Дело № 2-251/11
Решение в окончательной форме изготовлено 03 марта 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2011 года
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Серовой М.Г.,
с участием истца Карепиной А.Н.,
представителя ГУ УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска Когута В.Г.,
при секретаре Уманцевой П.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карепиной А.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периодов работы во время Великой Отечественной войны в трудовой стаж,
установил:
Карепина А.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска, ответчик) о включении периодов работы во время Великой Отечественной войны в трудовой стаж. В обоснование иска указала, что работала в тылу в годы Великой Отечественной войны с 1942 по 1944 годы в периоды с июня по сентябрь включительно. Однако ответчиком указанные периоды работы не включены в ее трудовой стаж. Кроме того, указанные периоды работы не учтены ответчиком при решении вопроса о повышении ее пенсии на 50% по основаниям, предусмотренным п. «ж» ст. 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и, соответственно, указанное повышение не было ей предоставлено.
Истец просила обязать ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска включить периоды ее работы во время Великой Отечественной войны в трудовой стаж.
В судебном заседании истец Карепина А.Н. заявленные требования и доводы иска поддержала. Суду пояснила, что после ее обращения к ответчику с заявлением о включении периодов работы во время Великой Отечественной войны в трудовой стаж и о перерасчете пенсии, ответчиком ей произведен перерасчет, однако сумма по перерасчету составила около *** рублей, что не соответствует, по ее мнению, положениям законодательства о повышении пенсии на 50%. Полагала, что ответчик при производстве перерасчета не зачел периоды ее работы в годы ВОВ. Пояснила, что не согласна с размером повышения пенсии в результате перерасчета.
Представитель ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска по доверенности - Когут В.Г. иск не признал. Суду пояснил, что на основании письменного обращения Карепиной А.Н. в территориальное управление Пенсионного фонда РФ и решения Ленинского районного суда г. Мурманска от 26.02.2007 г. об установлении факта ее работы в тылу в годы ВОВ, истцу с декабря 2010 года произведен перерасчет пенсии в соответствии с п. «ж» ст. 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В результате перерасчета пенсия истцу была повышена на 50% от минимального размера пенсии по старости, который на 01.08.2001 г. (последнюю дату, по состоянию на которую применимо понятие «минимальный размер пенсии») составил *** рублей. Соответственно, повышение пенсии истцу произведено в размере 50% от указанной суммы, что составляет *** рублей. Указанная сумма повышения включена в расчетный пенсионный капитал истца и, с учетом дальнейшей индексации, размер пенсии истца подлежит постоянному увеличению. Полагал, что истец заблуждается, ошибочно рассчитывая, что пенсия должна быть увеличена на 50% от суммы, которую она фактически получала на момент обращения. Полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав истца, представителя ответчика, заслушав пояснения специалиста, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело Карепиной А.Н. № ***, представленное ответчиком, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с подпунктом «ж» статьи 110 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002 года, размер пенсии, исчисленной в соответствии с настоящим Законом, повышается:
гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона).
Согласно ст. 17 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом.
С 01 августа 2001 года минимальный размер пенсии установлен в размере *** рубля путем увеличения предыдущего минимального размера пенсии *** рублей с применением индекса роста среднемесячной заработной платы - 1,1 в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» и Постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 № 521.
С 01.01.2002 г. трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 117-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором предусмотрен иной механизм определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий и не предусмотрены положения об установлении минимального размера пенсии.
Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 26.02.2007 г. по гражданскому делу № 2-240/07 по заявлению Карепиной А.Н. об установлении факта, имеющего юридическое значение, установлен факт работы Карепиной А.Н. в тылу в период с июня по сентябрь включительно с 1942 по 1944 годы в ***. Названное решение вступило в законную силу, следовательно, установленные им обстоятельства, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Карепина А.Н. является пенсионером по старости и получает пенсию с 28.02.1983 года, что подтверждается материалами ее пенсионного дела.
Поскольку Карепиной А.Н., в общей сложности, отработано более шести месяцев в годы Великой Отечественной войны на неоккупированной территории, то, в соответствии с подпунктом «ж» статьи 110 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», она имеет право на повышение размера получаемой пенсии - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости.
Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается, что следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании и из содержания письменных ответов ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска и ГУ - ОПФ РФ по Мурманской области, направленных в адрес истца (л.д. 14-18).
В силу ст. 20 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Судом установлено, что 12.11.2010 г. Карепина А.Н. обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска с заявлением о перерасчете пенсии по старости, по основаниям, предусмотренным пп. «ж» статьи 110 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приложив копию решения Ленинского районного суда г. Мурманска от 26.02.2007 г. об установлении факта ее работы в годы ВОВ.
С 01.12.2010 года ответчиком произведен перерасчет размера пенсии истца, что усматривается из материалов пенсионного дела и пояснений опрошенного судом в качестве специалиста начальника отдела назначения и перерасчета пенсий ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска Г.М.И.
Так, из пояснений специалиста Г.М.И. следует, что размер повышения пенсии истца на 50% от суммы минимального размера пенсии по старости - *** рублей, составляет *** рублей. С 01.12.2010 года указанная сумма повышения включена в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица - Карепиной А.Н. в порядке, предусмотренном статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С 01.04.2010 г. размер расчетного пенсионного капитала истца составлял *** рублей, а с 01.12.2010 г. составляет *** рублей. В результате, с 01.12.2010 года произведено повышение размера пенсии истца.
Специалистом даны пояснения по расчету, который производился следующим образом:
*** (стажевый коэффициент, размер которого является максимальным согласно ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») х *** (максимальный размер отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате) х *** (среднемесячная заработная плата по России на август 2001 года) + *** (50% от суммы минимального размера пенсии по старости) - *** (размер базовой части трудовой пенсии по старости, установленный законодательством РФ на 01.01.2002 г.) х *** (ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости) = *** рублей - расчетный пенсионный капитал истца с 01.12.2010 года, из которого высчитывается страховая часть пенсии, составляющая у Карепиной А.Н. *** рублей;
размер пенсии Карепиной А.Н. с 01.12.2010 г. складывается из страховой части *** рублей, базовой части *** рублей, суммы валоризации в денежном выражении - *** рублей и составляет *** рублей.
Суд доверяет пояснениям специалиста Г.М.И., поскольку в силу должностных обязанностей она осуществляет контроль за назначением пенсии и вопросы, по которым даны суду пояснения, находятся в ее компетенции. Пояснения специалиста соответствуют положениям ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающим формулу оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Кроме того, пояснения специалиста подтверждаются материалами пенсионного дела. Так, согласно распоряжению территориального органа Пенсионного фонда РФ от 27.03.2010 г., с 01.04.2010 г. размер пенсии по старости Карепиной А.Н. составлял *** рублей, а по распоряжению от 12.11.2010 г. составляет *** рублей с 01.12.2010 года.
Из письменного перерасчета размера пенсии истца, имеющегося в пенсионном деле, усматривается, что размер пенсии - *** рублей исчислен из расчетного пенсионного капитала - *** рублей, рассчитанного с учетом повышения - *** рублей.
Таким образом, суд считает установленным то обстоятельство, что период работы истца в годы ВОВ учтен ответчиком при повышении размера пенсии в соответствии с подпунктом «ж» статьи 110 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Доводы истца о том, что размер повышения недостаточен не могут быть приняты во внимание, поскольку расчет размера повышения произведен ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства; сумма повышения истцом в установленном порядке не оспорена, указанные доводы в иске не приведены и расчет предполагаемой суммы повышения суду не представлен.
Доводы истца о том, что при подсчете общего трудового стажа ее работы ответчиком учтены только периоды работы, указанные в трудовой книжке, а время работы в годы ВОВ не учтено, также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не влияют на пенсионные права истца.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» стажевый коэффициент, применяемый при расчете размера трудовой пенсии, составляет 0, 55 для застрахованных лиц из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более, чем на 0,2.
Таким образом, максимальный стажевый коэффициент не может превышать 0,75 (0,55 + 0,2).
Согласно письменному перерасчету пенсии истца и пояснениям специалиста Г.М.И., при расчете пенсии истца применяется максимальный стажевый коэффициент - 0,75 с учетом стажа ее работы - 49 лет. Следовательно, зачет в общий трудовой стаж истца периодов работы в годы ВОВ, не отраженных в трудовой книжке, не приведет к повышению стажевого коэффициента, поскольку применяемый коэффициент максимален, и не повлияет на размер ее трудовой пенсии.
Таким образом, суд не усматривает нарушений пенсионных прав истца ответчиком по доводам, приведенным в иске и приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Карепиной А.Н.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Карепиной А.Н. о понуждении Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска включить периоды работы во время Великой Отечественной войны с июня по сентябрь с 1942 года по 1945 год в трудовой стаж - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в десятидневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья М.Г. Серова
Решение вступило в законную силу 15.03.2011