Дело №-2-5046/10
Мотивированное решение изготовлено 15.12.2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2010 года Ленинский райсуд г.Мурманска в составе:
председательствующего судьи - Матей Т.П.
при секретаре - Кондрашовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Е.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г.Мурманска о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда в Ленинском округе г.Мурманска о назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование иска указано, что истец обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии в связи педагогической деятельностью, однако в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. Просит обязать ответчика включить в ее пенсионный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, на семинаре, конференции и назначить досрочную трудовую пенсию с 27.08.2010.
В судебном заседании истец уточнила исковые требования и просит обязать ответчика включить в ее пенсионный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации иназначить досрочную трудовую пенсию с 06.09.2010.
Определением Ленинского райсуда г.Мурманска от 14.12.2010 производство по делу в части включения в пенсионный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, периодов нахождения на семинаре и конференции прекращено.
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда в Ленинском округе г.Мурманска иск не признал.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 27.08.2010.
Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ в Ленинском округе г.Мурманска 21.05.2010 истцу в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано на том основании, что документально подтвержден стаж работы истца, осуществлявшего педагогическую деятельность -23 года 08 месяцев 00 дней, тогда как требуемый стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях не менее 25 лет (л.д.8).
Из материалов дела усматривается, что истец находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы в периоды: с 03.06.1992 по 25.06.1992;с 18.01.1993 по 22.01.1993;с 08.04.1996 по 18.04.1996; с 06.10.1997 по 08.10.1997; с 26.01.2000 по 26.01.2000; с 08.10.2001 по 20.10.2001; с 03.12.2001 по 19.12.2001; с 10.02.2003 по 15.02.2003; с 24.11.2003 по 27.12.2003 (л.д.12-13).
По мнению суда, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №-173 от 17.12.2001г. трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Отдельные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и сессиях относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
В указанный период работы действовали, в частности, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №-1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости.
В соответствии с п.2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №-1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №-953, п. 3 приложения №-6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. №-94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №-1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №-463.
Согласно п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Кроме того, некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №-516 от 11 июля 2002 г.
В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, указанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г.Мурманска включить в пенсионный стаж Ивановой Е.Н., дающий право на назначение льготной пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить ей досрочную трудовую пенсию с 06 сентября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Ленинский райсуд г.Мурманска в 10дневный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления были исчерпаны до дня его вступления в законную силу.
Судья Матей Т.П.
Решение вступило в законную силу 28.12.2010