Решение в окончательной форме изготовлено: 17.05.2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 мая 2011 года город Мурманск Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Баранниковой Т.Е. при секретаре Малышевой А.В., с участием представителя истца - помощника прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Степанчук Н.А., представителя ответчика - МУЗ «Детская инфекционная больница» Скокова С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-901/11 по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению здравоохранения «Детская инфекционная больница» города Мурманска об устранении нарушений законодательства об охране труда, установил: прокурор Ленинского административного округа города Мурманска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Детская инфекционная больница» города Мурманска (далее МУЗ «Детская инфекционная больница») об устранении нарушений законодательства об охране труда. В обоснование требований указал, что при проведении проверки исполнения законодательства об охране труда в деятельности МУЗ «Детская инфекционная больница» выявлены нарушения требований законодательства о труде, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. В МУЗ «Детская инфекционная больница» оборудован рентгенологический кабинет, в котором имеются должности ***. Последняя аттестация рабочих мест рентгенологического кабинета проводилась в *** году, срок аттестации рабочих мест по условиям труда истек ***. Приказом главного врача МУЗ «Детская инфекционная больница» от *** утвержден план мероприятий по охране труда, противопожарной безопасности и других мероприятий по обеспечению жизнедеятельности МУЗ «Детская инфекционная больница», требующих финансирования в *** году. Также приказом главного врача создана комиссия по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и утвержден график проведения аттестации, согласно которому проведение аттестации рабочих мест запланировано до ***. Из представленной в прокуратуру информации следует, что на проведение аттестации рабочих мест выделено ***, что составляет *** % от необходимой суммы для проведения аттестации всех рабочих мест МУЗ «Детская инфекционная больница». По мнению прокурора, недостаток денежных средств, выделенных на мероприятия по аттестации рабочих мест, может не позволить провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в рентгенологическом кабинете. Поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком не обеспечено право работников рентгенологического кабинета на безопасные условия труда, а также право на получение информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, просит обязать МУЗ «Детская инфекционная больница» в срок до *** провести аттестацию рабочих мест рентгенологического кабинета по должностям ***. В судебном заседании помощник прокурора Ленинского округа города Мурманска Степанчук Н.А. настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы и основания, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - главный врач МУЗ «Детская инфекционная больница» Скоков С.О. исковые требования признал, по существу заявленных требований пояснил, что в настоящее время заключен договор на проведение аттестации рабочих мест. Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. В соответствии с пунктом 3 статьи 37 конституции российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. МУЗ «Детская инфекционная больница» является юридическим лицом (некоммерческой организацией), с местом нахождения: ***. Согласно уставу юридического лица, пункт 2.2, предметом деятельности МУЗ «Детская инфекционная больница» является оказание квалифицированной медицинской помощи обслуживаемому населению. МУЗ «Детская инфекционная больница» осуществляет различные виды медицинской деятельности, в том числе, рентгенологическую диагностику. Судом установлено, что по результатам проверки прокуратурой Ленинского административного округа города Мурманска исполнения законодательства об охране труда в деятельности МУЗ «Детская инфекционная больница» выявлены нарушения требований законодательства о труде, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда работников рентгенологического кабинета. Согласно представленным сведениям в рентгенологическом кабинете работают три сотрудника: ***. Таким образом, в рентгенологическом кабинете МУЗ «Детская инфекционная больница» имеется 3 рабочих места, подлежащих аттестации по условиям труда. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569 был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок). Пункт 1 указанного Порядка регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В силу пункта 2 аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Согласно пункту 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: -предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; -предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; -расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; -рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; -рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; -обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников. Пунктами 5 и 7 Порядка предусмотрено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда Согласно пункту 46 Порядка после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. Из карт аттестации №№ *** усматривается, что *** в рентгенологическом кабинете была проведена аттестация места: ***. Учитывая, что согласно представленным сведениям аттестация рабочих мест рентгенологического кабинета проводилась ***, очередная аттестация должна была быть проведена ответчиком не позднее ***. В ходе судебного разбирательства представителем ответчика были представлены в адрес суда документы, подтверждающие то обстоятельство, что МУЗ «Детская инфекционная больница» приступило к выполнению требований законодательства об охране труда: приказом № *** от *** в учреждении создана аттестационная комиссия для организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и утвержден график проведения аттестации рабочих мест, *** заключен договор на проведение аттестации рабочих мест.. Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что ответчик, будучи работодателем, ненадлежащим образом исполнял возложенные на него законом обязанности, нарушил сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда рентгенологического кабинета МУЗ «Детская инфекционная больница», чем не обеспечил право работников МУЗ «Детская инфекционная больница» на безопасные условия труда, а также право на получение информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности провести аттестацию рабочих мест по должностям *** основаны на требованиях действующего законодательства и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании представитель ответчика признал исковые требования, в силу статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации это право ответчика. Учитывая, что признание иска ответчиком в данном случае не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, суд принимает признание иска. В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание необходимость выполнения ряда мероприятий предусмотренных Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569, в целях реального исполнения судебного акта, суд находит указанный прокурором срок выполнения мероприятий - до 20 июля 2011 года разумным и достаточным. В силу статьи 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Следовательно, в соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению здравоохранения «Детская инфекционная больница» города Мурманска об устранении нарушений законодательства об охране труда - удовлетворить. Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская инфекционная больница» города Мурманска в срок до *** провести аттестацию рабочих мест по следующим должностям: ***. Взыскать с общества с Муниципального учреждения здравоохранения «Детская инфекционная больница» города Мурманска в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в сумме ***. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья подпись Баранникова Т.Е. Решение вступило в законную силу 28.05.2011