о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда



Решение в окончательной форме изготовлено 25 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2011 года Ленинский районный города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Хмель М.В.,

при секретаре                                                         Уманцевой П.В.,

с участием истца                                                    Мехниной Г.М.,

представителей ответчика                              Поваренкиной О.И., Елисеевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1644/2011 по иску Мехниной Г.М. к Государственному областному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Мехнина Г.М. обратилась в суд к Государственному областному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» (далее ответчик ГОУ ЦСПН г.Мурманска) о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда. В обоснование заявления указала, что она и ее сын Мехнин Э.А., зарегистрированы в качестве безработных в Государственном областном учреждении «Центр занятости населения города Мурманска» и с 21 сентября 2009 года и получают минимальное пособие по безработице в размере *** рублей в месяц. В связи с имеющимся у нее заболеванием, она длительное время не может найти подходящую работу. С 24 февраля 2010 года по 10 апреля 2010 года ее сын учился на охранника, но для трудоустройства ему необходимо пройти медицинскую комиссию и приобрести лицензию, что для их семьи является невозможным, ввиду тяжелого материального положения. По независящим от истца причинам их семья имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной Постановлением Правительства Мурманской области. По ее заявлению от 16 декабря 2009 года ее семье была оказана адресная социальная помощь за период с декабря 2009 года по февраль 2010 года в общей сумме ***. По заявлению от 15 марта 2010 года была оказана адресная социальная помощь за период с марта по май 2010 года в общей сумме ***. По заявлению от 28 июня 2010 года была оказана адресная социальная помощь за период с июня по август 2010 года в общей сумме ***. В период с сентября по октябрь адресная социальная помощь не оказывалась, так как она лежала в больнице и не могла написать заявление. По заявлению от 8 ноября 2010 года была оказана адресная социальная помощь на период с ноября 2010 года по январь 2010 года в общей сумме ***. 18 февраля 2011 года она была вынуждена заключить социальный договор о взаимных обязательствах с ответчиком, так как денег катастрофически не хватает даже на продукты питания, хотя с суммами, указанными в договоре, она не была согласна. На выплаченные денежные средства очень трудно прожить, к тому же ей необходимо приобретать лекарства, в связи с болезнью. Полагает, что нарушено ее право на труд и защиту от безработицы, так как она лишена возможности трудиться на соответствующей ее заболеванию работе и, как следствие, обеспечивать себя необходимыми лекарствами и продуктами питания. Полагает, что социальная помощь оказывается ей не в неполном размере, начиная с сентября 2009 года, а именно в течение 17 месяцев. Всего с сентября 2009 года по февраль 2011 года в общей сумме ей было выплачено ***, а положено в соответствии с положениями Постановления Правительства Мурманской области от 30 сентября 2010 года № 440-ПП, Постановления Правительства Мурманской области от 23 июня 2010 № 273-ПП, Постановления Правительства Мурманской области от 24 февраля 2010 года №67-ПП, ***. Она не раз обращалась письменно по данному вопросу к ответчику, в Министерство здравоохранения и социального развития по Мурманской области, в Прокуратуру Октябрьского административного округа г.Мурманска, однако нигде должных мер не было принято. Вся описанная выше ситуация очень негативно отразилась на ее здоровье. В связи с чем она имеет право на возмещение морального вреда, выразившегося в моральных переживаниях, волнениях, связанных с многочисленными обращениями с просьбами в различные инстанции г. Мурманска, отказом в удовлетворении законных требований и вынужденном обращении в суд. Она оценивает моральный вред в ***. Просила суд: взыскать с ответчика денежные средства в размере ***; компенсацию морального вреда в сумме *** и в возмещение расходов по уплате государственной пошлины ***.

В судебном заседании Мехнина Г.М. поддержала исковое заявление. Сообщила суду, что с 2009 года она не имеет возможности трудоустроиться в связи с тем, что имеет ограничения по состоянию здоровья. Она неоднократно пыталась оформить инвалидность, но не может получить соответствующее медицинское заключение. Её семья не имеет денежных средств даже на еду, из-за материальных трудностей она допустила образования долга по оплате коммунальных услуг и была лишена возможности получать субсидию. Полагала, что размер адресной социальной помощи определен неправильно, очень занижен, т.к. он должен обеспечивать получение дохода на каждого из членов семьи не менее прожиточного минимума для трудоспособного населения. Она неоднократно обращалась с жалобами в различные государственные учреждения, в том числе в Прокуратуру, но права ее не были защищены. Обратила внимание суда на то, что было нарушено ее право на получение социальной помощи в полном объеме, в результате чего она была лишена возможности приобрести для себя самые необходимые вещи и продукты, лекарства. Она испытывала нравственные и физические страдания. Просила суд взыскать с ответчика, недоплаченную ей адресную помощь в сумме *** и компенсацию морального вреда ***, возместить судебные издержки в сумме ***.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Мехнин Э.А. в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Об уважительности причины неявки в судебное заседание не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Представители ГОУ ЦСПН города Мурманска полагали, что иск не подлежит удовлетворению. Пояснили суду, что органы социальной защиты населения наделены правом не только решать вопросы о наличии или отсутствии у обратившихся граждан права на адресную государственную социальную помощь, но и устанавливать конкретные размеры этой помощи в пределах общего объема средств, предусмотренных на эти цели. Решение об оказании адресной государственной социальной помощи принимается коллегиально Комиссией по социальной поддержке населения. Действующим законодательством не предусмотрено оказание социальной помощи в обязательном порядке в размере, составляющем разницу между величиной прожиточного минимума и совокупным доходом нуждающихся граждан, он может определяться от верхнего его предела и ниже. Адресная государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, и не служит основным источником дохода.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 ФЗ « О государственной социальной помощи» определено, что государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Статьей 8 указанного закона определено, что государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О государственной социальной помощи» размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Мурманской области №549-01-ЗМО от 23 декабря 2004 года определено, что государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Мурманской области; снижения уровня социального неравенства; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; обеспечения поддержки материнства, отцовства и детства.

Статья 6 ЗМО « О государственной социальной помощи в Мурманской области» адресная государственная социальная помощь, исходя из конкретных условий, может оказываться в денежном выражении (социальные пособия, субсидии) и (или) в виде натуральной помощи. Адресная государственная социальная помощь может предоставляться единовременно или на период не менее двух месяцев. Для малоимущих граждан из числа неработающего трудоспособного населения, кроме лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, суммарный период оказания адресной государственной социальной помощи не может превышать шести месяцев в течение календарного года.

Статья 7 указанного закона определено, что размер адресной государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Мурманской области, определяется в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и одной третьей совокупного дохода членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (за исключением экстремальных ситуаций).

Судом установлено, что Мехнина Г.М., родившаяся ***, состоит на учете в ГОУ «Центр социальной поддержки населения Мурманска» как получатель адресной государственной социальной помощи с декабря 2009 года.

По представленным документам на оказание адресной государственной социальной поддержки Мехнина Г.М. не работает с 18 октября 2006 года в связи с увольнением по собственному желанию (ранее работала *** в МУП «***»), с 21 сентября 2009 года по 20 марта 2010 года, с 23 марта 2010 года по 22 сентября 2010 года, с 16 ноября 2010 по 15 мая 2011 года, состояла на учете в ГОУ Центр занятости города Мурманска, вновь зарегистрирована в качестве безработной с 16 мая 2011 года по 15 ноября 2011 года с выплатой пособия в размере ***.

Сын заявителя Мехнин Э.А, *** года рождения уволен с военной службы в связи с окончанием контракта 18 июня 2009 года. В качестве безработного был зарегистрирован в ГОУ Центр занятости населения с 20 января 2010 года по 23 февраля 2010 года. С 03 ноября 2010 года по 03 марта 2011 года проходил профессиональное обучение с 24 февраля 2010 года по 10 апреля 2010 года в справке ГОУ ЦЗН имеется информация об отказе данного лица от предложенной работы в январе 2010 года. Работал в должности контролера торгового зала 23 марта 2011 года по 23 мая 2011 года.

Младший сын истца Мехнин А.А., *** года рождения, с 03 марта 2009 года отбывает наказание в исправительном учреждении и находится на полном государственном обеспечении.

По заявлению от 16 декабря 2009 года решением Комиссии по социальной поддержке населения от 17 декабря 2009 года семье Мехниной Г.М была назначена социальная помощь на период с декабря 2009 года по январь 2010 года в сумме ***.

По заявлению от 28 декабря 2009 года решением Комиссии по социальной поддержке населения от 11 февраля 2010 года семье Мехниной Г.М во изменение решения Комиссии от 17 декабря 2009 года была назначена социальная помощь на период с января по февраль 2010 года в сумме ***.

По заявлению от 15 марта 2010 года решением Комиссии по социальной поддержке населения от 17 марта 2010 года семье Мехниной Г.М была назначена социальная помощь на период с марта по май 2010 года в сумме ***.

По заявлению от 17 марта 2010 года решением Комиссии по социальной поддержке населения от 25 марта 2010 года семье гр. Мехниной Г.М во изменение решения Комиссии от 17 марта 2010 года была назначена социальная помощь на период с марта по май 2010 года в сумме ***.

По заявлению от 28 июня 2010 года решением Комиссии по социальной поддержке населения от 29 июня 2010 года семье гр. Мехниной Г.М была назначена социальная помощь на период с июня по август 2010 года в сумме ***.

По заявлению от 24 ноября 2010 года решением Комиссии по социальной поддержке населения от 02 декабря 2010 года семье Мехниной Г.М. была назначена социальная помощь на период с ноября 2010 по январь 2011 года в сумме ***.

Решением Комиссии по социальной поддержке населения от 17 февраля 2011 года было предложено Мехниной Г.М. оформить социальный договор о взаимных обязательствах.

Условиями договора определено со стороны ГОУ ЦСПН оказание АГСП, направления ходатайства в ГОУ Центр занятости населения г. Мурманска. В случае предоставлением центром занятости населения работы, направление ходатайства работодателю. Направление ходатайства главному - врачу поликлиники №4 для оказания содействия в прохождении комиссии по вопросу установления инвалидности.

22 февраля 2011 года направлено ходатайство в адрес ГОУ Центр занятости населения г. Мурманска с просьбой рассмотреть вопрос о возможном трудоустройстве Мехнина Э.А., в тот же день направлено ходатайство главному врачу поликлиники №4 для оказания содействия в прохождении комиссии по вопросу установления инвалидности Мехниной Г.М.

По заявлению от 16 февраля 2011 года решением Комиссии по социальной поддержке населения от 18 февраля 2011 года семье гр. Мехниной Г.М была назначена социальная помощь на период с февраля по апрель 2011 года в сумме ***.

По заявлению от 25 мая 2011 года решением Комиссии по социальной поддержке населения от 02 июня 2011 года семье гр. Мехниной Г.М была назначена социальная помощь на период с мая по июнь 2011 года в сумме ***.

Таким образом, в период с декабря 2009 года по июнь 2011 года семье Мехниной Г.М. оказана адресная государственная социальная помощь в общей сумме ***.

Изучив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу, что адресная социальная помощь оказывалась семье Мехниной Г.М. в размерах, установленных ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области», а именно в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и одной третьей совокупного дохода членов малоимущей семьи. Ситуация, сложившаяся в семье Мехниной Г.М. не является экстремальной, поскольку оба члена данной семьи трудоспособны по возрасту, не имеют инвалидности, не являются жертвами стихийных бедствий и техногенных катастроф.

То обстоятельство, что размер адресной социальной помощи определяется в пределах выделенных на указанные цели лимитов, не противоречит действующему законодательству.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Из преамбулы Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования данного Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 вышеназванного Федерального закона законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации согласно пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Установление размера государственной социальной помощи в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и одной третьей совокупного дохода членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которой расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно.

Положения Закона Мурманской области «О государственной социальной помощи в Мурманской области», предусматривающие определение размера государственной социальной помощи исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год, федеральному законодательству не противоречат, и не означают, что размер государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) устанавливается законом области о бюджете на соответствующий финансовый год, поскольку в соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет субъекта Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации, а расходное обязательство Мурманской области по финансированию расходов на оказание государственной социальной помощи незащищенной категориям граждан возникло в результате принятия ЗМО « О государственной социальной помощи в Мурманской области».

Кроме того, если состояние здоровья Мехниной Г.М. не позволяет ей осуществлять трудовую деятельность, она не лишена возможности оформить инвалидность, а так же имеет право обратиться за мерами социальной поддержки, оказываемыми за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни…, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Суд не усматривает нарушения прав и законных интересов истца со стороны ответчика, а, следовательно, и оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

При таких обстоятельствах, оценивая допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований Мехниной Г.М. и не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Мехниной Г.М. в удовлетворении исковых требований к Государственному областному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Судья                                                                               М.В. Хмель

Решение вступило в законную силу 07.09.2011