2-3082-2011 о понуждении к устранению нарушений водного законодательства



Дело № 2-3082/11

Мотивированное решение изготовлено 22.11.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2011 года                                                                                  г. Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Маренковой А.В,

при секретаре Бисеровой Л.П.

с участием помощника Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Шомполовой А.В.,

представителя ответчика Попова Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к открытому акционерному обществу «База технического обслуживания флота» о понуждении к устранению нарушений водного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к открытому акционерному обществу «База технического обслуживания флота» о понуждении к устранению нарушений водного законодательства. В обоснование иска указано, что природоохранной прокуратурой Мурманской области проведена проверка требований водного законодательства, в ходе которой выявлено, что ответчик при осуществлении уставной деятельности производит сброс сточных вод по двум выпускам в Кольский залив Баренцева моря (Южное колено), относящееся к рыбохозяйственным водным объектам высшей категории, в отсутствие документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом. В связи с этим, с целью защиты основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности просит обязать ОАО «База технического обслуживания флота» оформить в отделе водных ресурсов Двинско-Печерского бассейнового водного управления по Мурманской области правоустанавливающие документы: решение о предоставлении водного объекта с целью сброса сточных вод на пользование водным объектом - Кольским заливом Баренцева моря в срок до 01 ноября 2012 года.

Представитель истца помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Шомполова А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОАО «БТОФ» Попов Д.К. в судебном заседании согласился с заявленными прокурором требованиями и пояснил, что все надлежащие действия по оформлению договора водопользования ответчиком были соблюдены, однако письмом от 21 апреля 2010 года Двинско-Печорским БВУ им было возвращено два комплекта документов, направленных ранее для оформления договора водопользования, в связи с тем, что право на заключение данного договора было реализовано с аукциона в пользу ОАО «***». Также пояснил, что общество в настоящее время проводит работы по устранению нарушений водного законодательства. Указанный в иске срок устранения нарушений считает приемлемым.

Представитель третьего лица Двинско-Печорского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв, поддержал исковые требования межрайонной природоохранной прокуратуры.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 4 ГПК в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 закона о прокуратуре прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В связи с этим обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты основного принципа правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики, исходя из которой ценность сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц, согласно п. 8 данной статьи водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

П. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования акватории водных объектов на основании договоров водопользования, а для сброса сточных вод и (или) дренажных вод - на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Судом установлено, что согласно уставу ОАО «База технического обслуживания флота» основными целями деятельности общества является ремонт и техническое обслуживание флота. В соответствии с журналом ПОД-13 учета количества и качества сбрасываемых сточных вод ОАО «БТОФ» в 1-4 квартале 2010 года производил сброс сточных вод. Данный факт также подтверждается обстоятельствами, указанными в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 25 октября 2011 года в отношении должностного лица - временно исполняющего обязанности генерального директора ОАО «БТОФ» К.Ф.Я. за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.

Порядок подготовки и принятия решений о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование определен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 № 844.

В соответствии со ст. 5 указанных правил предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 8 правил на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель) обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта.

В целях предоставления водного объекта в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства заявитель обращается с заявлением в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов по месту расположения водного объекта.

Представителем ответчика не оспаривается, что общество осуществляет сброс сточных вод по двум выпускам в Кольский залив Баренцева моря (Южное колено) в отсутствие документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, а именно решения о предоставлении указанного водного объекта с целью сброса сточных вод.

Доказательств того, что ответчиком исполнены требования закона, суду не представлено.

В связи с этим суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая сложность процедуры оформления решения о предоставлении водного объекта с целью сброса сточных вод, принимая во внимание согласие представителя ответчика с заявленным прокурором сроком, суд полагает возможным предоставить ответчику срок для устранения нарушений водного законодательства до 01 ноября 2012 года.

В соответствии со ст.103 ГПК Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к открытому акционерному обществу «База технического обслуживания флота» о понуждении к устранению нарушений водного законодательства - удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «База технического обслуживания флота» в срок до 01 ноября 2012 года оформить в отделе водных ресурсов Двино-Печорского бассейнового водного управления по Мурманской области правоустанавливающие документы на пользование водным объектом - Кольским заливом Баренцева моря, а именно решения о предоставлении указанного водного объекта с целью сброса сточных вод.

Взыскать с открытого акционерного общества «База технического обслуживания флота» государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманска в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня принятия.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья                                                        А.В. Маренкова

Решение вступило в законную силу 03.12.2011