Дело № 2-3418/10
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2010 года Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи М.Г. Серовой,
при секретаре Л.П. Бисеровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сологуба С.Л. к войсковой части *** о признании нуждающимся в получении жилья и понуждении к включению в очередь военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в получении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Сологуб С.Л. обратился в суд с иском к войсковой части *** о признании нуждающимся в получении жилья и понуждении к включению в очередь военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в получении жилья. В обоснование указал, что в 1992 году уволен с военной службы в запас по организационно-штатным мероприятиям и исключен из списков войсковой части ***. Выслуга на военной службе в льготном исчислении составляет более 20 лет. Во время службы в поселке Гремиха Мурманской области в 1987 году был обеспечен служебным жильем, которое сдал в 1988 году при переводе к другому месту службы - в поселок Росляково Мурманской области. В это время проживал с семьей в городе Североморске в квартире своих родителей. В 1991 году был переведен в войсковую часть *** в городе Мурманске, откуда и был уволен в запас в 1992 году. Перед увольнением подал рапорт на имя командира войсковой части о постановке на очередь на получение жилья. После увольнения с военной службы остался проживать в городе Североморске и работал в войсковой части *** (войсковая часть ***). В 2000 году вместе с семьей переехал жить в Ленинградскую область в квартиру, полученную родителями взамен жилья, сданного в городе Североморске. До настоящего времени жильем не обеспечен. При обращении в 2009 году к командованию войсковой части ***, а затем - вышестоящей войсковой части *** с вопросом о продвижении в очереди на получение жилья, получил ответ об отсутствии его в указанных списках. При последующем обращении в войсковую часть *** - к начальнику Тыла Северного флота с просьбой включить его в очередь на получение жилья или на получение Государственного жилищного сертификата, получил ответ с разъяснением о необходимости обращения в органы местного самоуправления. Полагал, что отказ командования войсковой части ***, имеющей в настоящее время жилищную комиссию, нарушает его права, как военнослужащего, на обеспечение жильем. Полагал, что на него распространяются положения действующего Федерального Закона «О статусе военнослужащих», в частности, статьи 15 Закона, согласно которой обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств государственного бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе, путем выдачи Государственных жилищных сертификатов.
Истец, с учетом уточнения требований, просил суд признать незаконным отказ командования войсковой части *** в признании его нуждающимся в получении жилья и обязать дать указание жилищной комиссии войсковой части включить его (истца) в очередь нуждающихся в получении жилья, оформив данное решение протоколом жилищной комиссии (л.д. 42-45).
В судебном заседании Сологуб С.Л. исковые требования поддержал и привел суду доводы, аналогичные изложенным в иске.
В ходе судебного разбирательства уточнил, что после увольнения с военной службы состоял в трудовых отношениях с войсковой частью ***. В войсковой части *** - у ответчика, не работал; предъявление исковых требований к указанному ответчику связано с наличием в настоящее время в данной части жилищной комиссии, тогда как в подчиненных войсковых частях, в том числе - в войсковой части *** жилищно-бытовые комиссии расформированы. Пояснил, что не мог ранее обратиться за разрешением вопроса об обеспечении жильем, поскольку только в 2009 году получил по прежнему месту службы - в поселке Гремиха справку, подтверждающую сдачу им служебного жилья.
Ответчик - войсковая часть ***, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил. Ранее представил письменные мотивированные возражения относительно иска, согласно которым вопросы принятия на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем в избранном после увольнения месте жительства истцу надлежало решать в войсковой части *** - по месту службы. Кроме того, указал, что согласно действующему в период прохождения истцом военной службы законодательству, предоставление жилых помещений лицам офицерского состава, уволенным в запас или отставку, производилось исполнительными комитетами Совета народных депутатов. Действующий в настоящее время порядок обеспечения жильем военнослужащих, предусмотренный Федеральным Законом «О статусе военнослужащих», в редакции изменений, вступивших в силу с 01.01.2005 года, не распространяется на истца, уволенного с военной службы до введения его в действие.
Ответчик заявил также о пропуске истцом общего срока исковой давности для защиты своих прав, предусмотренного ст. 196 ГК РФ.
По изложенным основаниям ответчик просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований (л.д. 49-50).
Командир войсковой части 49394 и председатель жилищной комиссии войсковой части ***, указанные истцом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, извещавшиеся судом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 18.03.1985 г. № 240, предоставление жилых помещений лицам офицерского состава, уволенным в запас или в отставку, производится исполнительными комитетами Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР (пункт 53).
Названное Положение действовало на территории Российской Федерации до издания Президентом Российской Федерации Указа от 16.09.1999 г. № 1237, утвердившего Положение о порядке прохождения военной службы.
Порядок предоставления жилых помещений лицам офицерского состава был установлен Примерными Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1884 года № 335, утратившими силу с 01 марта 2005 года, в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно названным Примерным правилам, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялось в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами (пункт 11).
Пунктом 24 Примерных правил предусматривалось обеспечение военнослужащих, в том числе, лиц офицерского состава Вооруженных Сил СССР, уволенных в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, в установленный законодательством Союза ССР срок исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в редакции, действующей с 27 мая 1998 года, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий …, без их согласия не могли быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они должны были быть обеспечены жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования содержатся в пункте 17 статьи 34 Положения о прохождении военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237.
В силу пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции от 27.05.1998 г., военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могли быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечивались жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
Соответствующий порядок обеспечения жилыми помещениями предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
В дальнейшем, в названные положения статьи 15 Федерального закона внесены изменения.
Так, положениями пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона, в редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ, предусматривалось обеспечение военнослужащих при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья.
В соответствии с положениями пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона, действующими в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, предусмотрено ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений.
Судом установлено, что Сологуб С.Л. проходил военную службу с 30.07.1974 года. Приказом Главкома Объединенными Вооруженными Силами СНГ от 07.05.1992 года уволен с действительной военной службы в запас по ст. 59 пункту «в» Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (по сокращению штатов). Приказом командира войсковой части 31013 (по последнему месту службы) от 03.07.1992 года № 341 Сологуб С.Л. исключен из списков личного состава части и направлен на воинский учет в Североморский РВК города Североморска. Выслуга лет в Вооруженных Силах у истца составляет в календарном исчислении - 17 лет 8 месяцев; в льготном исчислении - 21 год 6 месяцев. (л.д. 10-17; 58-63).
Согласно справке от 22.09.2009 года, выданной 85 ОМИС, Сологуб С.Л. сдал служебное жилое помещение в городе Островном 10.06.1988 года (л.д. 23).
С 10.09.2001 года по настоящее время истец проживает и зарегистрирован по адресу: кв. **, д. **, ул. ***, деревня *** *** района *** области. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истца. (л.д. 32, 34). Материалами дела подтверждается отсутствие у истца и членов его семьи в настоящее время жилых помещения на праве собственности в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (л.д. 18-22, 33).
После получения справки от 22.09.2009 года о сдаче служебного жилого помещения в городе Островном, истец обращался письменно к командованию войсковой части *** - по последнему месту службы, а затем - в вышестоящую войсковую часть *** с вопросом о продвижении его в очереди на получение жилья, согласно списков жилищной комиссии. Из ответов войсковых частей *** и *** следует, что истец не числится в списках очередников на получение жилья (л.д. 24-27).
При обращении в последующем к командованию вышестоящей войсковой части ***, в Управление Тыла Северного флота, истец просит разрешить вопрос о предоставлении ему жилья. При этом полагает о наличии у него права на получение жилого помещения, как у военнослужащего, вставшего на учет на получение жилья до введения в действие Жилищного кодекса РФ, или на получение государственного жилищного сертификата (л.д. 28-29).
Из ответа командования войсковой части *** истцу следует, что правовые основания для решения вопроса об обеспечения его жильем органами Министерства обороны РФ отсутствуют; обеспечение истца жильем в избранном месте жительства может осуществляться путем обращения в органы местного самоуправления или путем участия в программе отселения из районов Крайнего Севера по линии администрации Мурманской области (л.д. 30).
Поскольку истец, полагая, что его право на обеспечение жильем нарушено ответчиком - войсковой частью ***, обращается в суд за восстановлением предполагаемого нарушенного права после получения ответа от командования войсковой части ***, суд считает, что общий трехлетний срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, следует исчислять со дня отказа войсковой части *** во включении истца в списки нуждающихся в получении жилья.
Таким образом, срок исковой давности истцом не пропущен и доводы ответчика в указанной части несостоятельны.
Вместе с тем, суд считает, что при увольнении с военной службы право истца на получение жилья могло быть реализовано в порядке, предусмотренном действующими на день увольнения нормативными правовыми актами - пунктом 53 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 18.03.1985 г. № 240, Жилищным кодексом РСФСР, Примерными Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1884 года № 335, то есть, путем постановки на учет в исполнительном комитете местных Советов народных депутатов (органе местного самоуправления) по избранному месту жительства.
Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, предусмотренный статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., действующей с 01.01.2005 года, распространяется на правоотношения, возникшие после введения в действие данной правовой нормы и не подлежит применению к правоотношениям, возникшим в связи с увольнением истца с военной службы в 1992 году.
Документально подтвержденных данных о том, что истец обращался при увольнении с военной службы с рапортом к командованию войсковой части о признании его нуждающимся в получении жилья, а также о том, что он был фактически признан нуждающимся и включен в списки очередников, истцом, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, не представлено и соответствующих доказательств судом в ходе рассмотрения дела не получено.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа командования войсковой части 49394 в признании истца нуждающимся в получении жилья и понуждении ответчика к включению его в списки нуждающихся в получении жилья.
Учитывая изложенное, суд отказывает Сологубу С.Л. в удовлетворении исковых требований к войсковой части ***.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сологуба С.Л. к войсковой части *** о признании незаконным отказа командира войсковой части *** о признании нуждающимся в получении жилья и понуждении к включению в очередь военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в получении жилья - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: М.Г. Серова
Решение вступило в законную силу 01.12.2010