Дело № 2-1588/11 Решение в окончательной форме изготовлено 03 августа 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 июля 2011 года г. Мурманск Ленинский районный суд г. Мурманска в составе: председательствующего судьи Барабановой Т.К. при секретаре Засыпкиной В.А., с участием помощника прокурора Быстровой С.А. представителя ответчика Гвоздовской В.Н. представителя третьего лица Митченко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению г. Мурманска гимназии № *** об обязании совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению города Мурманска гимназия № *** (далее по тексту МОУ гимназия № ***) о возложении обязанности по совершению определенных действий.В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой округа проверкой установлено, что в МОУ гимназия № *** отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, предназначенный для организации обучения учащихся школы начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащей организации учебно-материальной базы и оказывает негативное влияние на уровень подготовки обучающихся к военной службе. Просит в течение 2011-2012 учебного года обязать ответчика установить спортивный городок с элементами полосы препятствий. В судебном заседании заместитель прокурора Быстрова С.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, дала аналогичные пояснения. Представитель МОУ гимназия № *** Гвоздовская В.Н. с заявленным иском не согласилась. Пояснила, что необходимости в спортивном городке с элементами полосы препятствий не имеется. В целях выполнения учебной программы по Основам безопасности жизнедеятельности, в связи с отсутствием на территории школы спортивной площадки, занятия проводились в спортивных залах учебного заведения. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель Комитета по образованию администрации города Мурманска Митченко М.А. в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование возражений пояснил, что требования основаны на неверном толковании закона. Так, в соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ «О военной обязанности и военной службе» граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в течение двух последних лет обучения. При этом указанная подготовка осуществляется в соответствии с федеральными государственными стандартами, которые, в свою очередь, предусматривают два уровня образования: базовый и профильный. МОУ гимназия № *** не ведет профильного обучения по программам военной подготовки учащихся, а имеет иное профильное направление, в связи с чем, в установке спортивного городка нет необходимости. В указанном учебном заведении предусмотрен базовый уровень основного общего образования, в том числе по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее по тексту ОБЖ). Кроме того, в нормативно-правовых актах отсутствует точное определение элементов полосы препятствий и отсутствуют требования к техническому состоянию спортгородка, что существенно осложняет исполнение возможного решения суда. В настоящее время не утверждены образовательные стандарты, предусматривающие обязательного проведения занятий в спортивном городке с элементами полосы препятствий, в связи с чем следует сделать вывод, что в нем нет необходимости. С учетом изложенного, просил в удовлетворении иска отказать. Выслушав представителей сторон, третьего лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. В силу статьи 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Согласно статье. 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно статьям 12 и 13 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. На основании пунктов 2, 3, 4, 5, 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441, обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности (далее именуются - учебные пункты). Получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах. Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" Приказом от 24.02.2010 года Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах. Согласно пунктам 13 и 14 указанной Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. В образовательный учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы ( электронный стрелковый тренажер). Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителями сторон, в МОУ гимназия № *** отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий. Данные обстоятельства также подтверждается материалами проверки, проведенной прокуратурой Ленинского округа г. Мурманска (7-11), доказательств, опровергающих установленные сотрудниками прокуратуры факты, сторонами суду не представлено. Обосновывая свои возражения, представители ответчика и третьего лица указали, что занятие на спортивных площадках с элементами препятствий и иная подготовка (плавание, марш-броски, спортивное ориентирование, стрельба и т.д.) предусмотрены как элементы начальной подготовки исключительно в рамках изучения ОБЖ на профильном уровне среднего (полного) общего образования, однако, в МОУ гимназия № *** предусмотрено базовое обучение по программам предмета «ОБЖ». В связи с чем указанное учебное учреждение не должно быть оборудовано данным спортивным городком. Указанные доводы суд находит необоснованными, по следующим основаниям. Так, Приказом Минобороны РФ от 05.03.2004 № 1089 утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Согласно данному правовому акту, среднее (полное) общее образование - третья, завершающая ступень общего образования. Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях). Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования установлен по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Естествознание, Мировая художественная культура, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура. В рамках учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности предусмотрен профильный уровень среднего (полного) общего образования, согласно которому обязательный минимум содержания основных образовательных программ по элементам начальной военной подготовки должен предусматривать: Основы строевой подготовки. Строевые приемы и движения с оружием и без оружия. Строй отделения: развернутый, походный. Основы огневой подготовки. Назначение и боевые свойства личного оружия. Порядок неполной разборки и сборки оружия (на примере автомата Калашникова). Приемы и правила стрельбы. Выполнение начального упражнения стрельбы из автомата на базе воинской части. Основы тактической подготовки. Обязанности солдата в бою. Способы метания ручных осколочных и противотанковых гранат. Способы ориентирования на местности. Движение по азимуту. Основы технической и прикладной физической подготовки, занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, плавание, марш-броски, спортивное ориентирование и др.). В рамках учебного предмета ОБЖ по базовому уровню среднего (полного) общего образования обязательный минимум содержания основных образовательных программ не содержит вышеуказанных элементов начальной военной подготовки, в том числе преодоления полос препятствий. Согласно рабочей программе МОУ гимназия № *** на 2010-2011 учебные годы обучение ОБЖ предусмотрено только по базовому уровню. Суд соглашается с мнением представителя третьего лица, что до настоящего времени федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми могло бы предусматриваться получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны, прохождение подготовки по основам военной службы, не приняты. Однако, согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 3 и 8 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 142, Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации: Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе. По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом (далее - экспертное заключение). Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В данном случае, суд полагает, что по своему характеру, сфере и методу регулирования отношений Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования должен приниматься в виде нормативного правового акта, который подлежит обязательной государственной регистрации и обязательному официальному опубликованию для всеобщего пользования. Согласно пунктам 2 и 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти. Согласно пунктам 10, 11, 17 Правил, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или введения конфиденциального характера. Как следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2004 года № ГКПИ 2004-1284 Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" по своей форме не может считаться нормативным правовым актом, поскольку он не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и официально не опубликован. Кроме того, анализ данного правового акта не позволяет утверждать, что он прошел соответствующую независимую экспертизу в Министерстве обороны Российской Федерации то части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе. Таким образом, суд полагает, что по порядку и форме принятия данный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом с нарушениями действующего законодательства, в силу чего не является нормативным и не обладает обязательными признаками, присущими федеральному государственному образовательному стандарту. Более того, согласно пункту 3 Инструкции об организации обучение граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом от 24.02.2010 года Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 134, задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения. Данный объем обучения относится к элементам начальной военной подготовки и, как следует из Инструкции, является обязательным и соотносится с требованием пункта 14 данного нормативного акта, предусматривающим создание в образовательных учреждениях учебно-материальной базы, включающей в себя, в том числе спортивный городок с элементами полосы препятствий. Однако, как уже указывалось выше, Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" предусматривает обучение элементам начальной военной подготовке в рамках учебного предмета ОБЖ только по профильному уровню, который является не обязательным в образовательном процессе, чем неправомерно допускает снижение уровня подготовки учащихся по вопросам, касающимся подготовки граждан к военной службе, обучающимся в рамках указанного учебного предмета по базовому уровню. При указанных обстоятельствах и требованиях законодательства, суд приходит к выводу, что настоящие исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска к МОУ гимназия № *** заявлены в соответствии с действующим законодательством, являются правомерными и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом изложенного, принимая во внимание, что оформление заявок на выделение дополнительного финансирования будет производиться учебным учреждением в конце 2011 года, а также учитывая, что мероприятия по установке спортивного городка с элементами полосы препятствий в МОУ гимназия № *** уже были запланированы Комитетом по образованию администрации города Мурманска на начало 2010 года, суд полагает необходимым обязать ответчика течение 2011-2012 учебного года установить спортивный городок с элементами полосы препятствий. Указанный срок суд находит обоснованным. В силу ст. ст. 90, 103 ГПК РФ государственная пошлина в доход государства взыскивается с ответчика в меньшем размере в связи с тяжелым финансовым положением последнего. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению г. Мурманска гимназии № *** об обязании совершить определенные действия - удовлетворить. Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска гимназии № *** установить спортивный городок с элементами полосы препятствий на участке образовательного учреждения в течение 2011-2012 учебного года. Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения г. Мурманска гимназии № *** государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме *** рублей. Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья Т.К. Барабанова Решение вступило в законную силу 12.10.2011
соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством
обороны Российской Федерации.