о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-4849/10 Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2010 года РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

13 декабря 2010 года

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Серовой М.Г.,

при секретаре Кравченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фильваркива С.Л. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Фильваркив С.Л. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе города Мурманска (далее - ГУ УПФ) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав в обоснование, что более 12 лет и 6 месяцев осуществлял трудовую деятельность в плавсоставе на судах морского флота; его страховой стаж составляет не менее 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера - не менее 15 лет. Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», он имеет право на досрочное назначение пенсии. По достижении 50-летнего возраста он обратился в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной пенсии, однако в назначении пенсии ему отказано; период его работы с 03.09.1998 года по настоящее время не включен в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, поскольку нахождение его в море в указанный период не подтверждено документально.

Истец просил суд обязать ответчика включить в стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды его работы в плавсоставе на судах морского флота: с 03 августа 1998 года по 29 августа 2001 года, с 06 сентября 2001 года по 25 июля 2002 года, с 03 августа 2002 года по 15 августа 2004 года, с 19 августа 2004 года по 03 августа 2006 года, с 07 августа 2006 года по 08 октября 2010 года; признать за ним право на досрочную трудовую пенсию и обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости с 03 октября 2009 года.

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности - Адамсон Р.В., исковые требования поддержали, уточнив их в части даты окончания последнего периода, подлежащего включению в специальный стаж - по 17 ноября 2009 года, а не по 08 октября 2010 года, как указано в исковом заявлении. Просили обязать ответчика назначить истцу пенсию с 17 ноября 2009 года, то есть, со дня обращения за ее назначением.

Представитель ответчика - Когут В.Г., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против удовлетворения иска возражал.

Ранее ГУ УПФ представлен письменный мотивированный отзыв на иск, приобщенный к материалам дела, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении иска в связи с отсутствием первичной документации в подтверждение права истца на досрочную пенсию (л.д. 33-36).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - войсковой части *** - Ермохина Е.В. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав истца и его представителя, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пп. 9 п. 1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу п. 2 ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В силу ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Исходя из буквального толкования указанной нормы плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла пп. "и" п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Кроме того, согласно п. 9 Указаний Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, основным критерием для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является работа в плавсоставе экипажа судна на условиях постоянной занятости и полного рабочего времени.

Судом установлено, что Фильваркив С.Л., *** года рождения, работал в войсковой части ***:

с 03 сентября 1998 года в должности *** войсковой части ***;

с 18 апреля 2000 года в должности *** войсковой части ***;

с 11 сентября 2006 года в должности *** войсковой части ***;

с 25 мая 2009 года в должности ****;

с 10 августа 2009 года - в должности ***.

С 04 сентября 2009 года на основании Директив штаба Северного флота гидрографическое судно «***» передано в подчинение войсковой части ***.

Таким образом, с 04 сентября 2009 года и по настоящее время истец работает в войсковой части *** в должности *** гидрографического судна «***».

Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца (л.д. 12-18), записями в его личной карточке унифицированной формы Т-2 (л.д. 42-43).

По достижении возраста 50 лет Фильваркив С.Л. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за назначением трудовой пенсии по старости. Обращение имело место 17 ноября 2009 года, что подтверждается информацией, изложенной в письменном отзыве ответчика.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска (протокол от 25.02.2010 года № 241) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Из содержания решения (л.д. 23) следует, что страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, необходимые для назначения трудовой пенсии, у истца имеются, однако наличие стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности документально не подтверждено.

Согласно справке № 274 от 23 апреля 2009 года, выданной войсковой частью *** (л.д. 10), с 03 августа 1998 года Фильваркив С.Л. работал в войсковой части *** в плавсоставе на судах морского флота постоянно полный рабочий день без отвлечений в должностях ***, ***, *** войсковой части *** - гидрографическое судно «***», войсковой части *** - океанографическое судно «***», войсковой части *** - океанографическое судно «***», войсковой части *** - гидрографическое судно «***». Периодами льготной работы в плавсоставе являлись периоды:

03 августа 1998 года по 29 августа 2001 года, с 06 сентября 2001 года по 25 июля 2002 года, с 03 августа 2002 года по 15 августа 2004 года, с 19 августа 2004 года по 03 августа 2006 года, а также с 07 августа 2006 года. Из периодов работы истца в плавсоставе исключено время проезда к месту отпуска и обратно (дни на дорогу): с 30.08.2001 г. по 05.09.2001 г., с 26.07.2002 г. по 02.08.2002 г., с 16.08.2004 г. по 18.08.2004 г., с 04.08.2006 г. по 06.08.2006 г.

Согласно названной справке, в указанное время не включены периоды нахождения судов в отстое, на консервации, периоды длительного пребывания судов у причальной стенки без выполнения свойственных задач (или задач командования). Вышеуказанные суда являются морскими и не относятся к группе портовых судов, постоянно работающих на акватории порта, группе служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного или внутригородского сообщения.

Из справки следует, что названные суда являлись структурными подразделениями войсковой части ***, располагались в районе Крайнего Севера, порт приписки г. Мурманск.

Справка заверена подписями командира войсковой части ***, главного бухгалтера и специалиста службы кадров, печатью организации. Основанием для ее выдачи являлись данные личной карточки формы Т-2, технических паспортов судов, штатных расписаний, лицевых счетов, приказов командира войсковой части. Таким образом, суд принимает названный документ во внимание в качестве одного из доказательств по делу.

Следовательно, истец работал: с 03 сентября 1998 года по 10 сентября 2006 года на гидрографическом судне «***» в должностях *** и ***, а с 11 сентября 2006 года по настоящее время работает на гидрографическом судне «***» в должностях ***, ***.

Из пояснений истца, представителей войсковой части *** в судебных заседаниях, следует, что указанные должности входили в штат судов, что не опровергнуто в ходе рассмотрения дела. Должности *** и *** и до настоящего времени входят в штат судов «***» и «***», что подтверждается штатными расписаниями названных судов на 2009 - 2010 годы, представленными войсковой частью ***. Штатные расписания судов за предыдущие периоды не представлены по причине, не зависящей от истца.

Из пояснений истца следует, что в его обязанности, как кинофототехника, входило техническое обслуживание эхолотов, фотолаборатории, лаборатории контейнеров и другого оборудования, необходимого для выполнения океанографических исследований, то есть, для выполнения свойственных судну задач. Работая инженером, он выполняет, в основном, аналогичные обязанности.

Согласно выписке из книги судовых расписаний гидрографического судна «***», утвержденных командиром войсковой части *** 15.12.1995 года, *** Фильваркив С.Л. был включен в личный состав службы специальных измерений судна, имел судовой номер; за ним были закреплены обязанности по расписаниям по судовой тревоге, по борьбе за живучесть технических средств, по приготовлению судна к походу и другие обязанности по судну, а также помещения и оборудование, входящие в его заведование.

Согласно выписке из судовых расписаний гидрографического судна «***», утвержденных 01.12.2007 г. командиром войсковой части ***, Фильваркив С.Л. также включен в личный состав судна, имеет судовой номер, за ним закреплены обязанности, согласно расписаниям, заведование.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что занимаемые истцом должности относились к плавсоставу гидрографических судов «***» и «***».

Судом установлено, что гидрографические суда «***» и «***» по своим тактико-техническим характеристикам относится к категории судов морского флота и их статус в оспариваемый период не изменялся.

Указанные обстоятельства подтверждаются паспортами названных судов с указанием мореходности - «неограниченное плавание» (л.д. 19-22), письменной информацией, представленной суду за подписью командира войсковой части ***, согласно которой гидрографические суда «***» проекта *** и «***» проекта *** в соответствии с приказом Главкома ВМФ от 18.12.2003 г. «Об отнесении кораблей и судов военно-морского флота к группам, классам, подклассам и рангам» относятся к четвертой группе - морские суда обеспечения, класс - морские гидрографические суда.

В спорные периоды времени суда «***» и «***» непрерывно находились в кампании (постоянной эксплуатационной готовности № 1), а Фильваркив С.Л. в течение полного рабочего дня выполнял работу по своей специальности.

Названные обстоятельства подтверждаются данными паспортов судов, где указаны периоды нахождения судна вне эксплуатации, справками капитанов судов «***» и «***» от 10 декабря 2010 года, согласно которым в периоды работы истца на судах, они находились в кампании на основании приказов Командующего КСФ, выписками из журналов учета рабочего времени экипажа войсковой части *** гидрографического судна «***» за период с сентября 1998 года по сентябрь 2006 года, выписками из журналов учета рабочего времени экипажа гидрографического судна «***» за период с сентября 2006 года по декабрь 2009 года, данными лицевых счетов истца за период с 2005 по 2009 годы с указанием, в том числе, количества отработанного им времени.

Оценивая все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды времени истец работал в плавсоставе экипажа судов, относящихся к судам морского флота на условиях постоянной занятости и полного рабочего времени и указанные периоды подлежат включению в стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, стаж работы истца в плавсоставе на судах морского флота, дающий ему право на назначение льготной пенсии, с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера, превышает необходимый стаж, который должен быть не менее 12 лет 6 месяцев.

Страховой стаж истца на момент обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ составлял 34 года 05 месяцев 11 дней (требуется не менее 25 лет), стаж работы в районах Крайнего Севера - 30 лет 08 месяцев 11 дней (требуется не менее 15 лет).

Учитывая изложенное, Фильваркив С.Л. имеет право на трудовую пенсию по старости и его исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что истцом не были представлены документы, подтверждающие льготный стаж, суд не может принять во внимание, поскольку документы, необходимые ГУ УПФ для решения вопроса о назначении пенсии должен предоставлять не сам истец, а работодатель - войсковая часть ***, войсковая часть ***. Отсутствие у работодателя первичных документов, подтверждающих характер труда истца, в связи с их уничтожением, как обстоятельство, не зависящее от истца, не может являться основанием для непризнания за истцом права на назначение досрочной пенсии, гарантированное статьей 39 Конституции РФ.

Поскольку истец за назначением пенсии обратился 17 ноября 2009 года, право на назначение льготной пенсии по старости возникло у него с указанной даты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Фильваркива С.Л. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска включить в стаж работы, дающий право Фильваркиву С.Л. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды его работы в войсковой части *** с 03 августа 1998 года по 29 августа 2001 года, с 06 сентября 2001 года по 25 июля 2002 года, с 03 августа 2002 года по 15 августа 2004 года, с 19 августа 2004 года по 03 августа 2006 года, с 07 августа 2006 года по 03 сентября 2009 года, а также период работы в войсковой части *** с 04 сентября 2009 года по 17 ноября 2009 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска назначить Фильваркиву С.Л. трудовую пенсию по старости с 17 ноября 2009 года.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в десятидневный срок со дня составления мотивированного решения.

Судья М.Г. Серова

Решение вступило в законную силу 28.12.2010