об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-1426/11

Решение в окончательной форме изготовлено 02 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2011 года          г. Мурманск

Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Барабановой Т.К.

при секретаре     Засыпкиной В.А.

с участием

помощника прокурора Циркуленко М.В.

представителей ответчиков Квашниковой Т.А., Татауровой А.Е.,

Вершининой Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис», Товариществу собственников жилья «Гончарова» об устранений нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц с иском к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» (далее по тексту ЗАО «Севжилсервис»), Товариществу собственников жилья «Гончарова» (далее по тексту ТСЖ «Гончарова») об устранений нарушений природоохранного законодательства. В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, были выявлены нарушения закона в деятельности ответчиков. Так, проверкой установлено, что контейнерная площадка, расположенная во дворе домов *** по ул. *** в г. Мурманске имеет 4 мусорных контейнера, которые установлены на бетонированной площадке. Данная площадка имеет ограждение (металлическая сетка) только с двух сторон, имеет значительные повреждения, фактически не препятствует разносу мусора по дворовой территории, место для сбора крупногабаритного мусора не сформировано, отходы размещены на значительном расстоянии от площадки. Поскольку до настоящего времени недостатки, выявленные в процессе проверки, не устранены, истец просит обязать ответчиков в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 в срок до 01.09.2011:

-отвести и оборудовать специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора вблизи контейнерной площадки, расположенной во дворе домов ***, по ул. *** в г. Мурманске;

-контейнерную площадку, расположенную во дворе домов *** по ул. *** в г. Мурманске оборудовать специальным ограждением из металлической сетки, препятствующей разносу мусора за пределы площадки.

В судебном заседании помощник прокурора Циркуленко М.В. уточнил заявленные требования. Просил обязать ЗАО «Севжилсервис» в срок до 01.09.2011 произвести следующие действия: отвести и оборудовать на территории домов *** и/или *** по ул. *** в г. Мурманске специальную площадку для контейнера, предназначенного для сбора твердых бытовых отходов, а также вблизи данной площадки отвести специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора вблизи для домов *** и *** по ул. ***; установить специальное ограждение контейнера из металлической сетки, препятствующее разносу мусора за пределы площадки с информационными табличками. Обязать ТСЖ «Гончарова» в срок до 12.09.2011 установить на контейнерной площадке, расположенной на территории дома *** по ул. *** контейнер КЗ-12, для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для домов ***, ***, *** по ул. *** в г. Мурманске. В остальном на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивал, дал аналогичные пояснения.

Представители ТСЖ «Гончарова» Татаурова А.Е., Вершинина Н.Д. в судебном заседании не возражали против удовлетворения уточненных требований, представили договор об оказании услуг по сбору, вывозу и обезвреживанию отходов, заключенный с ООО «***» от 15.07.2011, согласно которому, сбор и временное хранение отходов ТСЖ «Гончарова» производит в коммунальном контейнере КЗ-12. Указали, что поскольку территория, на которой в настоящее время расположена контейнерная площадка обслуживается ТСЖ, то оснований для размещения контейнеров, обслуживающих дома №№ *** и ***, относящиеся к ЗАО «Севжилсервис», не имеется. В связи с чем контейнер, принадлежащий второму ответчику должен быть перенесен на придомовую территорию указанных домов.

Представитель ЗАО «Севжилсервис» Квашникова Т.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, однако, указала, что законодательство не предусматривает выделение отдельной площадки для сбора крупногабаритных отходов, не отрицала факт нахождения контейнерной площадке для сбора мусора на территории, которую обслуживает ТСЖ «Гончарова».

Представитель третьего лица Комитета природопользования и экологии Мурманской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представил письменный отзыв, приобщенный к материалам дела, не возражал против удовлетворения заявленных требований, просил дело рассмотреть без его участия.

Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 ГПК РФ, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.

Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования г. Мурманска. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.

Таким образом, заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, но также и на защиту жизни, здоровья и имущества граждан в связи с не соблюдением норм природоохранного законодательства. Круг таких лиц точно определен быть не может, следовательно, прокурор Ленинского округа г. Мурманска правомерно обратился с данным иском.

В судебном заседании из материалов дела и пояснений сторон установлено, что прокуратурой Ленинского округа г. Мурманска 13.05.2011 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при размещении объектов коммунальных отходов, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при осуществлении функции по уборке придомовых территорий от строительного и крупногабаритного мусора.

В результате проверки установлено, что во дворе домов *** по ул. *** в г. Мурманске имеет 4 мусорных контейнера, которые установлены на бетонированной площадке. Данная площадка имеет ограждение (металлическая сетка) только с двух сторон, значительно повреждена, фактически не препятствует разносу мусора по дворовой территории, место для сбора крупногабаритного мусора не сформировано, отходы размещены на значительном расстоянии от площадки.

Указанные обстоятельства подтверждены составленным актом осмотра контейнерной площадки от 13.05.2011 и приобщенными к нему фотоматериалами.

Как следует из договора управления многоквартирным домом, заключенным между собственниками и управляющей организацией, а также Уставом ТСЖ «Гончарова», дома №№ *** по ул. *** в г. Мурманске находятся на обслуживании разных организаций, а именно: дома №№ *** и *** - ОАО «Севжилсервис», дома №№ *** - ТСЖ «Гончарова».

Согласно материалам дела, внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Севжилсервис» от 10.11.2010 принято решение об изменении типа акционерного общества с «открытого» на «закрытое». Данные изменения прошли установленную государственную регистрацию в ИФНС России по г. Мурманску, о чем 09.12.2010 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. При преобразовании акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа не происходит реорганизация юридического лица.

Таким образом, все обстоятельства, в том числе и договорные, остаются в неизменном виде.

На основании устного соглашения, заключенного между указанными организациями, на контейнерной площадке, расположенной во дворе дома *** по ул. *** в г. Мурманске установлено 4 контейнера, из них: 3 обслуживаются ТСЖ «Гончарова» и 1 - ЗАО «Севжилсервис».

В соответствии со ст. 1 закона РФ от 10.01.202 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 51 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета РФ по строительному и жилищно-коммунальному комплексу №170 от 27.09.2003 года утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее по тексту Правила), которыми установлены обязательные для исполнения требования по эксплуатации, ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.

В соответствии с п. 1.8 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание (уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями).

Как следует из содержания п. 3.7.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Пункт 3.7.4. Правил предусматривает, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Согласно п. 3.7.15. Правил крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.

В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания территории населенных мест, утвержденных Министерством здравоохранения СССР от 05.08.1988 № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий), скапливающихся на территории населенного пункта.

В соответствии со ст.ст. 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пп. «д» пункта 11 которых установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Согласно ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В соответствии с п.п. 5.5, 5.7 «Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск» утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 №40-488 количество контейнеров рассчитывается исходя из планируемого объема вывоза ТБО с учетом вместимости контейнеров, коэффициента неравномерности накопления и коэффициента, учитывающего количество контейнеров в ремонте, резерве.

Площадки для размещения сборников отходов (контейнерные площадки) должны иметь усовершенствованное покрытие, быть удобными для подъезда специального автотранспорта, производства погрузочно-разгрузочных работ и должны соответствовать требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.

Согласно заключенным между собственниками домов по ул. *** №№ *** и управляющей организацией ЗАО «Севжилсервис» договорам управления, управляющая организация обязуется за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, организовать предоставление коммунальных услуг Собственникам и иным Пользователям путем заключения соответствующих договоров и соглашений, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.

Согласно Уставу ТСЖ «Гончарова», утвержденному решением собрания собственников помещений многоквартирных домов 28.04.2010, основными целями Товарищества являются управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечение эксплуатации этого комплекса и прочие.

Согласно п. 3.5 Устава Товарищества, оно обязано: выполнять требования Жилищного кодекса РФ, положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества и прочие.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заключив с собственниками многоквартирных домов договоры управления многоквартирным домом, управляющая компания и Товарищество приняли на себя обязательство обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками нежилых помещений; обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме; в том числе по вывозу бытовых отходов и крупногабаритного мусора, уборке контейнерных площадок и пр.

Требования прокурора об обязании ответчиков выполнить определенные действия, а именно: отвести и оборудовать специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора; установить специальное ограждение контейнера из металлической сетки, препятствующее разносу мусора за пределы площадки с информационными табличками; установить на контейнерной площадке, расположенной на территории дома *** по ул. *** контейнер КЗ-12, для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для домов *** по ул. *** в г. Мурманске, полностью соответствуют требованиям вышеуказанных нормативных актов.

При таких обстоятельствах исковые требования Прокурора Ленинского округа г. Мурманска подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ЗАО «Севжилсервис» о том, что законодательство не предусматривает выделение отдельной площадки для сбора крупногабаритных отходов, в связи с чем оснований для удовлетворения иска прокурора в этой части не имеется, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Так, согласно п. 5.10 «Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск» утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 №40-488 крупногабаритные отходы (упаковочные материалы, предметы домашнего обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель, металлические и деревянные конструкции, отходы от текущего ремонта жилых помещений) собираются на специальных площадках, расположенных, как правило, вблизи контейнерных площадок.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что организация и проведение необходимых строительный работ по благоустройству специальных площадок, являются достаточно длительными процессами, а также учитывая, что ЗАО «Севжилсервис» необходимо время для выбора и обустройства нового места для установки контейнера, после чего ТСЖ «Гончарова» сможет произвести возложенные на него работы, в целях реального исполнения решения, суд считает необходимым установить разные сроки для его исполнения, а именно: для ЗАО «Севжилсервис» - до 01.09.2011, для ТСЖ «Гончарова» - до 12.09.2011. Указанные сроки суд находит обоснованными.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска действующего в интересах неопределённого круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис», Товариществу собственников жилья «Гончарова» - удовлетворить.

Обязать Закрытое акционерное общество «Севжилсервис» в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 в срок до 01.09.2011 года произвести следующие действия:

- отвести и оборудовать на территории домов *** и/или *** по ул. *** в г. Мурманске специально оборудованную площадку для контейнера, предназначенного для сбора твердых бытовых отходов, а также вблизи неё специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора для домов *** и *** по ул. ***;

- установить специальное ограждение контейнера из металлической сетки, препятствующее разносу мусора за пределы площадки с информационными табличками.

Обязать Товарищество собственников жилья «Гончарова» в срок до 12.09.2011 установить на контейнерной площадке, расположенной на территории дома *** по ул. *** контейнер КЗ-12, для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для домов ***. ***, *** по ул. *** в г. Мурманске.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Севжилсервис» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме *** рублей.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Гончарова» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья        Т.К. Барабанова

Решение вступило в законную силу 12.10.2011