об обжаловании действий должностного лица



Дело № 2-4772/10

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2010 года г. Мурманск

Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Барабановой Т.К.

при секретаре Уманцевой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куликова А.Н. об обжаловании бездействий (действий) Администрации города Мурманска,

УСТАНОВИЛ:

Куликов А.Н. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий должностного лица Администрации города Мурманска в связи с продлением срока действия договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. **, к. **, в порядке ч. 6 ст. 162 ЖК РФ на очередной календарный год. В обоснование своим доводам указал, что временно исполняющий обязанности главы Администрации города Мурманска, подписав письмо от 26.08.2010 № 05-21/2330 о продлении действия договора управления многоквартирным домом, заключенным с Открытым акционерным обществом «***» (далее по тексту ОАО «***»), превысил свои полномочия и нарушил нормы жилищного законодательства, в частности ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, согласно которой, орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей компании, что сделано не было. В связи с чем просил признать действия должностного лица - временно исполняющего обязанности главы Администрации города Мурманска незаконными, совершенными с превышением должностных полномочий и нарушающими права заявителя как собственника. Обязать Администрацию города Мурманска устранить в полном объеме допущенное нарушение права; обязав отозвать письмо № 05-21/2330 от 26.08.2010, изданное в нарушение федерального законодательства в качестве основания для продления договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. **, к. ** с ОАО «***». Также обязать Администрацию города Мурманска официально проинформировать ОАО «***» об отсутствии законных оснований для продления договора управления и организовать открытый конкурс по отбору управляющей организации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ. При наличии оснований вынести частное определение в адрес вышестоящего органа или в адрес органа, в котором осуществляет профессиональную деятельность должностное лицо.

В дальнейшем Куликов А.Н. уточнил заявленные требования, просил признать незаконными бездействия (действия) Администрации города Мурманска, связанные с не проведением открытого конкурса по отбору управляющей организации в целях заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. **, к. ** и обязании устранить допущенное нарушение. При выявлении случаев нарушения законности, вынести частное определение в отношении должностных лиц Администрации города Мурманска, управляющей компании ОАО «***» и направить его в соответствующие организации с возложением обязанности в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.

В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. 09 ноября в 16 часов 47 минут представил по средством факсимильной связи ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с не предоставлением в его адрес копий истребуемых от Администрации города Мурманска документов, для ознакомления.

В силу ч. 1,3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что о дате судебного заседания заявитель узнал заблаговременно - 08.11.2010, о чем свидетельствует его собственноручная подпись на расписке о получении судебной повестки, каких-либо документов, подтверждающих невозможность явиться в суд заблаговременно, с целью ознакомления с материалами дела, суду представлено не было, суд расценивает причину неявки заявителя в судебное заседание неуважительной.

В связи с изложенным, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Куликова А.Н. в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании 08.11.2010 заявитель на заявленных требованиях настаивал, пояснил, что не согласен с действиями Администрации города Мурманска, произведенными при заключении с ОАО «***» договора управления многоквартирным домом от 11 января 2009 года, поскольку фактически открытый конкурс по выбору управляющей организации не проводился. Кроме того, в указанном договоре плата за «содержание и ремонт» общего имущества многоквартирного дома была поставлена в зависимость от «степени благоустройства», в связи с чем от оплаты части услуг по содержанию общего имущества были освобождены жильцы 1-2 этажа 9-ти этажного дома, что нарушает права других собственников жилых помещений. Кроме того, неправомерно была включена оплата электроэнергии для общедомовых нужд в тариф на «содержание и ремонт». Также указал, что в действиях органов местного самоуправления усматривается создание преимущества одной управляющей организации - ОАО «***», перед любыми другими, что создает препятствие к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйственным субъектам. Полагал, что после окончания действия указанного выше договора управления, Администрация города Мурманска в нарушении порядка, установленного жилищным законодательством, не провела открытый конкурс по отбору управляющей компании, а письмом от 26.08.2010 № 05-21/2330 продлила срок его действия на еще один календарный год.

Представитель Администрации города Мурманска Шутова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных заявленных требований, представила письменный отзыв на заявление, приобщенный к материалам дела. Пояснила, что в соответствии с п. 1 ст. 47 Устава муниципального образования город Мурманск, своим распоряжением от 05.02.2008 № 43-р, возложила функции организатора открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в городе Мурманске на Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее по тексту КРГХ администрации г. Мурманска). Комитет входит в структуру Администрации города Мурманска, но является отдельным юридическим лицом, в связи с чем ответственным за порядок проведения открытых конкурсов и заключения договоров управления является КРГХ администрации г. Мурманска. В свою очередь, Администрация г. Мурманска осуществляет контроль за деятельностью КРГХ администрации г. Мурманска в этой области. Так, в состав комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами города Мурманска был включен представитель Администрации города Мурманска. Указала, что договор управления многоквартирным домом от 11.01.2009 заключен с ОАО «***» в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Кроме того, пояснила, что в п. 5.1 данного договора, указан срок его действия - не менее одного года, т.е. конкретный период его действия не оговорен, поэтому по окончанию года договор считается продленным, в связи с чем у органа местного самоуправления не возникло обязанности по проведению нового конкурса в 2010 году. В настоящее время данный договор не оспорен, не отменен, его приняли все технические службы города.

Представитель Совета депутатов города Мурманска Шайдулина Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила мотивированный отзыв, приобщенный к материалам дела, считала действия Администрации города Мурманска по заключению и продлению договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. **, корп. **, заключенного с ОАО «***», законными и обоснованными.

Представитель ОАО «***» в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. 02 ноября 2010 года в адрес суда представила мотивированный отзыв, приобщенный к материалам дела, в котором указала, что с заявленными требованиями не согласна, поскольку с 01 мая 2009 года ОАО «***» является управляющей организацией, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. **, корп. **. Данный договор заключен на основании проведенного КРГХ администрации г. Мурманска открытого конкурса по отбору управляющих организаций, в соответствии с действующим законодательством. В силу ч. 6 ст. 162 ЖК РФ действие указанного договора продлено, поскольку от сторон не поступили заявления о его прекращении по окончанию срока его действия - 30.04.2010. При таких обстоятельствах, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для проведения в 2010 году нового открытого конкурса.

Выслушав представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, оценив действия Администрации города Мурманска связанные с заключением и продлением действия договора управления многоквартирным домом от 11.01.2009, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Судом установлено, что на основании ст. 161 ЖК РФ и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» Администрацией города Мурманска 05 февраля 2008 года издано распоряжение № 43-р. Согласно данному распоряжению, функции организатора открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в городе Мурманске возложены на КРГХ администрации г. Мурманска.

Как следует из материалов дела, в том числе из сообщений КРГХ администрации г. Мурманска, а также пояснений представителя Администрации г. Мурманска, данных в судебном заседании, по результатам проведенного конкурса, решением комиссии (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 16.12.2008) по Лоту № 18 Ленинского округа, в который был включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. **, корп. **, ОАО «***» признано единственным участником конкурса. После подготовки соответствующей документации, 11 января 2009 года между собственниками указанного жилого дома и ОАО «***» заключен договор управления многоквартирным домом, к исполнению своих обязанностей по данному договору ОАО «***» приступило с 01 мая 2009 года (л.д. 44).

Факт проведения органом местного самоуправления в лице КРГХ администрации г. Мурманска открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом подтверждается пунктом 1.1 договора управления от 11.01.2009, в котором имеется ссылка на протокол конкурса от 16.12.2008 (л.д. 19).

Анализируя действия Администрации города Мурманска в части возложения функции организатора открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в городе Мурманске на КРГХ администрации г. Мурманска, суд приходит к выводу, что данные действия не противоречат ст. 42 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 10.03.2006 № 20-235 (с изменениями и дополнениями от 31.05.2006 № 43-529, от 03.04.2008 № 48-588, от 03.06.2009 № 5-57, от 04.02.2010 № 15-202, от 16.07.2010 № 24-254), согласно которой, полномочия администрации города в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальными, функциональными органами и иными структурными подразделениями администрации города (комитеты, управления, отделы, сектора).

Между тем, в силу ст. 73 Устава должностные лица администрации города осуществляют контроль за деятельностью должностных лиц подчиненных структурных подразделений в соответствии с полномочиями, определенными Положениями о структурных подразделениях администрации города и должностными инструкциями.

Согласно п. 1.2 Положения о КРГХ администрации г. Мурманска, утвержденного постановлением Администрации города Мурманска от 14.05.2005 № 427 (с изменениями и дополнениями от 17.05.2005, 28.12.2006, 26.03.2007, 16.11.2009, 13.07.2010) Комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска и действует в пределах своих полномочий. Пунктом 4.31 к функциям Комитета отнесена организация работы по подготовке и проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами жилищного фонда города Мурманска.

Во исполнение возложенных на неё полномочий по контролю за деятельностью структурных подразделений, Администрация города Мурманска, своим распоряжением от 05.02.2008 № 43-р (с изменениями и дополнениями внесенными распоряжениями от 22.02.2008 № 72-р, 12.08.2009 № 758, от 11.03.2010 № 356, 28.06.2010 № 1061) в состав комиссии по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в городе Мурманске включила своих представителей - должностных лиц Администрации города Мурманска.

При таких обстоятельствах, учитывая, что договор управления многоквартирным домом от 11.01.2009, заключенный с ОАО «***», выбранного в качестве управляющей организации на основании проведенного органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации не оспорен, доказательств, подтверждающих признание его недействительным, сторонами, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено, сведений о нарушении порядка проведения открытого конкурса и его результатов не имеется, суд приходит к выводу о том, что доводы заявителя о не проведением открытого конкурса по отбору управляющей организации в целях заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. **, к. **, а также об отсутствии контроля со стороны Администрации города Мурманска при его проведении и заключении указанного договора управления, являются необоснованными.

Доводы Куликова А.Н. о том, что 30 апреля 2010 года между Мурманским муниципальным унитарным предприятием «Центр информации населения» (далее по тексту ММУП «Центр информации населения») и ОАО «***» заключено дополнительное соглашение к договору управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. **, корп. ** от 01 мая 2009 года, которое изменяет условия управления, предусмотренные договором управления от 11.01.2009, однако, до подписания данного соглашения общее собрание собственников не проводилось, положительного решения на его подписание собственниками многоквартирного дома не принималось, в связи с чем, при его подписании были нарушены права собственников, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку представитель ММУП «Центр информации населения» действовал в интересах муниципального образования города Мурманска, как собственника муниципального имущества в многоквартирных домах, что подтверждает доверенность, выданная Главой муниципального образования города Мурманска и Уставом ММУП «Центр информации населения», в связи с чем права других собственников дома ** корп. ** по ул. *** в г. Мурманске заключение данного дополнительного соглашения, не ущемляет.

В отношении требований о признании незаконными бездействий (действий) Администрации города Мурманска связанных с продлением договора управления многоквартирным домом от 11.01.2009, суд приходит к следующему.

В силу ч. 5, 6 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Подпунктом 15 пункта 41 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 предусмотренсрок действия договоров управления многоквартирным домом, составляющий не менее чем 1 год и не более чем 3 года.

Таким образом, из положений подпункт 15 пункта 41 Правил проведения конкурса следует, что срок действия договора об управлении многоквартирным домом - один год; этот срок может быть продлен на три месяца, что необходимо для того, чтобы собственники помещений смогли реализовать выбранный ими в порядке п. 6 ст. 161 ЖК РФ способ управления домом.

Согласно ч. 5 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.

В силу ч. 6 ст. 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

Обосновывая свои требования о признании незаконными бездействия (действия) Администрации города Мурманска в связи с не проведением открытого конкурса по отбору управляющей организации, заявитель указал, что в нарушение ч. 4 и ч. 6 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления не созвал собрание собственников помещений в доме для решения вопроса о выборе способа управления домом и проведения открытого конкурса, а в одностороннем порядке продлил действие договора управления от 11.01.2009 на основании письма № 05-21/2330 от 26.08.2010.

В своих возражениях, представитель Администрации города Мурманска указала, что пунктом 5.1 договора управления указан срок его действия - не менее одного года, т.е. конкретный срок не оговорен, поэтому по окончанию года договор считается продленным, в связи с чем у органа самоуправления не возникло обязанности по проведению нового конкурса в 2010 году.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 5.1 договора управления многоквартирным домом от 11.01.2009 установлено, что настоящий договор заключается сроком не менее одного года и действует с 01 мая 2009 года. В соответствии с пунктом 5.2 договор пролонгируется на три месяца если большинство собственников помещений на основании решения общего собрания о выборе способа непосредственного управления многоквартирным домом не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 21).

Письмом от 30 июля 2010 года № 2-2641, представитель ОАО «***» обратился в Администрацию города Мурманска о разъяснении срока действия договора управления многоквартирным домом от 11.01.2009, который был заключен на один год (до 01.05.2010) и пролонгирован до 01.08.2010.

Письмом № 05-21/2330 от 26.08.2010 временно исполняющий полномочия главы администрации города Мурманска, сообщил, что Администрация города Мурманска полагает, что поскольку со стороны собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «***», не поступило обращений о намерении прекратить договор управления, не заявлял об отказе от договора управления и собственник помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «***», муниципальное образование город Мурманск, договор управления считается продленным на тех же условиях и на тот же срок, какие были предусмотрены договором управления (л.д. 81).

Между тем, при издании указанного письма, Администрацией города Мурманска не проведена проверка действий КРГХ администрации г. Мурманска на предмет соблюдения требований ч. 6 ст. 161 ЖК РФ о созыве не менее чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом собрания собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом. Кроме того, не проверена информация, представленная ОАО «***» об отсутствии со стороны собственников помещений обращений о намерении прекратить договор управления от 11.01.2009.

Доказательств, подтверждающих производство таких действий, представителем заинтересованного лица, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии решения о продлении договора управления многоквартирным домом от 11.01.2009 отсутствовал контроль Администрации города Мурманска за деятельностью структурного подразделения, что свидетельствует о бездействии заинтересованного лица при решении вопроса о продлении действия указанного договора и нарушении установленного порядка его продления.

Однако, поскольку заявителем и представителями заинтересованных лиц не представлены доказательства, подтверждающие наличие данных обстоятельств, а также, принимая во внимание, что в настоящее время данный договор не оспорен и не отменен, суд считает, что установленный факт бездействия Администрации города Мурманска не повлек за собой нарушения прав собственников жилых помещений, расположенных в доме **, корпус ** по ул. *** в г. Мурманске, в связи с чем, оснований для признания их незаконными у суда не имеется.

В отношении доводов заявителя о том, что в нарушение ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не провел открытый конкурс по отбору управляющей организации, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, суд приходит к следующему.

В силу части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

В соответствии с п. 7 ст. 162 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе в судебном порядке предъявить требование обязать муниципальные органы выбрать управляющую организацию.

Анализируя приведенные выше нормы жилищного законодательства, суд соглашается с выводами представителя Совета депутатов города Мурманска о том, что у органа местного самоуправления право проведения очередного конкурса по выбору управляющей компании не должно наступать автоматически, по умолчанию собственников квартир многоквартирного дома, а наступает на основании решения общего собрания собственников, проведенного в установленном порядке, при этом, согласно ч. 2 ст. 45 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе выступить с инициативой созыва общего собрания собственников помещений.

В судебном заседании Куликов А.Н. не оспаривал то обстоятельство, что с инициативой о созыве общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. **, корпус **, он не выступал.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о законности и обоснованности действий Администрации города Мурманска по продлению действия договора управления от 11.01.2009 без проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, поскольку они совершены в пределах предоставленных заинтересованному лицу полномочий, соответствуют требованиям ч. 6 ст. 162 ЖК РФ.

Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными бездействия (действия) Администрации города Мурманска, связанных с не проведением открытого конкурса по отбору управляющей организации в целях заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. **, к. ** и обязании устранить допущенное нарушение, не имеется, за исключением признания действий Администрации города Мурманска в части продления срока действия договора управления многоквартирным домом не соответствующими установленному порядку его продления.

Не подлежат удовлетворению также требование Куликова А.Н. о вынесении частного определение в отношении должностных лиц Администрации города Мурманска, управляющей компании ОАО «***», так как нарушения законности в действиях заинтересованных лиц судом не установлено.

Между тем, данное решение не лишает возможности заявителя в случае наличия спора о его праве на получение надлежащих услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества, а также выбора управляющей компании, обратиться в судебные органы с соответствующим заявлением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Куликова А.Н. об обжаловании бездействий (действий) Администрации города Мурманска - удовлетворить частично.

Признать, что действия Администрации города Мурманска в части продления срока действия договора управления многоквартирным домом по ул. ***, дом **, корпус ** от 11 января 2009 года от 11 января 2009 года не соответствовали установленному порядку.

В части признания незаконными бездействий (действий) Администрации города Мурманска, связанных с не проведением открытого конкурса по отбору управляющей организации в целях заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. **, к. ** и обязании устранить допущенное нарушение - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Т.К. Барабанова

Решение вступило в законную силу 12.01.2011