о взыскании заработной платы



Дело № 2-1128/11                                                                                            

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2011 года                                                                                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Серовой М.Г.,

с участием истца Воробьевой Н.В.,

при секретаре Кравченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Н.В. к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Воробьева Н.В. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» (далее - ФБУ УФО МО РФ, ответчик) о взыскании заработной платы. В обоснование указала, что работает в войсковой части ***, реорганизованной с *** в 432 отряд судов обеспечения, *** на теплоходе «***». Командиром войсковой части *** издан приказ о выплате экипажу т/х «***» компенсации к заработной плате за фактическое время перевозки и (или) хранения *** в размере 25% от оклада за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 года, а также утверждены и подписаны табеля на оплату заработной платы за исполнение ею обязанности временно отсутствующего работника (***) за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 года. Однако ответчик, являющийся довольствующим финансовым органом, указанные выплаты ей не произвел. Истец просила суд взыскать с ответчика заработную плату за исполнение обязанности временно отсутствующего работника (***) и компенсацию за фактическое время перевозки и (или) хранения *** за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 года в общей сумме ***.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен 432 отряд судов обеспечения.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.

432 отряд судов обеспечения, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил. Представил письменный мотивированный отзыв на иск, в котором не возражал против удовлетворения требований Воробьевой Н.В. Указал на то, что работодателем приняты меры для оплаты истцу компенсационной выплаты - издан приказ от 24.12.2010 года № *** и своевременно передан для реализации в довольствующий орган.

Ответчик - ФБУ «УФО МО РФ по МО», извещенный о месте и времени судебного заседания, просил о рассмотрении дела без участия своего представителя; представил письменные возражения относительно иска, в которых указал, что Управление образовано с 01 января 2011 года, осуществляет свою деятельность без правопреемственности и не несет ответственности по обязательствам, связанным с выплатами заработной платы, возникшим в войсковых частях *** до 31 декабря 2010 года. Кроме того, судно «***» в соответствии с классификацией, принятой в ВМФ, относится к классу специальных судов и предназначено для транспортировки и временного хранения ***. В сроки, указанные в иске, на судне производилась погрузка и хранение *** по линии Минноторпедного управления СФ, являющихся составной частью ***, но не взрывоопасных веществ, то есть судно эксплуатировалось по своему прямому назначению. Компенсационные выплаты за перевозку и хранение *** не предусмотрены. Просил в иске отказать.

Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, …, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда в федеральных государственных учреждениях устанавливаются - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда работников организаций Министерства обороны РФ определяются Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 № 555 (ред. от 08.09.2010) «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583» (далее - Приказ Министра обороны РФ № 555).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 51 Раздела III Приложения № 2 к названному Приказу «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации …», гражданскому персоналу воинских частей за работу в особых условиях труда устанавливаются компенсационные выплаты: членам экипажей судов обеспечения - за фактическое время перевозки и (или) хранения взрывоопасных веществ и сжиженного газа - до 25% должностного оклада.

Судом установлено, что истец работает в войсковой части *** с 11.02.1993 года, а с 01.10.2008 года - *** судовым т/х «***». Согласно штатному расписанию на 2010 год морского транспорта вооружения т/х «***» войсковой части ***, *** относится к членам экипажа судна.

С 28.02.2010 г. управление войсковой части *** и суда обеспечения переформированы в 432 отряд судов обеспечения.

Пунктом 4.3. коллективного договора войсковой части *** на 2008 - 2011 г.г. членам экипажей судов обеспечения установлены компенсационные выплаты, в том числе, за фактическое время перевозки и (или) хранения *** - 25% должностного оклада.

Судно «***» включено в Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, за выполнение которых производится доплата, утвержденный работодателем 26.04.2009 года. Названным Перечнем также установлен размер доплат к должностному окладу за фактическое время перевозки и (или) хранения *** - 25 %.

Материалами дела - выписками из вахтенного журнала т/х «***», заверенными копиями страниц навигационно-вахтенного журнала судна, представленными 432 отрядом судов обеспечения, подтверждается, что судно «***» было задействовано в перевозке «изделий ***», указанных в выписках из вахтенного журнала, как *** вещества, включая дни погрузки и выгрузки: в октябре 2010 года - в течение 7 дней, с 25 по 31 октября включительно; в ноябре 2010 года - в течение 8 дней, с 01 по 08 ноября включительно; в декабре 2010 года - в течение 17 дней, с 07-го по 16-е декабря и с 21-го по 27-е декабря включительно. В указанные периоды времени истец находилась на судне в качестве члена экипажа.

Согласно пункту 52 Приказа Министра обороны РФ № 555, под вооружением понимаются средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов, составные части этих средств и комплектующие изделия; под боеприпасами понимается составная часть вооружения, предназначенная для непосредственного поражения целей или обеспечения действия войск (сил).

Названным пунктом предусмотрены компенсационные выплаты к должностному окладу гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.

Понятия взрывоопасных веществ в названном Приказе Министра обороны РФ № 555 не содержится.

Согласно Указу Президента РФ от 05.05.2004 г. № 580 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники …», под взрывчатым веществом (ВВ) понимается химическое вещество или смесь таких веществ, способные при определенных условиях … к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву) … К ним относятся, в том числе, … инициирующие и бризантные ВВ, пороха, ракетные топлива, а также взрывчатые и пиротехнические составы. Изделие, содержащее взрывчатое вещество - изделия из взрывчатого вещества или включающее в себя взрывчатое вещество.

Приказом Министра обороны РФ от 17.07.1998 № 314 «Об организации производства работ с повышенной опасностью в Вооруженных Силах Российской Федерации» работы по погрузке, разгрузке, транспортированию, сборке, разрядке и уничтожению боеприпасов (боезапасов), а также изделий и их элементов, снаряженных порохами, взрывчатыми веществами, ракетными топливами и пиротехническими составами, включены в Примерный перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых в воинских частях (п. 22 Примерного перечня).

Кроме того, по смыслу положений Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2006 г. № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», боеприпасы отнесены к взрывоопасным предметам, погрузка, разгрузка и транспортировка которых требует выполнения правил безопасности (п. 141).

Анализируя приведенные правовые нормы в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что боеприпасы, являющиеся составной частью вооружения, содержат в себе взрывоопасные вещества и относятся к взрывоопасным предметам, работы с которыми, включая погрузку, выгрузку, транспортировку, хранение, представляют повышенную опасность.

Таким образом, члены экипажа судов обеспечения ВМФ РФ при транспортировке и (или) хранении боеприпасов, то есть, изделий, содержащих взрывоопасные вещества, подвергаются повышенной опасности.

Приказом Министра обороны РФ № 555 не предусмотрены отдельно компенсационные выплаты членам экипажей судов обеспечения за транспортировку и (или) хранение боеприпасов.

Учитывая изложенное, суд считает, что компенсационная выплата, установленная пп. «а» п. 51 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации … (Приложение № 2 к Приказу МО РФ № 555) и условиями коллективного договора войсковой части ***, является, по смыслу, и компенсационной выплатой за транспортировку и (или) хранение ***, то есть, изделий, содержащих ***.

Таким образом, истцу причитается компенсационная выплата за фактическое время перевозки и (или) хранения *** за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 года - в размере 25% от оклада.

24.12.2010 г. командиром войсковой части *** издан приказ № *** о выплате личному составу т/х «***» компенсационной выплаты за фактическое время перевозки и (или) хранения *** за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 года - в размере 25% должностного оклада. Из пояснений истца следует, что до настоящего времени названная компенсационная выплата ей не произведена.

Таким образом, компенсационная выплата подлежит взысканию в пользу истца. Указанная выплата по своей правовой природе не является выплатой стимулирующего характера, выплачиваемой за счет экономии годового фонда оплаты труда.

Расчет компенсационной выплаты выполнен истцом исходя из размера оклада - ***, установленного с 14.01.2009 года и обусловленного трудовым договором, ответчиком не оспорен, судом проверен и принимается во внимание. Вместе с тем, поскольку общая сумма компенсационной выплаты - *** исчислена истцом без учета удержания налога на доходы физических лиц, из указанной суммы подлежит вычету сумма налога - 13%.

Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию сумма ***.

Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика - ФБУ «УФО МО РФ по МО», поскольку 24.12.2010 года между ответчиком (исполнителем) и войсковой частью *** (заказчиком) заключен договор на обслуживание № ***, согласно которому ответчик обязался осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части и ее структурных подразделений, включающее в себя осуществление операций с денежными средствами в интересах заказчика, в том числе, по направлению: денежное довольствие, заработная плата и другие установленные законодательством виды выплат личному составу.

При разрешении иска Воробьевой Н.В. в части взыскания заработной платы за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 151 ТК РФ, при совмещении профессий (должностей) … или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора.

Вместе с тем, в силу ст. 349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, … иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации…, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, … распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 13 Приказа Министра обороны РФ от 16.03.2003 г. № 170 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации», на судах допускается в исключительных случаях выполнение другими работниками обязанностей недостающих по штату членов экипажей, несущих ходовую или стояночную вахту и лиц обслуживающего персонала с оплатой за переработку.

Пунктом 4.3.8 коллективного договора войсковой части 20533 предусмотрена выплата члену экипажа судна, привлекаемому в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени - 110 % должностного оклада недостающего по штату работника за фактически отработанное время.

В соответствии с п. 56 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации … (Приложение № 2 к Приказу МО РФ № 555) гражданскому персоналу воинских частей при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее - совмещение) в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливается компенсационная выплата по согласованию сторон.

Соглашение о совмещении оформляется приказом руководителя воинской части с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительно выполняемых работ (обязанностей) и размера доплаты в рублях. Размер доплаты за совмещение устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности.

Доплата за совмещение производится в пределах экономии фонда оплаты труда.

В силу пп. «в» п. 5 «Порядка формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации» (приложение № 3 к Приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555), в расчет годового фонда оплаты труда не включаются суммы, выплаченные за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, и другие выплаты компенсационного характера, выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда.

Таким образом, в связи с особенностями, предусмотренными нормативным правовым актом Министерства обороны РФ, необходимым условием выплаты истцу доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (***) за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 года является наличие экономии фонда оплаты труда.

Из представленного суду сообщения командира войсковой части ***, рассматривавшего обращение Воробьевой Н.В. по вопросу доплат за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в рамках проверки, проводимой военным прокурором - войсковой частью ***, следует, что указанные доплаты истцу не начислены и не выплачены в связи с отсутствием экономии фонда оплаты труда.

Указанное обстоятельство истцом и 432 отрядом судов обеспечения не опровергнуто.

Следовательно, правовых оснований для взыскания в пользу истца названной доплаты, не имеется.

Кроме того, суд учитывает, что исполнение обязанностей временно отсутствующего работника истцом и достижение ею соглашения о совмещении с работодателем не подтверждены достоверными и допустимыми доказательствами.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), каждая сторона должна доказать суду обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих доводов.

Суду не представлены соглашение о совмещении, оформленное приказом командира войсковой части с указанием совмещаемой профессии, объема дополнительно выполняемых работ, размера доплаты, а также заверенные надлежащим образом табеля на оплату заработной платы с фиксацией работы истца за временно отсутствующего работника, утвержденные и подписанные командиром войсковой части. Кроме того, не представлены сведения о передаче табелей для реализации в финансовый довольствующий орган.

Имеющиеся в материалах дела, представленные истцом копии табелей, датированные 01.11.2010 г. и 08.11.2010 г., а также копии, не содержащие указаний на даты, командиром войсковой части не подписаны и не заверены надлежащим образом, следовательно, в силу п. 6 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), не могут быть приняты судом во внимание. По указанию суда, изложенному в п. 4 определения от 03.05.2011 г. о подготовке дела к судебному разбирательству, направленного сторонам по делу, истцом надлежащим образом заверенные копии документов не представлены.

Учитывая изложенное, суд отказывает Воробьевой Н.В. в удовлетворении иска в части взыскания с ответчика заработной платы за выполнение обязанностей за недостающего по штату члена экипажа за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 года в общей сумме ***, а также в части взыскания компенсационной выплаты в сумме, превышающей ***.

В силу ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета города Мурманска госпошлина, размер которой, согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Воробьевой Н.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» в пользу Воробьевой Н.В. компенсацию за фактическое время перевозки и (или) хранения *** за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 года в сумме ***.

В удовлетворении иска в части взыскания с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» заработной платы за выполнение обязанностей за недостающего по штату члена экипажа за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 года в сумме ***, а также компенсации за фактическое время перевозки и (или) хранения *** в сумме, превышающей ***, Воробьевой Н.В. отказать.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» госпошлину в доход бюджета города Мурманска в сумме ***.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:                                                                                                               М.Г. Серова

решение вступило в законную силу 22.06.2011