о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в филиале `35 СРЗ`



Дело № 2-1727/11                                                                                          

Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2011 года

                                                                                                                                                                                                                                  

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2011 года Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи                                 Серовой М.Г.,

представителя истца                                                  Циркуленко М.В.,

представителя ответчика                                           Платоновой М.Н.,

при секретаре                                                              Кравченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Центр судоремонта «Звездочка» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Центр судоремонта «Звездочка» (далее - ответчик) о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в Филиале «35 Судоремонтный завод», указав в обоснование, что в ходе проверки прокуратурой соблюдения требований законодательства об охране труда в Филиале, выявлено, что ответчиком не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, что нарушает права работников в части обеспечения безопасных условий труда и получения информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Просил обязать ответчика в срок до 01.12.2011 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в Филиале «35 Судоремонтный завод».

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ленинского округа города Мурманска Циркуленко М.В. исковые требования поддержал, уточнив их в части срока проведения аттестации. Просил обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест в Филиале в срок до 01.11.2012 года.

Представитель ответчика по доверенности - Платонова М.Н. в судебном заседании согласилась с необходимостью проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, однако пояснила, что по предписанию Государственной инспекции труда в Мурманской области работа по проведению аттестации в Филиале уже проводится. Обществом заключен договор с Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования «Консультационно-методический центр охраны труда» на проведение аттестации рабочих мест в Филиале, в цехах № 1 и № 10, срок выполнения работ по которому определен до 31.12.2011 года. Согласно графику проведения аттестации, утвержденному в Филиале, срок ее окончания во всех структурных подразделениях Филиала - 30.12.2012 года. Полагала, что срок проведения аттестации до 01.11.2012 года нереален для исполнения.

Ответчиком представлен также письменный отзыв на иск, содержащий аналогичные доводы.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В силу п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 (далее - Порядок), аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Согласно п. 2 Порядка, аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Согласно п. 4 Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются, в частности, в целях контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне.

В соответствии с п. 45 Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению № 1 к Порядку;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению № 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям № 6 и 7 к Порядку;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению № 8 к Порядку;

7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению № 9 к Порядку;

8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

В соответствии с п. 46 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда, включая информацию согласно приложению № 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Судом установлено, что ОАО «ЦС «Звездочка» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 12.11.2008 г. Согласно Уставу, утвержденному 05.11.2008 г., Общество осуществляет строительство, переоборудование, модернизацию, ремонт и гарантийное обслуживание судов и кораблей военного назначения; имеет филиалы, в том числе, Филиал «35 судоремонтный завод» с местом нахождения в г. Мурманске. Списочная численность работников Филиала на 30.05.2010 г. - 769 человек.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского округа г. Мурманска в мае 2011 года в Филиале «35 судоремонтный завод» ОАО «ЦС «Звездочка», выявлено нарушение трудового законодательства, выразившееся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. Указанные обстоятельства представителем ответчика в суде не оспаривались.

Установлено, что по результатам проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда, проведенной в Филиале ранее Государственной инспекцией труда в Мурманской области, директору Филиала выдано предписание № от 01.11.2010 г., одним из требований которого предписано организовать работу по проведению аттестации рабочих мест и составить на 2011 год по подразделениям график с указанием конкретных сроков проведения аттестации рабочих мест. Во исполнение предписания ГИТ в МО, 19.11.2010 года в Филиале утвержден график проведения аттестации рабочих мест по условиям труда по подразделениям, согласно которому предполагается проведение аттестации поэтапно во всех шести структурных подразделениях Филиала в срок до 30.12.2012 года.

08.07.2011 года между ОАО «ЦС «Звездочка» и Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования «Консультационно-методический центр охраны труда» заключен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в цехах № 1 и № 10 Филиала «35 Судоремонтный завод», срок выполнения работ по которому определен до 31.12.2011 года.

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что аналогичные договоры в последующем предполагается заключить на проведение работ по аттестации в других структурных подразделения Филиала, в соответствии с графиком проведения аттестации. Последняя аттестация рабочих мест в Филиале проводилась в 2000 году.

Таким образом, установленный срок проведения аттестации истек, а на день рассмотрения дела аттестации рабочих мест по условиям труда ответчиком в Филиале не проведена. Отсутствие аттестации нарушает права работников, в том числе, и тех, которые будут приняты на работу, то есть, права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасных условий труда, правильность обеспечения сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты, получение информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся гарантиях и компенсациях.

Таким образом, исковые требования прокурора о понуждении ответчика к проведению аттестации подлежат удовлетворению.

В силу п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд вправе самостоятельно установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая количество структурных подразделений в Филиале и значительное количество рабочих мест в каждом из подразделений, большой объем работ, предусмотренный Порядком проведения аттестации, необходимость оформления аттестации в виде пакета документов, последующей сертификации организации работ по охране труда, завяленный истцом срок проведения аттестации - до 01.11.2012 года, не представляется суду достаточным.

При таких обстоятельствах суд считает нужным установить ответчику срок проведения аттестации - до 31 декабря 2012 года, согласно графику проведения аттестации, утвержденному в Филиале. Указанный срок суд считает разумным и обоснованным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты госпошлины.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета города Мурманска, исчисленная в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в сумме ***.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Центр судоремонта «Звездочка» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда - удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» в срок до 31 декабря 2012 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в Филиале «35 Судоремонтный завод» по всем имеющимся в филиале рабочим местам.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка» государственную пошлину в доход бюджета города Мурманска в размере ***.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                              М.Г. Серова

решение вступило в законную силу 16.08.2011