о признании решения должностного лица о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, договора социального найма жилого помещения ничтожным и выселении из жилого помещения специализированного жилого фонда



Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2011 года       г. Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Хмель М.В.,

при секретаре Уманцевой П.В.,

с участием помощника военного прокурора - войсковая часть *** Кузнецова Г.Е.

ответчика Зубрик И.Ч.,

представителя ответчика ГУ «1967 отделение морской инженерной службы» Фролова В.А.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований

на предмет спора Зубрик Ч.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1246/11 по иску военного прокурора - войсковой части ***, действующего в интересах Российской Федерации к Государственному учреждению «1967 отделение морской инженерной службы», Зубрик И.Ч., А.Е.Л. о признании недействительным (ничтожным) договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения в ранее занимаемое жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к начальнику Государственного учреждения «1967 отделение морской инженерной службы», Зубрик И.Ч. о признании решения должностного лица о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, договора социального найма жилого помещения ничтожным, выселении из жилого помещения специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указано, что в результате проведенной проверки исполненной должностными лицами ГУ «1967 ОМИС» законодательства о сохранности федеральной собственности было установлено, что 28 июля 2010 года между ответчиком и *** ГУ «1967 ОМИС» Б.А.Н. в нарушение действующего законодательства был заключен договор социального найма жилого помещения за № ***, на основании которого ГУ «1967 ОМИС» передало Зубрик И.Ч. в бессрочное владение и пользование находящееся в федеральной собственности изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: город Мурманск***, общей площадью *** кв.м. для постоянного проживания в нем. В соответствии с указанным договором в жилое помещение вселен несовершеннолетний сын Зубрик И.Ч. - А.Е.Л. Поскольку решение о предоставлении Зубрик И.Ч. жилого помещения было принято с нарушением установленного законодательством порядка, а договор социального найма заключен без достаточных на то оснований и с нарушением требований ст. 51, ч.ч. 3,4 ст.ст. 57, 63 Жилищного кодекса РФ, просит суд признать решение начальника ГУ «1967 ОМИС» о предоставлении Зубрик И.Ч. спорного жилого помещения по договору социального найма недействительным, договор социального найма от 28 июля 2010 года за № ***, заключенный между ГУ «1967 ОМИС» и Зубрик И.Ч. - ничтожным, выселить Зубрик А.Н. и А.Е.Л. в ранее занимаемое жилое помещение по адресу: город Мурманск, улица ***, обязать отдел УФМС РФ в Ленинском округе г. Мурманска снять с Зубрик И.Ч. и несовершеннолетнего А.Е.Л. с регистрационного учета по адресу: город Мурманск, улица ***.

По ходатайству военного прокурора произведена замена ненадлежащего ответчика начальника ГУ 1967 ОМИС надлежащим ответчиком ГУ 1967 ОМИС.

В ходе слушания дела военный прокурор уточнил исковые требования, просит суд: признать договор социального найма жилого помещения от 28 июля 2010 года, заключенный между ГУ «1967 ОМИС» и Зубрик И.Ч, недействительным (ничтожным) и выселить Зубрик И.Ч. и ее несовершеннолетнего сына А.Е.Л. из спорного жилого помещения в ранее занимаемое жилое помещение по адресу: город Мурманск, улица***.

Представитель военного прокурора - войсковая часть *** Кузнецов Г.Е. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ «1967 ОМИС» в судебном заявил о согласии с исковыми требованиями.

Ответчик Зубрик И.Ч., действующая от своего имени и за своего несовершеннолетнего сына А.Е.Л., в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Пояснила суду, что на момент заключения договора она не была осведомлена о том, что договор заключается лицом, не имеющим данных полномочий и с нарушением требований закона.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Зубрик Ч.Г. полагал, что иск не подлежит удовлетворению. Пояснил суду, что при оформлении документов его дочь полагала, что действует в соответствии с действующим законодательством.

Представитель Комитета по образованию администрации города Мурманска в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области Отдел в Ленинском административном округе города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Зубрик И.Ч., Б.А.Н., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, по месту регистрации в городе Мурманске, об уважительности причин неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. При таких обстоятельствах, дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Настоящий иск заявлен военным прокурором - войсковая часть *** в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.

Судом установлено, что 29 июня 2010 года Зубрик И.Ч. обратилась с заявлением к начальнику ГУ 1967 ОМИС о предоставлении ей комнаты в общежитии, расположенном по адресу: города Мурманск, улица ***, для проживания.

28 июля 2010 года между ГУ 1967 ОМИС в лице начальника Б.А.Н. и Зубрик И.Ч. заключен договор социального найма жилого помещения № ***, в соответствии с которым ГУ 1967 ОМИС передало ответчику в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, расположенное в общежитии по адресу: город Мурманск, ***, общей площадью *** кв.м.

Здание общежития по адресу: город Мурманск, улица ***, введено в эксплуатацию решением Мурманского городского Совета народных депутатов от 02 октября 1981 года № 491 находится в собственности Российской Федерации, о чем 22.10.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области в ЕГРП сделана запись регистрации за № ***.

С 16 сентября 2009 года здание по адресу: город Мурманск, ***, передано собственником в оперативное управление ГУ 1967 ОМИС, о чем 16 сентября 2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области в ЕГРП сделана запись регистрации за № ***.

Таким образом, ответчику было предоставлено жилое помещение, находящееся в федеральной собственности.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 114 Конституции Российской федерации и пунктом 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года №-3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 12 статьи 1 ФЗ «Об обороне» определено, что имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25 ноября 1996 года № 1592 Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствии с реальной социально-экономической и военно-политической обстановкой в государстве поручено в срок до 01 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1131 от 06.10.1999 (действовавшее до 14.07.2006) «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального использования).

Порядок передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235.

Судом установлено, что указанное здание в настоящее время находится в федеральной собственности.

Указанное здание общежития должно было быть передано в собственность либо субъекта Российской Федерации, либо в муниципальную собственность, однако в нарушение указанных выше норм это сделано не было.

В силу статьи 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии с приведенной нормой общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Как следует из «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду», утвержденных постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12).

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», здание по улице ***, дом *** в городе Мурманске утратило статус общежития.

В силу изложенного спорные отношения подпадают под действие правового режима, установленного для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Частью 2 статьи 49 ЖК РФ установлено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Частью 3 статьи 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением ГУ «1967 ОМИС» Государственное учреждение «1967 отделение морской инженерной службы» входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и является их структурным подразделением

Порядок обеспечения жилыми помещениями и признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений в Вооруженных Силах Российской Федерации до 30 сентября 2010 года определялся Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденной приказом Минобороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80.

При этом предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, находящегося в оперативном управлении структурных подразделений ВС РФ, иным гражданам Российской Федерации, не состоящим в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, по договорам социального найма законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами предусмотрено не было.

Установлено, что Зубрик И.Ч. на момент подачи заявления о предоставлении жилого помещения в общежитии по адресу: город Мурманск, ***, в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состояла и не состоит. Органами военного управления ответчик нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в установленном порядке не признавалась.

Доказательств, обратного ответчиком в порядке статьи 56 ГПК РФ не представлено, судом не добыто.

На момент заключения договора социального найма Зубрик И.Ч. постоянно проживала по месту жительства по адресу: город Мурманск, улица.

Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Зубрик Ч.Г. в порядке приватизации, при этом Зубрик И.Ч. на момент приватизации квартиры имела равные права с Зубрик Ч.Г., поскольку на момент приватизации была постоянно зарегистрирована в нем.

Судом установлено, что Зубрик И.Ч. и ее несовершеннолетний сын А.Е.Л. в жилое помещение по адресу: город Мурманск, ***, фактически не заселились.

Зубрик И.Ч. в администрацию города Мурманска с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма не обращалась.

Согласно сообщению отдела по учету и распределению жилой площади администрации города Мурманска № 1-2Ж-703 от 22.03.11 Зубрик И.Ч. администрацией города Мурманска в установленном законом порядке малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не признавалась, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Согласно частям 3 и 4 статьи 57 и статье 63 ЖК РФ основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

ГУ 1967 ОМИС органом местного самоуправления не является, письменного решения о постановке Зубрик И.Ч. в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма начальник указанного квартирно-эксплуатационного органа не издавал.

Круг обязанностей, возлагаемых на начальника КЭЧ района (в ВМФ - отделения морской инженерной службы), определен статьей 24 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии, введенного в действие приказом Минобороны от 22 февраля 1977 года № 75. При этом полномочия признания граждан нуждающимися в жилых помещениях на квартирно-эксплуатационные органы не возложены.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Вместе с тем, начальник ГУ «1967 ОМИС» Б.А.Н., не наделенный полномочиями признавать граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений, принял решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Зубрик И.Ч., не признанной в установленном порядке нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Кроме того, Решением Мурманского городского Совета от 07.04.2005 № 6-62 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Мурманске» в рамках требований статьи 50 ЖК РФ установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - не менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Однако, общая площадь предоставленного Зубрик И.Ч. спорного жилого помещения - *** кв.м, более чем в 3 раза превышает предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека.

Таким образом, договор социального найма жилого помещения от 28.07.2010 № ***, заключенный между начальником ГУ 1967 ОМИС Б.А.Н. и Зубрик И.Ч. о предоставлении последней права проживания в жилом помещении по адресу: город Мурманск, ***, заключен с нарушением требований статей 51, 57, 63 ЖК РФ.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона и иных правовых актов, ничтожна.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует исходить из того, что нарушение требований ЖК РФ при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

По соглашению родителей несовершеннолетнего А.Е, он может быть переселен в жилое помещение по месту жительства отца.

Учитывая изложенное, суд находит требования о признании заключенного ГУ 1967 ОМИС и Зубрик И.Ч. договора социального найма недействительным (ничтожным) и выселении Зубрик И.Ч. и ее несовершеннолетнего сына А.Е.Л. из спорного жилого помещения в ранее занимаемое жилое помещение обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Мурманск.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным (ничтожным) договор социального найма № *** жилого помещения, расположенного по адресу: город Мурманск***, общей площадью ***кв. м, заключенный 28 июля 2010 года между Государственным учреждением «1967 отделение морской инженерной службы в лице начальника Б.А.Н. и Зубрик И.Ч.

Выселить Зубрик И.Ч. и ее несовершеннолетнего сына А.Е.Л., *** года рождения, из жилого помещения по адресу: город Мурманск, ***, в ранее занимаемое жилое помещение по адресу: город Мурманск***.

Взыскать с Зубрик И.Ч. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме *** рублей.

Взыскать с Государственного учреждения «1967 отделение морской инженерной службы» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в порядке надзора в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования решения были исчерпаны до дня его вступления в законную силу.

Судья                                                                                             М.В. Хмель

Решение вступило в законную силу 21.09.2011