о понуждении к постановке недвижимого имущества на учет в регистрационный орган в качестве бесхозяйного



Дело № 2-1143/11

Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2011 года Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Серовой М.Г.,

представителя истца - помощника прокурора Ленинского округа г. Мурманска - Степанчук Н.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ЗАО «Севжилсервис» - Струниной С.В., действующей на основании доверенности от 20.12.2010 года,

при секретаре Кравченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского округа города Мурманска в защиту интересов Муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении к постановке на учет имущества в качестве безхозяйного,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского округа города Мурманска в защиту интересов Муниципального образования город Мурманск обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении к постановке на учет имущества в качестве безхозяйного. В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой по информации, представленной Управлением Ленинского административного округа города Мурманска по факту отсутствия воды в результате аварийной ситуации - поломки участка разводящего трубопровода горячего водоснабжения между домами № по ул. ***, выявлено бездействие Комитета имущественных отношений города Мурманска, а именно, непринятие мер, направленных на признание и регистрацию права муниципальной собственности на указанный безхозяйный объект. До признания указанного недвижимого имущества муниципальным, администрация муниципального образования город Мурманск не имеет возможности надлежащим образом осуществлять мероприятия по его содержанию. Финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью, может быть признано нецелевым использованием денежных средств. Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер, направленных на признание права муниципальной собственности на указанный объект влечет его ненадлежащее техническое обслуживание и невозможность функционирования, что нарушает права граждан на благоприятные условия жизни. Проверкой установлено, что право собственности на указанный объект недвижимого имущества не зарегистрировано, то есть, имущество является безхозяйным. Поскольку организация водоснабжения является прямой обязанностью органа местного самоуправления, истец просил суд обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска в срок до 01 июля 2011 года обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве безхозяйного объекта недвижимого имущества - участка разводящего трубопровода горячего водоснабжения между домами № по улице *** в городе Мурманске.

Определением суда от 07.06.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Закрытое акционерное общество «Севжилсервис».

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ленинского округа г. Мурманска Степанчук Н.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, уточнив срок обращения ответчика с заявлением о постановке на учет в качестве безхозяйного объекта недвижимого имущества. Просила обязать ответчика в срок до 01 сентября 2011 года обратиться с соответствующим заявлением.

Ответчик - Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее - КИО г. Мурманска), извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направил; ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя; представил письменный мотивированный отзыв на иск, в котором требования прокурора не признал. Возражения мотивировал тем, что разводящий трубопровод горячего водоснабжения между домами № по ул. *** в г. Мурманске проходит по территории земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, таким образом, является общей долевой собственностью собственников жилых помещений многоквартирных домов, следовательно, не является безхозяйным имуществом и не может быть принят в муниципальную собственность. Содержание и ремонт разводящих сетей горячего водоснабжения, проходящих на территории земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, является обязанностью управляющей компании. Просил отказать в удовлетворении иска.       

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация города Мурманска, извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направила; ранее ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя; просила принять решение по имеющимся в деле доказательствам. Обратила внимание суда на то, что КИО г. Мурманска является уполномоченным органом местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по развитию городского хозяйства города Мурманска (далее - КРГХ г. Мурманска), извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направило; ранее просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представило письменный мотивированный отзыв на иск, в котором указало, что разводящий трубопровод предназначен для предоставления коммунальной услуги жильцам домов № *** по ул. ***, соответственно, должен относиться к общему имуществу многоквартирного дома, а управляющая компания - ЗАО «Севжилсервис» обязана обеспечить надлежащее техническое состояние указанного имущества. Просило отказать в удовлетворении иска прокурора. Участвующий в судебном заседании 07.06.2011 г. представитель КРГХ г. Мурманска привел доводы, аналогичные содержащимся в письменном отзыве.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ЗАО «Севжилсервис» - Струнина С.В. в судебном заседании с иском согласилась, полагая требования прокурора законными и обоснованными. Не оспаривая того обстоятельства, что Управляющая компания ЗАО «Севжилсервис» обслуживает многоквартирные жилые дома № *** по ул. ***, полагала, что участок разводящего трубопровода горячего водоснабжения между этими домами является безхозяйным объектом, не относится к общему имуществу собственников жилых помещений, согласно перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, прилагаемому к договорам управления. Указала также на то, что в настоящее время внешние границы земельного участка не сформированы. Кроме того, поскольку участок разводящего трубопровода находится под землей, он, в соответствии с положениями ст. 36 Жилищного кодекса РФ, не может быть отнесен к общему имуществу собственников многоквартирных домов. Обратила внимание суда на то, что в технических паспортах многоквартирных жилых домов № № по ул. ***, отсутствует указание на разводящий трубопровод.

Выслушав представителей истца, ЗАО «Севжилсервис», исследовав с помощью специалиста - начальника технического отдела ЗАО «Севжилсервис» Р.П.Н. - материалы дела, обозрев представленные ЗАО «Севжилсервис» технические паспорта домов №№ по ул. *** с придомовыми территориями, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 3,4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии со ст. 50 названного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004) «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) (в ред. Федерального законаот 04.06.2011 N 123-ФЗ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме …) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, … которые предоставляет управляющая организация.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), в соответствии с п. 1 которых состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 2 Правил, в состав общего имущества включаются, в частности:

помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (пп. «а»);

механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (пп. «д»);

земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (пп. «е»);

иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пп. «е»).

В силу п. 3 Правил, при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

В силу п. 5 Правил, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Согласно п. 8 Правил, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, … входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Судом установлено, что на основании договора управления от 01.06.2008 г., заключенного между ОАО «Севжилсервис» (после изменения типа акционерного общества с открытого на закрытое - ЗАО «Севжилсервис») и муниципальным образованием город Мурманск, ЗАО «Севжилсервис» осуществляет управление многоквартирным жилым домом № по ул. *** в г. Мурманске.

В соответствии с договором управления от 30.04.2009 г., заключенным на основании проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, ЗАО «Севжилсервис» осуществляет управление многоквартирным жилым домом № по ул. *** в г. Мурманске.

Согласно имеющейся в материалах дела информации, многоквартирный жилой дом № по ул. *** в городе Мурманске снабжается горячей водой от водоподогревателя, установленного в тепловом пункте многоквартирного жилого дома № по ул. ***; участок сети между указанными домами является разводящим трубопроводом горячего водоснабжения.

При изучении схемы открытого участка теплотрассы к дому № по ул. ***, а также схем домов №№ с прилегающими территориями, имеющихся в технических паспортах указанных домов, с учетом пояснений привлеченного судом в качестве специалиста начальника технического отдела ЗАО «Севжилсервис» Р.П.Н., судом установлено, что один из участков названного разводящего трубопровода проходит под землей - от дома № по ул. *** (в границах его придомовой территории) до теплообменника, расположенного между домами №, а другой участок разводящего трубопровода - от теплообменника до ввода в дом № по ул. *** проходит над землей, вдоль дома №, в границах его придомовой территории.

Из пояснений названного специалиста следует, что водоподогреватель, установленный в тепловом пункте дома № по ул. ***, а также трубопровод до теплообменника и после теплообменника до ввода в дом № по ул. *** представляют собой единый объект недвижимости, предназначенный для горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов №№ по ул. ***, а также дома № по пер. ***.

Суд доверяет пояснениям названного специалиста, имеющего соответствующее высшее техническое образование, специальность «инженер-строитель», значительный стаж работы по специальности; вопросы, по которым специалист давал пояснения суду, находятся в его непосредственной компетенции, в силу занимаемой должности.

Таким образом, спорный объект недвижимости - разводящий трубопровод не подпадает под определение состава общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома и не отвечает признакам общего имущества многоквартирного жилого дома, указанным в ст. 36 Жилищного кодекса РФ и Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, поскольку находится за пределами внешних границ стен многоквартирных жилых домов №№ по ул. ***, лишь частично находится на придомовой территории дома № по ул. *** (над землей), а также предназначен для обслуживания более чем одного многоквартирного дома.

При этом суд принимает во внимание и письменные пояснения Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации от 17.02.2010 г., имеющиеся в материалах дела, со ссылкой на п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым инженерные сети за пределами стены многоквартирного дома не могут входить в состав общего имущества МКД, если они не расположены на земельном участке МКД и не предназначены для обслуживания одного многоквартирного дома.

Кроме того, из представленных суду ФГУ «Кадастровая палата по Мурманской области» кадастровых паспортов земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома №№ по ул. ***, а также кадастрового плана территории - кадастрового квартала, следует, что правообладателями земельных участков являются собственники помещений указанных многоквартирных жилых домов, у которых земельные участки находятся на праве общей долевой собственности, между тем, границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Таким образом, в настоящее время не имеется оснований считать, что спорный объект недвижимости находится в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома №№ по ул. ***.

Технические паспорта жилых домов №№ по ул. *** не содержат указаний на включение в состав имущества домов участка разводящего трубопровода.

Суд учитывает также, что состав общего имущества многоквартирного дома № по ул. *** должен был определяться органом местного самоуправления в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.

Между тем, ни договор управления многоквартирным жилым домом № и №, ни договор управления в отношении дома № по ул. *** не содержат указаний на включение разводящего трубопровода в состав общего имущества многоквартирного дома, а в перечнях обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющихся приложениями к названным договорам управления, отсутствуют работы по обслуживанию и техническому содержанию названного объекта.

Учитывая все изложенное в совокупности, суд приходит к выводу о том, что участок разводящего трубопровода горячего водоснабжения между домами № по улице *** не является общим имуществом собственников жилых помещений названных многоквартирных жилых домов, следовательно, не подлежит обслуживанию ЗАО «Севжилсервис» в рамках заключенных договоров управления многоквартирными домами.

В ходе судебного разбирательства судом не выявлено нахождение названного объекта недвижимости на балансе каких-либо организаций.

Так, по сообщению ГОУП «Мурманскводоканал», в его хозяйственном ведении нет указанного объекта недвижимости.

Согласно сообщению Управления Росимущества в Мурманской области, сведения об указанном объекте в реестре федерального имущества не учитываются. Аналогичное сообщение - об отсутствии объекта в реестре государственного имущества Мурманской области получено судом из Министерства имущественных отношений Мурманской области.

Согласно сообщению Управления Росреестра по Мурманской области, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимого имущества.

Из сообщения ГОУТП «ТЭКОС» усматривается, что названное предприятие не обслуживает участок трубопровода горячего водоснабжения от дома № до дома № по ул. ***, а также не обслуживает пластинчатый теплообменник, установленный на тепловом пункте многоквартирного дома № по ул. *** на системе горячего водоснабжения.

Таким образом, в силу ст. 255 ГК РФ, имеются основания считать объект недвижимого имущества - участок разводящего трубопровода горячего водоснабжения между домами № по улице *** в городе Мурманске безхозяйным имуществом.

Учитывая изложенное, указанный объект недвижимости должен быть принят на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится, представленному в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В соответствии с Положением о Комитете имущественных отношений города Мурманска, утвержденном Постановлением Администрации города Мурманска от 23.12.2003 № 1153, Комитет является уполномоченным органом местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города (п.1.2.);

Комитет осуществляет учет объектов муниципальной собственности, включая движимое и недвижимое имущество (п. 3.3.).

Таким образом, исковые требования прокурора Ленинского округа г. Мурманска о понуждении Комитета имущественных отношений города Мурманска обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве безхозяйного участка разводящего трубопровода горячего водоснабжения между домами № по улице *** в городе Мурманске представляются суду обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд соглашается с доводами истца о том, что до признания указанного недвижимого имущества муниципальным, администрация муниципального образования город Мурманск не имеет возможности надлежащим образом осуществлять мероприятия по его содержанию, а непринятие мер, направленных на признание права муниципальной собственности на указанный объект влечет его ненадлежащее техническое обслуживание и невозможность функционирования, что нарушает права граждан, проживающих в многоквартирных домах, на благоприятные условия жизни.

Заявленный истцом срок обращения ответчика с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по Мурманской области - до 01 сентября 2011 года, представляется суду разумным и достаточным.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с п. 19 части 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, с ответчика не подлежит взысканию госпошлина.

Руководствуясь ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского округа города Мурманска в защиту интересов Муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении к постановке на учет имущества в качестве безхозяйного - удовлетворить.

Обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска в срок до 01 сентября 2011 года обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве безхозяйного объекта недвижимого имущества - участка разводящего трубопровода горячего водоснабжения между домами № 17 и № 19 по улице Нахимова в городе Мурманске.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                            М.Г. Серова

Решение вступило в законную силу 19.08.2011