2-2620-2011 о признании права на приватизацию жилого помещения



Решение в окончательной форме изготовлено: 09.11.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2011 года                                                                город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Баранниковой Т.Е.

при секретаре Малышевой А.В.,

с участием представителя истца Руденко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2620/11 по иску Сафонова А.А. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность,

установил:

Сафонов А.А. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность. В обоснование требований указал, что с 2008 года постоянно зарегистрирован и проживает в комнате *** дома № *** по улице *** в городе Мурманске. В целях приватизации занимаемого помещения он обратился в Комитет имущественных отношений города Мурманска с заявлением о приватизации, однако в приватизации ему было отказано на том основании, что не имеется законных оснований для заключения договора на бесплатную передачу в собственность граждан на основании пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Считает отказ незаконным, поскольку здание общежития передано в муниципальную собственность, и в соответствии со статьёй 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями в данном общежитии должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в ходе судебного разбирательства пояснил, что жилое помещение в общежитии было ему предоставлено в 2008 году по обращению его отца С.А.П. в КРГХ администрации г. Мурманска с заявлением о предоставлении временного жилья сотруднику. На доводах и требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивал в полном объёме.

В судебном заседании представитель истца Руденко С.В. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объёме. Пояснила, что истец имеет постоянную регистрацию в жилом помещении, проживает в нём со своей семьёй. Ранее участия в приватизации не принимал, своё право на приватизацию не использовал. Несмотря на то, что договор социального найма с истцом не заключался, и в очереди на получение жилого помещения он не стоял, полагала, что Сафонов А.А. имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения, поддержала исковые требования.

Представитель ответчика - Комитета имущественных отношений города Мурманска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета.

Третьи лица: администрация г. Мурманска и комитет по жилищной политике администрации города Мурманска своих представителей в судебное заседание не направили, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили возражения на исковое заявление, согласно которым в иске просили отказать в связи с тем, что с истцом был заключен договор найма специализированного жилого помещения, которое согласно части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации отчуждению не подлежит, кроме того, Сафоновым А.А. не был соблюден порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не заключался в установленной форме договор социального найма жилого помещения.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Мурманской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что в Едином государственном реестре прав право муниципальной собственности на спорный объект не зарегистрировано, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Третье лицо - Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Мурманской области представило отзыв, согласно которому по данным архива ГУПТИ жилая комната *** в доме № *** по улице *** в городе Мурманске является жилым помещением в общежитии, функциональное назначение и цели использования здания общежития собственником не изменялись, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

В силу статьи 11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Судом установлено, что Сафонов А.А. право на приватизацию жилого помещения не использовал, что подтверждено материалами дела.

22 января 2008 года в Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска поступило заявление Сафонова А.А. о предоставлении места в общежитии для него и его супруги С.О.Ю., а также ходатайство индивидуального предпринимателя С.А.П. о предоставлении сотруднику Сафонову А.А. и его семье жилья для временного проживания.

26 ноября 2008 года заместителем председателя комитета С.В.В. дано разрешение № *** на вселение для проживания нанимателя Сафонова А.А. в комнату № *** общежития по ул. ***, д.*** с постоянной регистрацией на основании договора найма специализированного жилого помещения.

27 ноября 2008 года на основании договора найма жилого помещения в общежитии № ***, заключенного Комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска от имени собственника - муниципального образования город Мурманск, Сафонову А.А. было предоставлено жилое помещение - комната общей площадью *** кв.м, том числе жилой *** кв.м, расположенное по адресу: ***, для временного проживания в нем.

С 15 декабря 2008 года Сафонов А.А. зарегистрирован в указанном жилом помещении по месту жительства.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Установлено, что на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 08 июня 2006 года № 1857-р «О передаче объектов федерального государственного унитарного предприятия «35 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность г. Мурманска» и приказа Комитета имущественных отношений города Мурманска от 31 августа 2006 года № 1206/2 «О передаче имущества» здание общежития, расположенного по адресу: ***, было изъято из хозяйственного ведения ФГУП «35 судоремонтный завод» Министерства обороны РФ и передано в муниципальную собственность.

Выпиской из реестра муниципальной собственности города Мурманска, выданной 27 июня 2011 года Комитетом имущественных отношений города Мурманска, подтверждается, что здание общежития, расположенное по адресу: ***, было принято в муниципальную собственность города Мурманска, жилое помещение в общежитии, расположенное по адресу: ***, входит в состав муниципальной казны города Мурманска.

Государственная регистрация права собственности муниципального образования город Мурманск на данный объект недвижимости произведена 24 октября 2006 года.

В силу статьи 7 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии с данной нормой, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Исходя из разъяснений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 № 4-П по делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» положения статьи 7 указанного Федерального закона распространяются на отношения по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до или после 01 марта 2005 года, эти граждане приобрели право пользования жилым помещением, и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

В Мурманской области порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и ведения данного учета определен Законом Мурманской области от 07 июля 2005 года № 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».

Из материалов дела и пояснений представителя истца следует, что истец на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоял, с соответствующими заявлениями о принятии на учет в органы местного самоуправления не обращался. Доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец не может быть признан занимающим спорное жилое помещение на условиях социального найма, при этом наличие регистрации по месту жительства в спорном жилом помещении правового значения для разрешения заявленного спора не имеет.

Таким образом, исковые требования Сафонова А.А. о признании права на приватизацию и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Сафонова А.А. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                         Баранникова Т.Е.

Решение вступило в законную силу 22.11.2011