Дело № 2-4739/10
Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2010 года г. Мурманск
Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Барабановой Т.К.
при секретаре Уманцевой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска к Открытому акционерному обществу «***», Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «***» об устранений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц с иском к Открытому акционерному обществу «***» (далее по тексту ОАО «***»), Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «***» (далее по тексту ООО УК «***») об устранений природоохранного законодательства. В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, были выявлены нарушения закона в деятельности ответчиков. Так, проверкой установлено, что контейнерная площадка, расположенная у домов *** по ул. *** в г. Мурманске имеет 3 мусорных контейнера, которые установлены на бетонированной площадке, 1 мусорный контейнер установлен за пределами контейнерной площадки непосредственно на грунте, данная площадка не имеет ограждения, место для сбора крупногабаритного мусора не сформировано, отходы размещены возле контейнерной площадки хаотично. Территория рядом с площадкой незначительно захламлена бытовыми отходами. Поскольку до настоящего времени недостатки, выявленные в процессе проверки, не устранены, истец просит обязать ОАО «***» и ООО УК «***» в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 в срок до 01.04.2009 года:
- отвести и оборудовать специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора вблизи контейнерной площадки по адресу: г. Мурманск, ул. ***, ***;
- контейнерную площадку по адресу г. Мурманск, ул. ***, *** оборудовать специальным ограждением из металлической сетки, препятствующей разносу мусора за пределы площадки;
- оборудовать бетонированную площадку по указанному адресу под размещение 4 мусорных контейнеров.
В судебном заседании помощник прокурора Вершинина М.В. требования поддержала, уточнив, что в следствии технической ошибки в исковом заявлении неверно указан срок исполнения обязательств, просила обязать ответчиков устранить нарушения природоохранного законодательства в срок до 01 апреля 2011 года.
Представители ОАО «***» и ООО УК «***» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили мотивированные отзывы, приобщенные к материалам дела, в которых указали, что с заявленными требованиями не согласны в полном объеме, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица Комитета природопользования и экологии Мурманской области Сенник Е.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленного требования.
Выслушав помощника прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 ГПК РФ, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования г. Мурманска. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
Таким образом, заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, но также и на защиту жизни, здоровья и имущества граждан в связи с не соблюдением норм природоохранного законодательства. Круг таких лиц точно определен быть не может, следовательно, прокурор Ленинского округа г. Мурманска правомерно обратился с данным иском.
При таких обстоятельствах, доводы представителя ООО УК «***» о том, что данный иск подан лицом, не обладающим таким правом является необоснованными.
В судебном заседании из материалов дела и пояснений сторон установлено, что на основании обращения жителей дома № ** по ул. *** в г. Мурманске прокуратурой Ленинского округа г. Мурманска 19.09.2010 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при размещении объектов коммунальных отходов, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при осуществлении функции по уборке придомовых территорий от строительного и крупногабаритного мусора.
В результате проверки установлено, что контейнерная площадка, расположенная у домов *** по ул. *** в г. Мурманске имеет 3 мусорных контейнера, которые установлены на бетонированной площадке, 1 мусорный контейнер установлен за пределами контейнерной площадки непосредственно на грунте, данная площадка не имеет ограждения, место для сбора крупногабаритного мусора не сформировано, отходы размещены возле контейнерной площадки хаотично. Территория рядом с площадкой незначительно захламлена бытовыми отходами.
Указанные обстоятельства подтверждены составленным актом осмотра контейнерной площадки от 19.09.2010 и приобщенными к нему фотографиями (л.д. 8-11).
Как следует из договоров управления многоквартирным домом, заключенными между собственниками и управляющими организациями, дома № ** и № ** по ул. *** в г. Мурманске находятся на обслуживании разных организаций, а именно: <адрес> - ОАО «***», <адрес> - ООО УК «***» (л.д. 23-26, 45-51).
На основании соглашения, заключенного между указанными организациями от 30.10.2009, контейнерная площадка, расположенная в районе домов ** и ** по ул. *** в г. Мурманске, обслуживается ответчиками по графику, установленному указанным соглашением.
Данным соглашением, предусмотрено, что Стороны обязуются организовать установку контейнеров для вывоза бытовых отходов для обслуживания многоквартирных домов в количестве, не допускающим перенакопления мусора и ежедневный вывоз бытовых отходов, а также своевременно производить вывоз для утилизации всего объема крупногабаритного мусора, не допускать его перенакопления, своевременно производить уборку и очистку территории контейнерной площадки, производить подбор мусора в контейнеры, после вывоза ТБО и КТО, передать площадку другой Стороне в день, установленный графиком, убранной, очищенной от мусора, без крупногабаритного мусора (л.д. 15).
В соответствии со ст. 1 закона РФ от 10.01.202 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 51 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительному и жилищно-коммунальному комплексу №170 от 27.09.2003 года утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее по тексту Правила), которыми установлены обязательные для исполнения требования по эксплуатации, ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
В соответствии с п. 1.8 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание (уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями).
Как следует из содержания п. 3.7.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пункт 3.7.4. Правил предусматривает, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Согласно п. 3.7.15. Правил крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания территории населенных мест, утвержденных Министерством здравоохранения СССР от 05.08.1988 № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий), скапливающихся на территории населенного пункта.
В соответствии со ст.ст. 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пп. «д» пункта 11 которых установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с п.п. 5.5, 5.7 «Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск» утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 №40-488 количество контейнеров рассчитывается исходя из планируемого объема вывоза ТБО с учетом вместимости контейнеров, коэффициента неравномерности накопления и коэффициента, учитывающего количество контейнеров в ремонте, резерве.
Площадки для размещения сборников отходов (контейнерные площадки) должны иметь усовершенствованное покрытие, быть удобными для подъезда специального автотранспорта, производства погрузочно-разгрузочных работ и должны соответствовать требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Как следует из Уставов ОАО «***» и ООО УК «***» предметом их деятельности является оказание услуг по управлению многоквартирными домами, выполнение работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда всех форм собственности, а также управление эксплуатацией жилого и нежилого фондов, чистка и уборка производственных и жилых помещений, уборка территорий и аналогичная деятельность (л.д. 16-21, 27-35).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заключив с собственниками многоквартирных домов договоры управления многоквартирным домом, управляющие компании приняли на себя обязательство обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками нежилых помещений; обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме; в том числе по вывозу бытовых отходов и крупногабаритного мусора, уборке контейнерных площадок и пр.
Требования прокурора об обязании ответчиков выполнить определенные действия, а именно: отвести и оборудовать специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора вблизи контейнерной площадки по адресу: г. Мурманск, ул. ***, ***; контейнерную площадку по адресу г. Мурманск, ул. ***, *** оборудовать специальным ограждением из металлической сетки, препятствующей разносу мусора за пределы площадки; оборудовать бетонированную площадку по указанному адресу под размещение 4 мусорных контейнеров, полностью соответствуют требованиям вышеуказанных нормативных актов.
Доводы представителя ООО УК «***» о том, что в п. 3.7.15 Правил не предусматривает выделение отдельной площадки для сбора крупногабаритных отходов, в связи с чем оснований для удовлетворения иска прокурора в этой части не имеется, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Так, согласно п. 5.10 «Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск» утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 №40-488 крупногабаритные отходы (упаковочные материалы, предметы домашнего обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель, металлические и деревянные конструкции, отходы от текущего ремонта жилых помещений) собираются на специальных площадках, расположенных, как правило, вблизи контейнерных площадок.
Ссылки представителя ООО УК «***» на то, что требования прокурора об оборудовании бетонированной площадки под размещение четырех контейнеров необоснованно, поскольку количество контейнеров для обслуживания одного дома составляет одну единицу, следовательно, на указанной территории должны размещаться только два контейнера, принадлежность двух других контейнеров не известка, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
Как следует из акта осмотра контейнерной площадки, расположенной у домов *** по ул. *** в г. Мурманске, на данной площадке находятся четыре контейнера. Указанный акт ответчиками не оспорен, в связи с чем признается судом в качестве доказательства по делу.
Согласно договору № 7002/09 от 01.10.2009 на вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, заключенному между ООО УК «***» и ООО «***», последнее передает во временное пользование управляющей компании 26 контейнеров для сбора ТБО. Доказательств, подтверждающих, что контейнеры, установленные по указанному адресу, не входят в состав переданных по договору от 01.10.2009, ответчиками не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что четыре контейнера, расположенные у домов № ** и № ** по ул. *** в г. Мурманске находятся во временном пользовании ООО УК «***», поскольку были переданы Обществу на основании договора от 01.10.2009 ООО «***». В связи с чем оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования в этой части не имеется.
При таких обстоятельствах исковые требования Прокурора Ленинского округа г. Мурманска подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что организация и проведение необходимых строительный работ по благоустройству специальных площадок являются достаточно длительными процессами, в целях реального исполнения решения суд считает необходимым установить срок его исполнения до 01 апреля 2011 года.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска к Открытому акционерному обществу «***», Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «***» об устранений природоохранного законодательства – удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «***» и Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «***» в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 в срок до 01.04.2011 года произвести следующие действия:
- отвести и оборудовать специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора вблизи контейнерной площадки по адресу: г. Мурманск, ул. ***, ***;
- контейнерную площадку по адресу г. Мурманск, ул. ***, *** оборудовать специальным ограждением из металлической сетки, препятствующей разносу мусора за пределы площадки;
- оборудовать бетонированную площадку по указанному адресу под размещение 4 мусорных контейнеров.
Взыскать с Открытого акционерного общества «***» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме *** рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «***» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Т.К. Барабанова
Решение вступило в законную силу 19.01.2011