об отмене решения жилищной комиссии, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в списки участников программы ГЖС для приобретения жилого помещения в Санкт-Петербурге



Дело № 2-536/11

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2011 года Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Серовой М.Г.,

с участием истца Яшичева П.А.,

представителя ФГУ Пограничное управление ФСБ России по Мурманской области Бедретдинова А.Б.,

при секретаре Уманцевой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яшичева П.А. к войсковой части ***, Федеральному государственному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области» об отмене решения жилищной комиссии, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в списки подпрограммы ГЖС для приобретения жилого помещения в городе ***,

УСТАНОВИЛ:

Яшичев П.А. обратился в суд с иском к войсковой части *** об отмене решения жилищной комиссии, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в списки подпрограммы ГЖС для приобретения жилого помещения в городе ***. В обоснование указал, что проходил воинскую службу по контракту в войсковой части ***; календарная выслуга лет составляет ***. Летом *** года войсковая часть была передислоцирована из пос. *** в город Мурманск. В период службы *** он обратился с заявлением в жилищную комиссию войсковой части *** о включении его в состав участников ГЖС на получение субсидии для приобретения жилого помещения. *** года он был уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы. Решением жилищной комиссии от *** ему отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в списки участников подпрограммы ГЖС для приобретения жилого помещения в г. ***, подлежащих переселению из закрытых военных городков, в связи с утратой поселком *** статуса закрытого военного городка Вооруженных Сил Российской Федерации. Полагал решение комиссии незаконным, т.к. были нарушены сроки принятия решения по его обращению, а спорные правоотношения возникли в период действия нормативных актов, предусматривающих право предоставления жилого помещения гражданам в связи с переездом из ЗАТО, а именно - Постановления Администрации ЗАТО Скалистый от 03.07.2001 г. № 308 «О вступлении в силу Положения «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Скалистый на новое место жительства». Кроме того, полагал, что в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г., утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, он имеет право на получение субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, как подлежащий переселению из закрытых военных городков. Полагал, что признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий даст право на включение его в списки участников подпрограммы ГЖС. Просил суд признать решение жилищной комиссии войсковой части *** незаконным и отменить его; признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения); обязать ответчика включить его в списки участников подпрограммы ГЖС для приобретения жилого помещения в г. ***, подлежащих переселению из закрытых военных городков.

В ходе судебного разбирательства с согласия истца судом произведена замена ненадлежащего ответчика - войсковой части *** надлежащим - Федеральным государственным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области» (далее - ФГУ ПУ ФСБ России по МО, Пограничное управление, ответчик).

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал к ответчику - ФГУ ПУ ФСБ России по МО по доводам и основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Бедретдинов А.Б. иск не признал. В обоснование возражений пояснил, что в период прохождения военной службы Яшичев П.А. мог участвовать в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы лишь по основаниям, предусмотренным пп. «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Положения данного пункта распространяются на военнослужащих, имеющих статус увольняемых на момент обращения о включении в списки участников Подпрограммы. Таким образом, полагал, что оснований для включения истца в списки участников Подпрограммы в настоящее время не имеется. Кроме того, пояснил, что при передислокации в 2007 году войсковой части *** из поселка *** в город Мурманск, истец изъявил желание о дальнейшем прохождении военной службы, которую до *** проходил в городе Мурманске, выехав с территории закрытого военного городка в связи с переводом к новому месту службы. Таким образом, на момент увольнения с военной службы он фактически на территории закрытого военного городка не проживал. Кроме того, поселок *** был исключен из перечня закрытых военных городков. Таким образом, и после утраты истцом статуса военнослужащего, оснований для включения его в списки участников Подпрограммы, по основаниям, указанным в пп. «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, не имелось. Просил отказать в удовлетворении иска.

Ответчиком представлены также письменные возражения на исковое заявление.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона, действующими в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, предусмотрено ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.09.2001 года № 675 утвердило Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, включив в ее состав Федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. № 71.

В состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы включена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее по тексту - Правила), право на участие в подпрограмме имеют, в частности, следующие категории граждан:

а) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти; граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации;

г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.: граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах Российской Федерации до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков.

В соответствии с пунктом 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил и изъявившие такое желание.

Судом установлено, что Яшичев П.А. проходил военную службу в войсковой части ***, которая дислоцировалась в поселке *** Мурманской области и по месту службы был обеспечен служебным жилым помещением в виде комнаты.

Поселок *** был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года № 752-Р.

*** года Яшичев П.А. подал заявление в жилищную комиссию войсковой части *** об участии в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» для получения субсидии для приобретения жилого помещения в г. ***, как подлежащему переселению из закрытых военных городков, а также поселков и учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Истцом было подписано обязательство о сдаче служебной жилой площади и ее освобождении в определенный срок со дня приобретения жилого помещения с помощью государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС).

Из пояснений сторон и представленной Пограничным управлением информации, следует, что *** войсковая часть *** была передислоцирована из поселка *** в город Мурманск.

В связи с тем, что в период проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с передислокацией войсковой части, Яшичев П.А. изъявил желание о дальнейшем прохождении военной службы, приказом Пограничного управления от *** № *** он был назначен на воинскую должность и в дальнейшем проходил военную службу в войсковой части *** в городе Мурманске.

Таким образом, в связи с переводом к новому месту службы Яшичев П.А. выехал с территории закрытого военного городка, что не оспаривалось самим истцом, пояснившим в ходе рассмотрения дела, что после передислокации войсковой части *** он фактически проживал в городе Мурманске, где пользовался съемным жилым помещением.

Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2008 г. № 131-р поселок *** исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года № 752-Р.

*** года Яшичев П.А. уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ по основанию, предусмотренному пп. 1 п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть, по истечении срока контракта о прохождении военной службы. При увольнении истец избрал местом жительства город ***.

На день увольнения продолжительность военной службы истца в календарном исчислении составляла ***.

*** года жилищной комиссией войсковой части *** по заявлению Яшичева П.А. от *** принято решение об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) и не включении его в списки участников подпрограммы ГЖС для приобретения жилого помещения в г. ***, как подлежащего переселению из закрытых военных городков, в связи с утратой пос. *** статуса закрытого военного городка.

Поскольку на день рассмотрения жилищной комиссией заявления Яшичева П.А. поселок *** действительно утратил статус закрытого военного городка и, кроме того, Яшичев П.А. выехал с его территории в связи с передислокацией войсковой части, то есть, перестал относился к числу граждан, предусмотренных подпунктом «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, то оснований для включения истца в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» не имелось.

Доводы Яшичева П.А. о том, что жилищной комиссией войсковой части были нарушены сроки принятия решения по его обращению не могут быть приняты судом во внимание по следующим причинам.

Так, в ходе рассмотрения дела судом не выявлено установление каких-либо определенных сроков для принятия решения жилищно-бытовой комиссией и ни истцом, ни представителем ответчика на установление конкретных сроков не указано.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что позднее принятие жилищной комиссией решения в отношении Яшичева П.А. могло быть вызвано непредоставлением самим истцом в комиссию всех документов, необходимых для принятия объективного решения. Указанный довод не опровергнут истцом и подтверждается материалами дела, в частности, справками о составе семьи Яшичева П.А. и о выслуге лет, выданными для предъявления в жилищную комиссию войсковой части ***, но датированными ***, то есть, по истечении восьми месяцев после подали заявления об участии в подпрограмме.

Решение жилищно-бытовой комиссии Яшичевым П.А. своевременно в установленном порядке не обжаловалось.

Согласно письменной информации Пограничного управления от ***, войсковая часть *** с *** года утратила численное наименование и стала именоваться «Служба в городе Мурманске», а с *** года Служба в городе Мурманске прекратила свою деятельность как обособленное подразделение Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области. Таким образом, прекратила свои функции и жилищно-бытовая комиссия войсковой части ***.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Яшичева П.А. в части признания решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части *** незаконным и его отмены.

Довод Яшичева П.А. о том, что он мог быть включен в число участников подпрограммы для выдачи ГЖС и по другим основаниям, предусмотренным Правилами выписка и реализации государственных жилищных сертификатов, не принимаются судом во внимание.

Иных оснований для признания за Яшичевым П.А. права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», предусмотренных пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, учитывая основания увольнения истца с военной службы и продолжительность службы - не усматривается.

Не подпадает истец и под основание, пп. «г» п. 5 Правил, как проживающий в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, поскольку не встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранном для постоянного проживания субъекте Российской Федерации до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков.

Таким образом, поскольку Яшичев П.А. не отвечает требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на участие подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) применительно к участию в подпрограмме.

Кроме того, суд учитывает, что в связи с окончанием периода, на который принималась Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, реализация указанной программы и, следовательно, входящей в ее состав Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. № 71, а также подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» - завершена.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой также включена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», целью которой является обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, участниками названной подпрограммы являются граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции.

Истец до *** года не был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и с таким вопросом в органы местного самоуправления не обращался, что следует из его пояснений в судебном заседании.

Доводы истца о том, что он может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включенным в списки участников подпрограммы ГЖС в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации ЗАТО Скалистый от 03.07.2001 г. № 308 «О вступлении в силу Положения «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Скалистый на новое место жительства», суд не считает состоятельными.

Так, названное Положение определяет условия и порядок обеспечения жильем на территории Российской Федерации за пределами ЗАТО Скалистый граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и объектами ЗАТО Скалистый, изъявивших желание переселиться к новому месту жительства (п. 1.1).

В силу п. 1.3 Положения, решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем принимается по согласованию с гражданами соответствующей организацией (объектом) совместно с администрацией ЗАТО Скалистый.

Решение о принятии на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства, и обеспечении их жильем, принимается Комиссией по учету и обеспечению жильем…, состав которой утверждается Главой муниципального образования ЗАТО Скалистый (п. 2.2).

Таким образом, названное Положение «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Скалистый на новое место жительства», определят порядок участия в программе ГЖС, не регулирует правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком и подлежит применению при разрешении настоящего гражданского дела.

Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении иска Яшичева П.А. к ФГУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области».

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Яшичева П.А. к Федеральному государственному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области» об отмене решения жилищной комиссии, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в списки подпрограммы ГЖС для приобретения жилого помещения в городе Санкт-Петербурге - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:                                                                                                           М.Г. Серова

Решение вступило в законную силу 05.04.2011