Дело № 2-2593/10
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2010 года Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи М.Г. Серовой,
при секретаре А.В. Кравченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрофанова А.В. к войсковой части ***, Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть *** о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Митрофанов А.В. обратился в суд с иском к войсковой части *** о взыскании заработной платы в виде премии за сбор, хранение, учет и сдачу лома и отходов драгоценных металлов (далее - ЛОДМ) за 2009 год. В обоснование указал, что состоял с ответчиком в трудовых отношениях по 30.04.2010 года. Работал в должности ***. В его должностные обязанности входило ***. Кроме того, он принимал личное участие в выполнении работ по сбору, учету и сдаче ЛОДМ. В 2010 году работникам его участка выплачена премия за сбор, хранение, учет и сдачу ЛОДМ. Поскольку он прекратил трудовые отношения с ответчиком до выплаты премии, указанная премия ему не выплачена. Просил обязать войсковую часть *** выплатить ему премию за работу с ЛОДМ за 2009 год в сумме *** рублей.
Определением суда от 07.09.2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть *** (далее по тексту - ФБУ - войсковая часть ***) (л.д. 81-82).
В судебном заседании истец конкретизировал исковые требования: просил взыскать премию за работу с ЛОДМ за 4 квартал 2009 года с ФБУ - войсковая часть ***, на лицевой счет которой перечисляются денежные средства от приносящей доход деятельности войсковой части ***. В обоснование размера взыскиваемой суммы привел доводы о том, что техники мастерской, являющиеся его подчиненными, за работу с ЛОДМ в 4 квартале 2009 года получили премию в размере *** рублей. Поскольку он занимал руководящую должность, оклад по которой выше оклада техника, полагал, что ему причитается премия в большем размере, то есть - *** рублей.
Войсковая часть ***, извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направила; просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя; представила письменное мотивированное мнение относительно иска, в котором возражала против его удовлетворения. В обоснование указала, что поскольку истец уволен на день возможности расходования денежных средств, то внебюджетные средства для выплаты премии израсходованы полностью на ее выплату работникам, продолжающим работать в войсковой части и военнослужащим в целях усиления их материальной заинтересованности. Кроме того, Митрофановым А.В. допущены упущения в работе при разборке, учете и сдаче ЛОДМ, что являлось основанием для невыплаты ему премии даже при сохранении с ним трудовых отношений (л.д. 49-50; 60-61).
ФБУ - войсковая часть ***, извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя; возражений по иску не представило.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 129 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), в состав заработной платы входят, в том числе, стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пп. «б» п. 10 Раздела II Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации …, являющегося Приложением № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555, в бюджетном учреждении устанавливаются:
выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 :
за интенсивность и высокие результаты работы;
за качество выполняемых работ;
за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы;
иные виды стимулирующих выплат, учитывающие интенсивность и высокие результаты работы.
Согласно п. 11 Раздела II названного Положения, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
В соответствии с Разъяснением о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, являющимся Приложением № 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях», выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами … (п. 1);
к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу (п.2).
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 г. № 288 «О размерах средств на премирование за сбор и сдачу лома и отходов драгоценных металлов и природных алмазов», принятого в целях усиления материальной заинтересованности работников предприятий, учреждений и организаций в сборе и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России) лома и отходов этих металлов и природных алмазов, премирование за сбор и сдачу лома и отходов драгоценных металлов и природных алмазов в Госфонд России осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями за счет средств, получаемых от реализации указанных отходов предприятиям - переработчикам этого сырья.
Судом установлено, что Митрофанов А.В. работал в войсковой части *** с 14.04.2003 г. по 30.04.2010 г. в различных должностях. С 02.03.2007 г. он работал в должности ***, а с 02.12.2009 г. по день увольнения - ***. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца в судебном заседании, материалами дела (л.д. 6-7; 67-73).
Войсковая часть имеет участки разборки, предназначенные для хранения, подготовки к отправке и отправки на переработку ЛОДМ, полученных в результате разборки списанной техники связи. Организация работ на указанных участках осуществляется в соответствии с Положением об участках разборки техники связи пятой категории войсковой части ***, утвержденным командиром вышестоящей войсковой части *** 12.02.2009 г. (л.д. 13-25).
Согласно Разделу 2 названного Положения, на инженера (начальника мастерской) возложены руководство работами по приему (из хранилищ), учету, хранению, разборке техники связи и отправке на завод-переработчик ЛОДМ от разобранной техники связи, а также ответственность за организацию приема, разборки техники связи, учета и сдачу на склад ЛОДМ (п.п. 2 и 3).
В целях усиления материальной заинтересованности военнослужащих и работников войсковой части в более полном сборе, качественном учете, хранении и сдаче в Госфонд ЛОДМ в войсковой части введено в действие Положение о премировании военнослужащих и работников в/части *** за сбор, хранение и сдачу в Госфонд лома и отходов, содержащих драгоценные металлы от 30.12.2009 года, которое является приложением к коллективному договору войсковой части на 2009 - 2011 годы (далее - Положение о премировании) (л.д. 26-28; 53-54).
В соответствии с Положением о премировании, премирование производится согласно Перечню профессий рабочих, должностей военнослужащих и гражданского персонала, разрабатываемому ежегодно (п.1). Премирование производится один раз в квартал по итогам сдачи в течение текущего квартала ЛОДМ; выплата премии производится в соответствии с приказом командира войсковой части *** на основании представлений начальников подразделений или начальника отдела хранения, либо на основании решения командира войсковой части с учетом личного вклада каждого работника в размере, выраженном фиксированной суммой (п.п. 2 и 3).
Согласно п. 4 Положения о премировании, источником выплаты премии являются средства от приносящей доход деятельности, полученные от перерабатывающих предприятий, то есть, внебюджетные средства.
В силу п. 5 Положения о премировании, командиру войсковой части предоставлено право не производить выплату премии полностью или частично за упущения в работе по сбору, учету, хранению и сдаче в Госфонд ЛОДМ.
Перечень профессий рабочих, должностей военнослужащих и гражданского персонала для выплаты премии за учет, сбор, хранение и сдачу в Госфонд лома и отходов драгоценных металлов в 2009-2010 годах, утвержденный командиром войсковой части *** 30.12.2009 г., содержит должность ***. Основанием для выплаты премии в фиксированной сумме по указанной должности являются работы по сбору, первичной обработке, хранению и сдаче на склад ЛОДМ (л.д. 29-30; 55-56).
Из пояснений истца в судебном заседании, анализа штатного расписания войсковой части *** на 2009 г. (л.д. 31-35), содержащего указание на должность ***, но не предусматривающего должности ***, следует, что под наименованием должности «***» в Перечне профессий …, утвержденном 30.12.2099 г., подразумевается должность, занимаемая истцом.
Кроме того, из пояснений истца следует, что работы по должности *** и по должности ***, на которую он переведен с 02.12.2009 г., идентичны.
Приказом командира войсковой части *** от 16.06.2010 г. № 207 «О премировании личного состава части за выполнение плана сдачи лома и отходов, содержащих ДМ, за 4 квартал 2009 года», постановлено премировать работников за счет средств, полученных от перерабатывающих предприятий за сдачу ЛОДМ в Госфонд. Размер премии каждому из работников указан в приказе в твердой денежной сумме, в том числе, техникам мастерской ремонта и консервации - по *** рублей (л.д. 37, 58).
Выплата премии истцу названным приказом не предусмотрена и занимаемая им должность в приказе не поименована.
Выплата премии за 4 квартал 2009 г. в войсковой части согласно приказу от 16.06.2010 г. № 207 произведена по расчетно-платежной ведомости № 45 от 17.06.2010 г. (л.д. 36).
Из письменных пояснений командира войсковой части ***, представленных суду, усматривается, что премия за сбор, хранение и сдачу ЛОДМ за 1, 2 и 3 кварталы 2009 г. не выплачивалась, в связи с тем, что в указанный период времени отправка ЛОДМ на предприятия-переработчики не осуществлялась, соответственно, денежные средства на внебюджетный счет не перечислялись (л.д. 60).
Ответчиком - войсковой частью *** не оспаривалось фактическое выполнение истцом в исковом периоде работ по сбору, хранению и сдаче ЛОДМ.
Невыплату премии Митрофанову А.В. ответчик мотивировал наличием двух обстоятельств: увольнением истца на день возможности расходования денежных средств на премирование работников за 4 квартал 2009 года и издания приказа о премировании, и, соответственно, необходимостью расходования внебюджетных средств для выплаты премии полностью на выплату премии работникам, продолжающим работать в войсковой части и военнослужащим в целях усиления их материальной заинтересованности, а также допущенными Митрофановым А.В. упущениями в работе при разборке, учете и сдаче ЛОДМ.
Поскольку, по смыслу Положения о премировании, при применении его в совокупности с утвержденным в войсковой части Перечнем профессий рабочих … для выплаты премии, основанием премирования истца являлись работы по сбору, первичной обработке, хранению и сдаче на склад ЛОДМ, фактически выполняемые истцом в исковом периоде, суд считает, что увольнение Митрофанова А.В. на день возможности расходования денежных средств на премирование работников за 4 квартал 2009 года, само по себе, не может являться основанием для отказа в установлении и выплате истцу указанной премии. Соответственно, доводы ответчика в указанной части суд находит несостоятельными и не принимает их во внимание.
Оценивая довод ответчика о допущенных Митрофановым А.В. упущениях в работе при разборке, учете и сдаче ЛОДМ, суд учитывает следующее.
В соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 г. № 68н (далее - Инструкция), учет драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них должен обеспечить контроль за их движением на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их извлечением, использованием и обращением (пункт 6.1)
Организации обязаны вести учет драгоценных металлов …, включая драгоценные металлы, … содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов (п. 6.3. Инструкции).
Лом и отходы драгоценных металлов…, образующиеся в процессе производства и использования драгоценных металлов, учитываются организациями по наименованию драгоценных металлов, виду лома и отходов, массе лома и отходов … (п. 6.5 Инструкции).
Положением об участках разборки техники связи пятой категории войсковой части ***, которое разработано, в том числе, на основании вышеназванной Инструкции, предусмотрена ответственность начальника мастерской за прием ТС на участок разборки, сохранность ЛОДМ после разборки ТС, раздельное складирование ЛОДМ по классам в период разборки, рассортировку ЛОДМ по классам, прием, хранение, учет и отправку на переработку ЛОДМ, своевременное и правильное оформление учетных документов по приему, хранению и отправке на переработку ЛОДМ, а также предусмотрены соответствующие обязанности ***, в том числе, по организации разборки полученной ТС на участке разборки.
Из письменных пояснений ответчика следует, что указанные обязанности в исковом периоде выполнялись Митрофановым А.В. неудовлетворительно и со стороны командования к его работе имелись претензии. В апреле 2010 г. комиссией, назначенной командиром в/части, проводилась внеплановая проверка собранного ЛОДМ, по результатам работы которой выявлено, что заявленное по документам количество драгоценных металлов в каждой партии, собранной в начале 2009 г. и собранной в начале 2010 г., не соответствует количеству, указанному в документах. В ходе служебного разбирательства выявлено, что данное несоответствие возникло в связи с ненадлежащим исполнением *** Митрофановым А.В. своих обязанностей по руководству участком разборки, который, в целях облегчения работы, сознательно нарушал технологию разборки аппаратуры связи и порядок учета ЛОДМ. В результате произошла пересортица ЛОДМ, разобранного и содержащегося в ящиках на протяжении всего 2009 года и начала 2010 года. Недостатки в работе, возникшие при руководстве Митрофановым А.В. участком разборки, были устранены впоследствии работниками, поименованными в Перечне к Положению о премировании, проводившими работы по перескладированию лома.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными ответчиком документами: приказом от 16.04.2010 г. о проведении внеплановой проверки ЛОДМ, письменными объяснениями от 28.04.2010 г. Митрофанова А.В., А.И.В., Ш.В.С. на имя командира в/части (л.д. 62-66), а также не оспорены и не опровергнуты истцом в судебном заседании.
Учитывая изложенное, доводы ответчика в указанной части не представляются суду надуманными и принимаются во внимание.
Таким образом, суд считает установленным ненадлежащее выполнение истцом в исковом периоде обязанностей по организации работ по приему, учету, хранению, разборке ТС, содержащей ЛОДМ.
Согласно письменным пояснениям командира войсковой части, указанные упущения в работе являлись бы основанием для невыплаты Митрофанову А.В. премии за 4 квартал 2009 г. даже при сохранении с ним трудовых отношений на момент выплаты премии.
Учитывая изложенное в совокупности, принимая во внимание Положение о премировании, по смыслу которого условием премирования является качественный сбор, учет, хранение и сдача в Госфонд ЛОДМ, суд соглашается с доводами ответчика об отсутствии у него оснований для материального стимулирования Митрофанова А.В. за 4 квартал 2009 года.
Решение командира войсковой части о невыплате истцу премии за 4 квартал 2009 г. не противоречит порядку, предусмотренному Положением о премировании, в том числе, его пунктам 3, 5, согласно которым командиру предоставлено право единолично принимать решение о размере премии с учетом личного вклада каждого работника и о невыплате премии за упущения в работе по сбору, учету, хранению и сдаче в Госфонд ЛОДМ.
Несмотря на принятие Положения о премировании 30.12.2009 г., то есть, в конце периода, за который работникам и военнослужащим войсковой части выплачена премия по приказу от 16.06.2010 г. № 207, суд считает названное Положение, представленное ответчиком, применимым к спорным правоотношениям, поскольку обязанности войсковой части *** по выплате премии за 4 квартал 2009 года возникли после введения в действие данного Положения, то есть, после перечисления денежных средств для ее выплаты на внебюджетный счет.
Напротив, суд не принимает во внимание Положение о премировании работников в/части *** за сбор, хранение и сдачу в Госфонд лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденное 02.02.2009 года и Перечень профессий, утвержденный в мае 2009 года, копии которых представлены истцом (л.д. 43-47), поскольку они утратили силу в связи с принятием новых Положения и Перечня и не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Кроме того, доводы истца о размере премии в сумме *** рублей суд считает необоснованными. Так, в силу действующего Положения о премировании, прерогатива установления размера премии в фиксированной сумме принадлежит работодателю в зависимости от личного вклада работника; размер премии не зависит от оклада работника.
Решение вопроса о порядке премирования за выполнение работ по сбору, учету, хранению и сдаче в Госфонд ЛОДМ в коллективном договоре войсковой части ***, неотъемлемой частью которого является Положение о премировании, а также условия самого Положения о премировании не противоречат требованиям ст.ст. 135, 144 ТК РФ, Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации …, являющегося Приложением № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необоснованности требований истца о выплате ему премии за сбор, хранение, учет и сдачу ЛОДМ за 4 квартал 2009 год в сумме *** рублей и отказывает истцу в удовлетворении иска о взыскании указанной суммы с ФБУ - войсковая часть ***.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Митрофанову А.В. в удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть *** о взыскании премии за сбор, хранение, учет и сдачу лома и отходов драгоценных металлов за 4 квартал 2009 года в сумме *** рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Судья М.Г. Серова
Решение вступило в законную силу 02.11.2010