2-3097-2011 о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность



Решение в окончательной форме изготовлено: 28.11.2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 года                                                                       город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Баранниковой Т.Е.

при секретаре Романюк С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3097/11 по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Мурманской региональной общественной организации «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее - Управление юстиции) обратилось в суд с иском к Мурманской региональной общественной организации «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» (далее МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ») о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование иска указано, что Управление юстиции осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям и законодательству Российской Федерации.

МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» была зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области 28 ноября 2006 года. С момента государственной регистрации по настоящее время изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не вносились.

01 декабря 2006 года уполномоченному лицу МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» УФРС по Мурманской области была вручена памятка о соблюдении и недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность общественных объединений, в том числе разъясняющая сроки и порядок представления отчетности.

В нарушение требований абзацев 3,7 части 1 статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях» МРОО «Гражданское движение» не представлены в уполномоченный орган сведения о продолжении своей деятельности, об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в нарушение Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» не представлен в срок до 15 апреля года следующего за отчетным отчет по форме ОН0003 за 2009 год и информация (уведомление) о продолжении своей деятельности в 2010 году.

17 февраля 2011 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» за нарушение статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях» вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушений норм законодательства Российской Федерации с указанием допущенного нарушения и срока его устранения. МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» обязана была в срок до 22 марта 2011 года представить отчет об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании за 2009 год (отчет по форме ОН0003) и информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности в 2010 году. Требования выполнены не были.

Также МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» в срок до 15 апреля года следующего за отчетным не представила в Управление юстиции отчет по форме ОН0003 за 2010 год и информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности в 2011 году.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «Об общественных объединениях» официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности. Однако в официальном названии МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» отсутствует указание на характер деятельности общественного объединения.

21 января 2011 года управлением в адрес МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» было направлено информационное письмо о необходимости приведения названия общественного объединения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды» названия и символика общественных объединений, зарегистрированные до дня вступления в силу данного Федерального закона должны были быть приведены в соответствии с положениями ФЗ «Об общественных объединениях в течение одного года со дня вступления в силу указанного закона в новой редакции (до 01 июня 2011 года). Однако пакет документом для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и связанные с внесением изменений учредительные документы, в части приведения названия общественного объединения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в управление не представлены.

По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц и пункте 1.9 Устава, адрес организации адрес места нахождения общественной организации: ***. Однако направляемая управлением в адрес общественного объединения почтовая корреспонденция возвращается с отметкой отделения почтовой связи: «организации нет», «истечение срока хранения».

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации об изменении сведения об адресе в течение трех дней с момента таких изменений. Однако пакет документов об изменении адреса в управление не представлен. 11 мая 2011 года управлением в адрес общественной организации было повторно вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушений норм законодательства Российской Федерации с указанием допущенного нарушения и срока его устранении до 13 июня 2011 года. Предупреждение в вышестоящий орган или в суд не обжаловалось, однако требования не выполнены.

В связи с неоднократным непредставлением общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьёй 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», Управление юстиции просит признать МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Управление юстиции своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в исковом заявлении просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик - МРОО «Гражданское движение» извещался о времени и месте рассмотрения дела по адресу местонахождения юридического лица, сведения о котором имеются в ЕГРЮЛ, между тем судебная повестка возвращена в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.

Поскольку Единый государственный реестр юридических лиц предусмотрен в том числе и для обеспечения необходимых условий для реализации юридическим лицом его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, судом извещение ответчика признано надлежащим, и в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения истца, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в редакции от 01 июля 2011 года) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений.

Согласно статье 5 указанного Федерального закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественная организация является основанным на членстве общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно пункту 1.1. Устава МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ», общественная организация является основанным на членстве общественным объединением, созданным по инициативе граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в настоящем уставе. Целью общественной организации являются: защита достоинства, чести, справедливости и прав граждан Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и Меморандума о правах человека, формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение кандидатов на выборах и в законодательные (представительные) органы регионального и местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе, содействие - социально-экономическим реформам, обеспечивающим устойчивое развитие России, духовное и материальное процветание ее народа, содействие формированию устойчивого курса развития российского общества, формирование политической культуры граждан.

23 ноября 2006 года МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» была зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем УФНС России по Мурманской области выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии *** № ***, УФРС по Мурманской области - свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно требованиям части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о его государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На территории Мурманской области уполномоченным органом, в который подлежат представлению указанные сведения, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены формы отчетности о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций. В соответствии с данным Приказом общественные объединения отчитываются по форме ОН0003 - отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных, граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании. Указанная форма отчетности представляется в орган, принявший, решение о государственной регистрации, ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 15 апреля 2006 года).

Из материалов дела усматривается, что учредителем Д.А.В. 01 декабря 2006 года была получена памятка о соблюдении и недопустимости нарушений действующего законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, разъясняющая, порядок и сроки представления отчетности.

Между тем, МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» отчет по форме ОН003 за 2009 и 2010 годы, а также информацию о продолжении своей деятельности в 2010 и 2011 годах в установленные сроки в Управление юстиции не представила.

17 февраля 2011 года Управлением юстиции в адрес МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» за нарушение статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» было вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушений норм законодательства с указанием допущенного нарушения и срока его устранения до 22 марта 2011 года.

МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» требования, изложенные в предупреждении, не выполнило. Кроме того в срок до 15 апреля 2011 года не был представлен отчет по форме ОН0003 за 2010 год, а также информация о продолжении деятельности в 2011 году.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды» названия и символика общественных объединений, зарегистрированные до дня вступления в силу данного Федерального закона должны были быть приведены в соответствии с положениями ФЗ «Об общественных объединениях в течение одного года со дня вступления в силу указанного закона в новой редакции (до 01 июня 2011 года).

Однако пакет документом для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и связанные с внесением изменений учредительные документы, в части приведения названия общественного объединения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в Управление юстиции не представлены.

В силу части 3 статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 312-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

11 мая 2011 года Управлением юстиции в адрес МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» было повторно вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушения норм законодательства Российской Федерации с указанием допущенного нарушения и срока устранения до 13 июня 2011 года.

Между тем, до настоящего времени ответчиком необходимые сведения в Управление юстиции не представлены, почтовая корреспонденция возвращена в связи с ее неполучением адресатом.

Из материалов дела следует, что с момента государственной регистрации и по настоящее время изменения в сведения о МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не вносились.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Пунктом 81 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года № 147, определены полномочия Управления юстиции на обращение в суд с заявлениями о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность.

Учитывая, что МРОО «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ», несмотря на дважды направленные предупреждения уполномоченного органа, не представлены сведения, предусмотренные статьёй 29 ФЗ «Об общественных объединениях», а также сведения об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, доказательств обратного ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что требования о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, требования истца об исключении сведений об общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц также подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика полежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области удовлетворить.

Признать Мурманскую региональную общественную организацию «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» (ОГРН ***) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить сведения о Мурманской региональной общественной организации «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» (ОГРН ***) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Мурманской региональной общественной организации «ГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» государственную пошлину в сумме *** рублей в доход бюджета муниципального образования город Мурманск.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                      Т.Е. Баранникова

Решение вступило в законную силу 31.12.2011