Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2011 года. Дело № 2-3372/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «16» декабря 2011 года город Мурманск Ленинский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи М.В. Хмель, при секретаре А.А. Байковой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску к Чайка Т.Н. о взыскании транспортного налога и пени, УСТАНОВИЛ: Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску (далее ИФНС РФ по г.Мурманску), обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по транспортному налогу за период 2004 - 2007 годы. В обоснование иска указано, что в соответствии ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 2-5, 7 Закона Мурманской области «О транспортном налоге» ответчик является плательщиком транспортного налога. На основании сведений о наличии транспортных средств, представленных Государственной инспекцией безопасности дорожного движения при УВД Мурманской области, был исчислен транспортный налог и направлено соответствующее уведомление о подлежащей уплате сумме транспортного налога за период с 2004 по 2006 годы. Однако, в установленный ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 8 Закона Мурманской области «О транспортном налоге» срок ответчик добровольно свою обязанность не исполнила. На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ, были начислены пени за несвоевременную уплату налога. В соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога и пени, которое не было исполнено. Истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за периоды с 2004 по 2007 годы в сумме *** рублей, пени в сумме *** рублей, а всего *** рублей. Кроме того, истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу искового заявления, полагает, что срок пропущен по уважительной причине, в связи с большим количеством направленных в суды исковых заявлении о взыскании налогов в установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок, увеличением количества неплательщиков налога на имущество и увеличением объема работы Инспекции, направленной на погашение образовавшейся перед бюджетом недоимки по местным налогам. В судебное заседание представитель ИФНС РФ по городу Мурманску не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ответчик Чайка Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменные возражение на исковое заявление, в которых указала, что с исковыми требованиями не согласна, поскольку ежегодно оплачивала транспортный налог за имеющиеся в собственности автотранспортные средства, полагает, что ИФНС России по городу Мурманску пропущен установленный законом срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу. Просила рассмотреть дело а её отсутствие. Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, «мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 Закона Мурманской области от 18 ноября 2002 года № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в следующем порядке: налогоплательщики - физические лица уплату налога производят в течение налогового периода на основании налогового уведомления, но не позднее 15 января года, следующего за налоговым периодом. В соответствии с ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае не исполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При этом часть 2 указанной статьи содержит ссылку на то, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Следовательно, подаче иска в суд должно предшествовать направление налогового уведомления и требование в случае неисполнения последнего. Судом установлено, что на основании сведений, предоставленных ГИБДД УВД Мурманской области, в период с 2004 по 2007 годы на имя ответчика были зарегистрированы следующие транспортные средства: «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с. В соответствии со ст. 5 Закона Мурманской области «О транспортном налоге» сумма транспортного налога за период с 2004 по 2007 годы, исчисленная истцом, составила *** рублей. Из искового заявления следует, что ответчику было направлено налоговое уведомление № *** от 22 мая 2005 года, налоговое уведомление № *** от 21 ноября 2006 года, налоговое уведомление № *** от 24 ноября 2007 года на уплату транспортного налога за периоды с 2004 по 2007 годы. Сведений о том, что в установленный законом и указанный в уведомлении срок налог уплачен в материалах дела не имеется. В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации 16 марта 2006 года налогоплательщику выставлено требование № *** об уплате налога по состоянию на 16 марта 2006 года, 09 апреля 2007 года налогоплательщику выставлено требование № *** об уплате налога по состоянию на 09 апреля 2007 года, 14 марта 2008 года налогоплательщику выставлено требование № *** об уплате налога по состоянию на 14 марта 2008 года. В указанных ответчику предлагалось погасить задолженность по транспортному налогу и пени. Сведений о том, что к указанному в документе сроку денежные средства в бюджет не поступили в материалах дела не имеется. В соответствии с ч. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Следовательно, требование об уплате транспортного налога за 2004 год должно было направляться ответчику не позднее 01 мая 2005 года. Заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2004 год подлежало направлению в суд, с учетом времени на добровольное исполнение требования, не позднее ноября 2005 года. Требование об уплате транспортного налога за 2005 год должно было направляться ответчику не позднее 01 мая 2006 года. Заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2005 год подлежало направлению в суд, с учетом времени на добровольное исполнение требования, не позднее ноября 2006 года. Требование об уплате транспортного налога за 2006 год должно было направляться ответчику не позднее 01 мая 2007 года. Заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2006 год подлежало направлению в суд, с учетом времени на добровольное исполнение требования, не позднее ноября 2007 года. Требование об уплате транспортного налога за 2007 год должно было направляться ответчику не позднее 01 мая 2008 года. Заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2007 год подлежало направлению в суд, с учетом времени на добровольное исполнение требования, не позднее ноября 2008 года. Таким образом, исковое заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу за период с 2004 по 2007 годы направлено в суд с нарушением установленного законом срока. В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «о некоторых вопросах, связанных в введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени), за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд, имея ввиду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа. Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом № 283-ФЗ от 28 ноября 2009 года (в редакции 17 декабря 2009 года), вступили в силу с 01 января 2010 года и распространяются на правоотношения, возникшие после указанной даты. Если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось на 1 января 2010 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона. Доказательств того, что ответчику своевременно был рассчитан транспортный налог за период с 2004 по 2007 годы и направлено соответствующее налоговое уведомление, суду не представлено, как и не представлено доказательств своевременного направления ответчику требования. В материалах дела имеются лишь налоговые уведомления и требования, однако доказательств того, что указанные налоговое уведомление и требование направлялись ответчику в установленном законом порядке заказной корреспонденцией и были получены ответчиком, не представлено. Доказательств того, что ИФНС России по городу Мурманску в силу объективных причин была лишена возможности направить соответствующее уведомление и требование налогоплательщику в установленные законом сроки также не представлено. Представленный в материалы дела акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, не свидетельствует о наличии и последующем уничтожении именно реестров почтовых отправлений, подтверждающих направление ответчику налогового уведомления и требования. Приведенные истцом обстоятельства пропуска срока обращения в суд не свидетельствуют о том, что он был объективно лишен возможности обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу, и не могут служить достаточным основанием для признании данного срока пропущенным по уважительным причинам. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявленные требования ИФНС России по городу Мурманску не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску удовлетворении исковых требований к Чайка Т.Н. о взыскании транспортного налога и пени - отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья М.В. Хмель Решение вступило в законную силу 30.12.2011