» №-69-ФЗ от 21.12.1994 пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно пункту 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №-868, к основным задачам МЧС России, в числе прочих, отнесена организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

Приказом МЧС России №-313 от 18.06.2003 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила), которые введены в действие 30.06.2003.

Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п.1).

В соответствии с пунктом 96 Правил регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.

В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.

Правила технического содержания» РД 009-01-96 устанавливают требования к техническому содержанию систем, установок и средств (далее - "установок") пожарной автоматики <*>, смонтированных и введенных в эксплуатацию на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - "объекты") и обязательны к выполнению на территории Российской Федерации объектами независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, оборудованными установками пожарной автоматики (раздел 1, п.п.1,4).

В силу подпункта 9 пункта 1.1 и подпункта 1 пункта 1.3 раздела 1 Правил на каждом объекте должно быть организовано проведение технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов (ТО и ППР) установок пожарной автоматики с момента ввода их в эксплуатацию. Все виды работ по ТО и ППР, а также по содержанию установок пожарной автоматики должны выполняться собственными специалистами объекта, прошедшими соответствующую подготовку, или по договору организациями, имеющими лицензию органов управления Государственной противопожарной службы на право выполнения работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию установок пожарной автоматики.

Аналогичные положения содержит и РД 009-02-96 «Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и ППР».

В ходе проведенной Мурманской транспортной прокуратурой округа проверки исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности установлено, чтов нарушение требований п.96 ППБ 01-33 в восстановительном поезде № *** ст. Мурманск *** - филиала ОАО «***» не обеспечено техническое содержание и обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации специализированной организацией, имеющей лицензию в соответствии с требованиями Руководящих документов РД 009-01-96 «УПС. Правила технического содержания», РД 009-02-96 «Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и ППР», в связи с чем Мурманским транспортным прокурором 09.02.2010 в адрес начальника Мурманского отделения *** внесено представление об устрашении нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности № 1-38в-10 (л.д.9-10).

09.06.2010 в ходе контрольной проверки установлено, что техническое содержание и обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации в восстановительном поезде №-*** специализированной организацией, имеющей лицензию так и не обеспечено, что подтверждается справкой прокурора от 15.06.2010 (л.д.14).

Доказательства того, что указанные нарушения устранены в полном объеме, ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлены.

Ссылки на наличие договора на капитальный ремонт и техническое обслуживание принадлежащих ОАО «***» охранно-пожарной сигнализации и систем автоматического пожаротушения с ЗАО «***» не могут быть приняты во внимание, поскольку упомянутый договор заключен 24.09.2007 (л.д.32-39), ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ Календарный план выполнения указанных работ в здании восстановительного поезда №-30167 и акты сдачи-приемки работы не представлены.

Согласно же представленному ответчиком журналу №-8 регистрации работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту технических средств - охранно-пожарной сигнализации от 2008 техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации здания восстановительного поезда №-*** в г.Мурманске осуществлялось ООО «***», т.е. другой организацией (л.д.44-46). Сведения о наличии у ООО «***» соответствующей лицензии, а также договор на обслуживание и ремонт сигнализации отсутствуют.

Исходя из установленной законом обязанности руководителей, должностных лиц организаций соблюдать при осуществлении организацией деятельности требования законодательства, суд находит исковые требования о возложении на ответчика соответствующих обязанностей обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Иные доводы ответчика основаны на ошибочном толковании норм права и не могут служить основанием для отказа в иске.

Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №-123-ФЗ, на который ссылается ответчик, правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности является, в том числе, Федеральный закон "О пожарной безопасности", в соответствии с которым разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

С учетом изложенного у суда нет оснований считать, что приведенные прокурором нормы права не подлежат применению.

У суда также нет оснований считать, что прокурор при подаче иска действовал вне рамок своей компетенции и не мог осуществлять проверку исполнения законов в отношении юридических лиц, поскольку иск заявлен прокурором в целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц. При проведении проверки прокурор действовал в соответствии с положениями статей 21, 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №-2202-1, регламентирующих проведение проверки соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание необходимость выполнения ряда определенных мероприятий, в целях реального исполнения решения суд находит указанный прокурором срок выполнения мероприятий разумным и достаточным.

Учитывая изложенное, суд находит уточненные в судебном заседании исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствие со ст.103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать госпошлину в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Открытое акционерное общество «***» в срок до 01 января 2011 года:

- обеспечить техническое содержание и обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации в восстановительном поезде *** ст.Мурманск специализированной организацией, имеющей лицензию в соответствии с требованиями Руководящих документов РД 009-01-96 «УПС. Правила технического содержания», РД 009-02-96 «Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и ППР».

Взыскать с Открытого акционерного общества «***» в доход местного бюджета госпошлину в сумме ***руб.

Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Ленинский райсуд г.Мурманска в десятидневный срок со дня изготовления полного текста.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления были исчерпаны до дня его вступления в законную силу.

Судья Матей Т.П.

Решение вступило в законную силу 20.08.2010