Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2011 года № 2-2200/11 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 октября 2011 года город Мурманск Ленинский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Лобановой О.Р. при секретаре Щербиной Н.А. с участием представителя истца Иванниковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску к Чиркову С.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени, установил: Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску (далее ИФНС России по городу Мурманску) обратилась в суд с иском к Чиркову С.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени. В обоснование заявленного требования указала, что Чирков С.А. является собственником в праве на объект налогообложения - квартиры, расположенной по адресу: город Мурманск, улица ***, дом *** квартира ***, а также *** доли в праве собственности на объект налогообложения - квартиры, расположенной по адресу: город Мурманск, улица ***, дом ***, квартира ***. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», ответчик является плательщиком налога на имущество. Сумма налога на имущество за 2010 год, с учетом доплаты за 2009 год, и учетом частичной уплаты налога в сумме *** рублей составляет *** рубля. Перерасчет налога на имущество за 2009 год произведен ИФНС, в связи с изменением коэффициента перерасчета инвентаризационной стоимости имущества с 20 на 33,74. Указанную сумму Чирков С.А. должен был уплатить в соответствующий бюджет равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября 2010 года, о чём ответчику 27.07.2010 г. было направлено налоговое уведомление № ***. В связи с неуплатой налога на имущество в установленный срок, на основании ст. 75 п. 3 Налогового кодекса РФ на сумму недоимки начислены пени в сумме *** рублей. В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, 21 декабря 2010 года Чиркову С.А. было направлено требование № *** об уплате налога и пени. Поскольку ответчиком требование в добровольном порядке не исполнено, истец просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц и пени в размере *** рублей. Впоследствии истцом представлено уточненное исковое заявление, в котором ИФНС России по г. Мурманску просила взыскать с ответчика сумму задолженности по налогу в размере *** рублей и пени в размере *** рублей. В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности Иванникова Е.А. заявленные требования с учетом уточнения поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик Чирков С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Ранее в судебном заседании 08 сентября 2011 года ответчик с заявленными требованиями не согласился, представил письменные возражения. Пояснил, что расчет налога производится на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. В соответствии с п.4 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003 -1 «О налогах на имущество физических лиц» органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Но как следует из налогового уведомления, налоговый орган необоснованно исчисляет налог на 2009 год на основании инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января 2010 год, следовательно, указание на инвентаризационную стоимость объекта налогообложения по состоянию на 01 января 2009 года в налоговом уведомлении за 2010 год противоречит ст.5 Закона. Полагает, что налоговым органом незаконно доначислен налог за 2009 год. Указал, что после получения налогового уведомления в 2009 году им был уплачен налог на имущество в установленный срок, кроме того после получения налогового уведомления об уплате налога на имущество за 2010 год с указанием сумм перерасчета им уплачена непосредственно сумма налога за 2010 год, при этом он исключил доначисленную сумму налога за 2009 год полагая, что она предъявлена к уплате незаконно. Просил в иске отказать. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования ИФНС России по городу Мурманску подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Пунктом 14 части 1 статьи 31, пунктами 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ налоговому органу предоставлено право, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога обратиться в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога в суд общей юрисдикции с иском о взыскании с него налога, а также пени за несвоевременную уплату налога. Установлено, что требование № *** об уплате налога по состоянию на 07 декабря 2010 года было направлено в адрес ответчика заказной корреспонденцией 21 декабря 2010 года. Срок исполнения требования указан 21 января 2011 года. Таким образом, срок подачи искового заявления, с учетом установленного срока исполнения требования истек 22 июля 2011 года. Исковое заявление о взыскании с Чиркова С.А. налога на имущество за 2010 год с учетом перерасчета за 2009 год и пени подано в суд 09 августа 2011 года, то есть по истечении срока, предусмотренного для подачи искового заявления. При обращении в суд ИФНС России по г. Мурманску одновременно с иском подано ходатайство о восстановлении срока подачи искового заявления. В обоснование уважительности причин пропуска срока указано, что ранее, то есть в установленный законом срок Инспекция обращалась с мировому судье судебного участка № 4 Ленинского административного округа города Мурманска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Чиркова С.А.. налога на имущество физических лиц. 27 мая 2011 года заявление было удовлетворено и вынесен судебный приказ № ***, однако 23 июня 2011 года ответчик подал возражения относительно судебного приказа, указав, что налог уплачен, в связи с чем 23 июня 2011 года судебный акт был отменен. В связи с поздним поступлением определения об отмене судебного приказа, истцом был пропущен срок для подачи искового заявления в суд. Просили признать указанные причины уважительными и восстановить пропущенный срок для обращения в суд. В качестве доказательства изложенных в заявлении обстоятельств, истцом представлено определение мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского административного округа города Мурманска временно исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского административного округа города Мурманска от 23 июня 2011 года об отмене судебного приказа от 27 мая 2011 года о взыскании с Чиркова С.А. в пользу ИФНС России по г.Мурманску налога на имущество физических лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 112 Гражданского процессуального кодекса РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Учитывая то обстоятельство, что первоначально истец обратился к мировому судье в установленный законом срок, суд признает причины пропуска срока уважительными и восстанавливает ИФНС России по г. Мурманску срок для предъявления исковых требований. В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налог на имущество физических лиц является местным налогом, подлежащим уплате физическими лицами - собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее Закон). В соответствии с п. 1 статьи 1 Закона плательщиком налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В соответствии со статьей 2 Закона объектами налогообложения определены жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строения, помещение и сооружение или доля общей собственности на указанное выше имущество. В силу п.1 статьи 3 Закона ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления вправе вводить дифференцированные ставки в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога на имущество физических лиц установлены Решением Совета депутатов города Мурманска от 08 ноября 2007 года № 42-501 в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида использования: при стоимости имущества до 300 тысяч рублей налоговая ставка на жилые помещения установлена 0,1%, от 300 тысяч до 500 тысяч рублей налоговая ставка на жилые помещения установлена в размере 0,1%, от 500 тысяч до 700 тысяч рублей ставка налога на жилые помещения установлена 0,3%, свыше 700 тысяч рублей - ставка налога 0.3%. Как следует из предоставленных в налоговую инспекцию сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ГУПТИ по Мурманской области, ответчик в 2009-2010 годах являлся собственником *** доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: город Мурманск, улица ***, дом ***, квартира ***. И собственником квартиры, расположенной по адресу: город Мурманск, улица ***, дом *** квартира ***. Инвентаризационная стоимость квартир составляет *** рублей и *** рублей. Указанные сведения представлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 № ММВ-27-11/9/37, а также Приказом Росреестра № П/302, ФНС РФ N ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 "Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества". Следовательно, Чирков С.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц. Пунктом 2 статьи 5 Закона установлено, что налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (пункт 4 статьи 5 Закона). В соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 1992 года N 87 во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 469-Р и в соответствии с Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований. Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки. С учетом того, что действующим федеральным законодательством организация проведения оценки объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц в субъекте Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе урегулировать решение указанного вопроса соответствующим нормативным правовым актом. Таким нормативным правовым актом является Постановление Правительства Мурманской области от 19.01.2007 года № 15-ПП «О коэффициенте перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» (в редакции постановлений от 28.08.2007 N 398-ПП, от 12.02.2008 года № 47-ПП, от 07.12.2009 года № 560-ПП). Постановлением Правительства Мурманской области от 19 января 2007 года № 15-ПП (в редакции постановлений от 28.08.2007 N 398-ПП, от 12.02.2008 года № 47-ПП, от 07.12.2009 года № 560-ПП) установлены коэффициенты перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, определенной по состоянию на 01.01.1995 года, на 2008 год в размере 20, на 2009 год в размере 33,74, на 2010 год в размере 40,54. Как установлено в судебном заседании, в 2009 году ИФНС России по городу Мурманску располагала сведениями об инвентаризационной стоимости налогооблагаемых объектов, предоставляемых ГУПТИ МО, с коэффициентом перерасчета инвентаризационной стоимости -20, расчет налога на имущество физических лиц производился по имеющимся у налогового органа сведениям, так как необходимые для расчета налога сведения об инвентаризационной стоимости имущества поступают в налоговую инспекцию от органов технической инвентаризации (ГУПТИ) в более поздние сроки, чем производится расчет налога и направление уведомлений. Так, 10 марта 2010 года Инспекцией ФНС России по городу Мурманску были получены сведения Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области от 25 февраля 2010 года № *** об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества по городу Мурманску в ценах 2009 года (с коэффициентом пересчета стоимости имущества 33,74). При этом действующее законодательство не возлагает на налоговые органы обязанность по самостоятельному истребованию сведений об инвентаризационной стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в силу прямого указания закона обязанность по предоставлению указанных сведений в налоговый орган возлагается на органы технической инвентаризации. В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона, перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под недоимкой понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Под перерасчетом в данном случае следует понимать изменение ранее намеченных или начисленных сумм платежей, выплат в связи с изменением условий, обстоятельств (изменение цен, тарифов, налоговых ставок). Перерасчет ранее исчисленного налога производится как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, в случае наличия у плательщика льгот. Перерасчет неправильно исчисленного налога за предыдущие три года прямо предусмотрен статьей 5 Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Как следует из пояснений представителя налогового органа перерасчет налога за 2009 год был произведен в связи с изменением коэффициента перерасчета инвентаризационной стоимости имущества с 20 до 33,74 рублей, внесенным Постановлением Правительства Мурманской области от 12.02.2008 № 47-ПП в ранее действовавшее Постановление от 19.01.2007 № 15-ПП "О коэффициенте пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности". Указанный документ, в том числе изменения, внесенные в него, были опубликованы в средствах массовой информации в соответствии с требованиями закона. При таких обстоятельствах, с учетом изменения ранее установленного органами местного самоуправления коэффициента перерасчета инвентаризационной стоимости имущества, налоговым органом был произведен перерасчет налога за 2009 год в сторону увеличения. Сумма, подлежащая уплате, указана одновременно с суммой налога за 2010 год в направленном в адрес ответчика налоговом уведомлении. Уплата налога в соответствии с п. 9 ст. 5 Закона производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года. Сумма налога к уплате за 2009 год с коэффициентом перерасчета инвентаризационной стоимости 33.74 составляет *** рублей. Учитывая, что Чирковым С.А. была произведена оплата налога на имущество физических лиц за 2009 год в сумме *** рублей 05 октября 2009 года, сумма к доплате за 2009 год составила *** рубля. В ходе судебного разбирательства представителем истца представлен уточненный расчет суммы налога доначисленный за 2009 год, которая составила *** рублей. 27 июля 2010 года ответчику было направлено налоговое уведомление № *** на уплату налога на имущество физических лиц, с указанием сроков уплаты налога. Исчисленный налог за 2010 год в сумме *** рублей Чирковым С.А. уплачен 05 августа 2010 года. Сумма доплаты по налогу за 2009 год Чирковым С.А. в установленный срок не оплачена. Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком в ходе судебного разбирательства. Поскольку сумма налога в установленный срок не была уплачена ответчиком, в соответствии со ст.69,70 НК РФ 21 декабря 2010 года налогоплательщику почтовым отправлением направлено требование № *** по состоянию на 07 декабря 2010 года о добровольной уплате налога в срок до 21 января 2011 года. Согласно данных налогового обязательства налогоплательщика, до настоящего времени в добровольном порядке суммы недоимки по налогу за 2009 год в размере *** рублей не уплачена. Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном налоговым законодательством. Согласно статье 57 Налогового кодекса РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Таким образом, сумма налога в размере *** рублей подлежит принудительному взысканию с ответчика При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. Поскольку уплата налога на имущества в установленный законом срок не произведена и в лицевом счете налогоплательщика числится задолженность, в соответствии со статьей 75 налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки начислены пени за несвоевременную уплату налога за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, размер которых за период с 16 сентября 2010 года по 16 сентября 2011 года составила *** рублей. Довод ответчика о незаконности перерасчета налоговым органом уплаченного налога на имущество за 2009 год, являются необоснованными, учитывая, что в силу п. 11 ст. 5 Закона № 2003-1 допускается пересмотр неправильно произведенного налогообложения не более, чем за 3 предыдущих года. Аналогичная норма содержится в пункте 24 Инструкции МНС «По применению закона Российской федерации «о налогах на имущество физических лиц» от 02 ноября 1999 г. № 54 (в ред. от 27.02.2003г.). Изменение налоговым органом порядка исчисления налога на имущество по мотиву того, что ранее применявшийся порядок противоречил нормам Закона № 2003-1, не может расцениваться как нарушение конституционных прав ответчика. Увеличение размера налога на имущество физических лиц в данном случае произошло вследствие приведения налоговым органом порядка исчисления налога в соответствии с девствующим законодательством, а не в связи с изменением налогового законодательства. Поскольку требования истца о взыскании налога на имущество физических лиц и пени основаны на положениях действующего законодательства, расчет суммы налога и пени ответчиком не оспорен, суд приходит к выводу, что исковые требования ИФНС России по городу Мурманску подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.ст. 233-236 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску к Чиркову С.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени - удовлетворить. Взыскать с Чиркова С.А., *** года рождения, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме *** рублей, пени в сумме *** рублей, а всего взыскать *** рублей. Взыскать с Чиркова С.А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме *** рублей. Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление о пересмотре этого решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения. Заочное решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья О.Р. Лобанова. Решение вступило в законную силу 11.11.2011.