2-2724-11 об устранении нарушений законодательства об охране труда



Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 года Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Хмель М.В.

при секретаре Букреевой И.А.

с участием представителя истца Осокина Д.М.,

представителя ответчика Быкова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2724/11 по иску Мурманского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» об устранении нарушений законодательства об охране труда,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее ФГУП «УВО Минтранса России», ответчик) об устранении нарушений законодательства об охране труда. В обоснование иска указал, что Мурманской транспортной прокуратурой была проведена проверка, соблюдения требований федерального законодательства в деятельности ФГУП «УВО Минтранса России» и было выявлено, что не проведена аттестация 16-ти рабочих мест в структурном подразделении - команде № *** Архангельского отряда Мурманского филиала ФГУП «УВО Минтранса России», дислоцированной по адресу - проезд ***, дом ***, г. Северодвинск, Архангельская область, именно: рабочего места начальника команды; рабочего места заместителя начальника команды; рабочего места начальника караула; рабочего места стрелка 4 разряда; рабочего места стрелка 3 разряда; рабочего места стрелка 2 разряда; рабочего места стрелка 1 разряда; рабочего места водителя автомобиля; рабочего места стрелков 1, 2, 3 разряда на постах № 7, 7а, 11, 12, 16, 17, 22, 23; рабочего места стрелков 3, 2, 1 разряда на постах 1, 2, 3, 4, 5, 5а, 6; рабочего места стрелков 3, 2, 1 разряда на постах № 9, 14, 21, 18; рабочего места стрелков 3, 2, 1 разряда на постах № 18а, 21а, 27. 29. 8; рабочего места стрелков 3, 2, 1 разряда на постах № 1, 2; рабочего места стрелков 3, 2, 1 разряда на посту № 9; рабочего места стрелков 3, 2, 1 разряда на посту 15; рабочего места стрелков 3, 2, 1 разряда на посту № 27. Меры к аттестации указанных рабочих мест Мурманским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» не принимались длительное время (с декабря 2010 года). Имеющийся в Мурманском филиале ФГУП «УВО Минтранса России» график не предусматривает аттестацию рабочих мест в указанной команде. Просил суд обязать ответчика Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в срок до 31 ноября 2011 года провести аттестацию, вышеуказанных рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 1,2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569.

В судебном заседании представитель Мурманской транспортной прокуратуры поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. С учетом обстоятельств дела, объема предстоящих работ, механизма их финансирования за счет соответствующего бюджета, полагал возможным установить срок исполнения решения суда до 24 июня 2012 года.

Представитель ответчика не оспаривал то обстоятельство, что аттестация рабочих мест, указанных в исковом заявлении до настоящего времени не проведена и в соответствии с действующим трудовым законодательством она необходима. Полагал, что в связи с большим объемом работ, условиями и порядком их финансирования за счет средств соответствующего бюджета аттестация рабочих мест по условиям труда в указанном истцом подразделении может быть проведена не ранее чем до 24 июня 2012 года.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В статье 22 Трудового кодекса РФ закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу ст. 21 ТК РФ, работник имеет право получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

В соответствии со ст. 212 Трудового Кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

Статьей 209 Трудового Кодекса РФ определено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н.

Согласно п. 4 указанного Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Пункты 5 и 7 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» предусматривают сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации, которые устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

Судом установлено, что ФГУП «УВО Минтранса России» является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного распоряжением Минтранса России от 24 декабря 2009 года №ИЛ-101- р.

Команда № 5 является структурным подразделением Мурманского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» и действует на основании положения, утвержденного 28 марта 2011 года.

В результате проверки, проведенной Мурманской транспортной прокуратурой 04 августа 2011 года установлено, что аттестация рабочих мест в команде № *** Архангельского отряда Мурманского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» до настоящего времени не проведена, что является нарушением ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Соблюдение трудового законодательства является обязательным для всех работодателей на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Из материалов дела и пояснений представителя прокуратуры усматривается, что поводом для обращения в суд прокурора с указанным заявлением послужила необходимость защиты интересов работников. При этом принято во внимание то, что аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом.

Кроме того, под понятием «защита неопределенного круга лиц» в силу действующего законодательства понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется. Порядок защиты общих интересов физических лиц предусмотрен ГПК.

В силу ч.2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор, полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.

Таким образом, заявление было подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

По мнению суда, установленный по согласованию сторон срок исполнения решения суда до 24 июня 2012 года является разумным и достаточным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика взыскивается пошлина в доход бюджета Муниципального образования город Мурманск.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Мурманского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» об устранении нарушений законодательства об охране труда,- удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», провести аттестацию рабочих мест по должностям: начальника команды; заместителя начальника команды; начальника караула; стрелка 4 разряда; стрелка 3 разряда: стрелка 2 разряда; стрелка 1 разряда; водителя автомобиля; стрелков 1, 2, 3 разряда на постах № 7, 7а, 11, 12, 16. 17, 22, 23; стрелков 3, 2, 1 разряда на постах 1, 2, 3, 4, 5, 5а, 6; стрелков 3, 2, 1 разряда на постах № 9, 14, 21, 18; стрелков 3, 2,1 разряда на постах № 18а, 21а, 27, 29, 8; стрелков 3, 2, 1 разряда на постах № 1, 2; стрелков 3, 2, 1 разряда на посту № 9; стрелков 3, 2, 1 разряда на посту № 15; стрелков 3, 2, 1 разряда на посту № 27 в команде № *** Архангельского отряда Мурманского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в срок до 24 июня 2012 года

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманской областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в десятидневный срок со дня изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                            М.В. Хмель

Решение вступило в законную силу 28.10.2011