Решение в окончательной форме изготовлено: 25.10.2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2010 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Баранниковой Т.Е.
при секретаре Малышевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4026/10 по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Первичной профсоюзной организации *** о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее - Управление юстиции) обратилось в суд с иском к Первичной профсоюзной организации *** (далее профсоюзная организация) о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование иска указало, что Управление юстиции осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям и законодательству Российской Федерации.
Профсоюзная организация была зарегистрирована Управлением юстиции 21 января 2000 года. С момента государственной регистрации данной организации по настоящее время изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не вносились.
Первичная профсоюзная организация *** согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц до настоящего времени не представила в Управление Министерства юстиции сведения о видах экономической деятельности для государственной регистрации согласно п.п. «п» п.1 статьи 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Кроме того, по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц адрес места нахождения профсоюзной организации: город Мурманск, проезд ***, дом **, однако почтовая корреспонденция, направляемая Управлением юстиции по данному адресу, возвращается с отметкой отделения связи об отсутствии организации по указанному адресу. В соответствии с абзацем 8 ч.1 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о его государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
23 марта 2010 года Управлением юстиции в адрес профсоюзной организации было вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушений норм законодательства Российской Федерации с указанием допущенного нарушения и срока его устранения. Профсоюзная организация в срок до 29 апреля 2010 года должна была представить пакет документов для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о видах экономической деятельности и сведения об адресе места нахождения, однако это не было выполнено.
В связи с непредставлением общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем 8 ч.1 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях», Управление юстиции просит признать профсоюзную организацию прекратившей свою деятельность и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Управление юстиции своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в исковом заявлении просило о рассмотрении дела без своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие представителя истца.
Представители ответчика Клюев Г.М., Максимов И.С. и Буев С.А. в судебном заседании иск не признали. По существу заявленных требований пояснили, что профсоюзная организация не изменяла своего адреса. Доводы Управления юстиции об изменении адреса сделаны в связи с тем, что организацией не была получена почтовая корреспонденция, однако при этом не проверялось, работает организация или нет, сведения в налоговом органе не запрашивались. Между тем, профсоюзная организация ежегодно направляет предусмотренные законом отчеты о своей деятельности в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску. Непредставление сведений о видах экономической деятельности не является основанием для прекращения деятельности организации, а может служить основанием для привлечения к административной ответственности. Полагал, что ликвидация (прекращение деятельности) профсоюзной организации по формальным основаниям недопустимо.
Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений.
Согласно статье 5 указанного Федерального закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Согласно п.п. 1.1., 1.1.3 Положения о первичной профсоюзной организации докеров Российского профсоюза докеров Мурманского морского торгового порта профсоюзная организация объединяет на добровольных началах членов профессиональных групп докеров-механизаторов, рабочих механизации, работников обеспечивающих служб и подразделений, а также работников других структур, прямо или косвенно, обеспечивающих работу Мурманского морского торгового порта, использует все правовые возможности для защиты конституционных, гражданских, социально-трудовых, профессиональных или других прав и интересов членов профсоюза (л.д.17), то есть является общественным объединением.
21 января 2000 года первичной профсоюзной организации *** Управлением юстиции администрации мурманской области было выдано свидетельство о государственной регистрации общественного объединения № 1458. Целью общественного объединения является защита и представление интересов членов Российского профсоюза *** и местных органах власти (л.д.10).
В силу абзаца 8 части 1 статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с п.п. «в», «п» пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лици индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 312-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся:
адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;
коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности
(пп. «п» введен Федеральным законом от 23 декабря 2003 года №185-ФЗ).
Согласно пункту 5 данной статьи, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о» - «с», обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
По смыслу пункта 5 статьи 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности не относятся к сведениям, об изменении которых юридическое лицо обязано сообщить в течение трех дней.
Согласно части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц.
Таким образом, сам по себе факт непредставления сведений о видах экономической деятельности, влечет иные правовые последствия и не является основанием для признания общественного объединения прекратившим свою деятельность.
Из гарантийного письма ОАО «***» следует, что администрация ОАО «***» предоставляет профсоюзной организации в качестве юридического адреса помещение по адресу: город Мурманск, *** проезд, дом ** (л.д.15).
Данный юридический адрес профсоюзной организации указан в выписках из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении профсоюзной организации (л.д.24,25), представленных Управлением юстиции.
В обоснование заявленных требований об изменении профсоюзной организацией юридического адреса Управлением юстиции представлены информация, направлявшаяся в адрес профсоюзной организации 21 июня 2006 года (л.д.26) и предупреждение от 29 марта 2010 года (л.д.28), а также копии почтовых конвертов с отметками о возвращении в связи с выбытием адресата (л.д.27, 30).
Формально требования Управления юстиции о предоставлении сведений об адресе общественного объединения в связи с постоянным возвратом почтовой корреспонденции, направляемой по указанному в положении профсоюзной организации адресу, ввиду отсутствия адресата, соответствуют требованиям закона.
Между тем, указанные документы не могут расцениваться, как доказательства изменения общественным объединением юридического адреса.
При этом предупреждением от 29 марта 2010 года Управление юстиции разъясняет Арктической территориальной (региональной) организации Федерации профсоюзов работников морского транспорта о возможности составления административного протокола в случае непредставления сведений, что свидетельствует о формальном отношении к направлению предупреждения, что привело к допущенным в нём опискам.
Доказательств того, что профсоюзная организация изменила свой юридический адрес истцом не представлено.
В соответствии со статьёй 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что профсоюзная организация является действующей организацией, регулярно представляющей всю предусмотренную законодательством отчетность как в Управление юстиции, так и в налоговый орган, доказательств обратного истцом не представлено.
Доводы представителей ответчика о том, что почтовая корреспонденция не была получена профсоюзной организацией по причине невручения администрацией ОАО «***» подтверждаются решением Ленинского районного суда города Мурманска от 07 июня 2005 года, вступившего в законную силу 02 августа 2005 года (л.д.43) по иску Первичной профсоюзной организации Российского профсоюза *** к ОАО «***» о защите прав профсоюзов, из содержания которого следует, что между профсоюзной организацией и ОАО «***» существовал спор о невручении почтовой корреспонденции.
Кроме того, в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, прекращение деятельности юридического лица и его ликвидация влекут одинаковые правовые последствия.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 44 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Из этого же правила исходит Конституционный суд в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П, согласно пункту 1 которого по конституционно-правовому смыслу пункта 2 статьи 61 ГК РФ предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица - не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Оценив указанные Управлением юстиции основания для прекращения деятельности Первичной профсоюзной организации докеров Российского профсоюза докеров Мурманского торгового порта, суд приходит к выводу, что они носят устранимый характер, не повлекли существенных негативных последствий и не могут рассматриваться в качестве основания для прекращения деятельности профсоюзной организации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Первичной профсоюзной организации *** о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись Баранникова Т.Е.
решение вступило в законную силу 08.12.2010