2-3242-2011 о понуждении к заключению договора приватизации



Решение в окончательной форме изготовлено: 18.12.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2011 года                                                       город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Баранниковой Т.Е.

при секретаре Романюк С.О.,

с участием истца Оконовой Т.Л.,

представителя истца Куликовского Л.А. - Руденко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3242/11 по иску Куликовского Л.А., Оконовой Т.Л., действующей в интересах несовершеннолетней дочери О.Е.Е., к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность,

установил:

Куликовский Л.А. и Оконова Т.Л., действующая в интересах несовершеннолетней О.Е.Е., обратились в суд с иском к Комитету имущественных отношений (далее КИО) города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность. В обоснование требований указали, что проживают и зарегистрированы в комнате № *** общежития по адресу: ***. Основанием для занятия комнаты *** является ордер № *** от 16 августа 1993 года. Ранее в приватизации не участвовали. В целях реализации своего права они обратились в КИО города Мурманска с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, однако им было отказано с указанием на то, что нет законных оснований для заключения договора на бесплатную передачу в собственность граждан помещения в общежитии. Считают отказ незаконным, поскольку здание общежития в настоящее время находится в муниципальной собственности города Мурманска и утратило статус специализированного жилого помещения.

Истец Куликовский Л.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель истца Куликовского Л.А. - Руденко С.В. и законный представитель несовершеннолетней О.Е.Е. - Оконова Т.Л., являющаяся также третьим лицом, на требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивали.

Представитель ответчика - КИО города Мурманска представил письменный отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Представители третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Управление Росреестра) по Мурманской области, Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области, администрации города Мурманска в письменных отзывах на исковое заявление просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

При этом представитель Управления Росреестра по Мурманской области просил при вынесении решения учесть, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют записи о государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на спорный объект недвижимого имущества.

Представитель третьего лица - администрации города Мурманска просил отказать в удовлетворении требований, поскольку жилое помещение относится к категории специализированного жилья, кроме того, истцами не был соблюден порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не заключался договор найма жилого помещения.

Выслушав представителей истцов, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что решением Исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов № 44 от 20 февраля 1987 года Мурманскому главному территориальному управлению Госснаба СССР было разрешено организовать в доме № *** по улице ***, в городе Мурманске общежитие для молодых семей, семей молодых специалистов и одиноких граждан.

На основании ордера № *** от 16 августа 1993 года Оконовой Т.Л. была предоставлена комната № *** в данном общежитии. С 27 августа 1993 года она была зарегистрирована и проживала в жилом помещении. С 10 октября 1995 года в указанном жилом помещении также зарегистрирован и проживает Куликовский Л.А., который является отцом Оконовой Т.Л., а также с 20 июля 2004 года по 08 апреля 2006 года была зарегистрирована и проживала её несовершеннолетняя дочь - О.Е.Е., *** года рождения.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Между тем, в соответствии с постановлением Администрации города Мурманска № 894 от 15 июня 1995 года «О включении в «Перечень муниципальной собственности города Мурманска» общежитие по адресу: ***, передано в муниципальную собственность.

Вышеуказанное постановление содержит ссылку на то, что передача объекта в муниципальную собственность производится в соответствии и во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 8 от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизированных предприятий» и распоряжения администрации города Мурманска № 158-р от 06 апреля 1995 года «О порядке передачи ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность». Из постановления следует, что передача объекта в муниципальную собственность города Мурманска производится от АООТ «***».

То обстоятельство, что здание общежития, расположенное по адресу: *** было принято в муниципальную собственность, также подтверждается приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Мурманска от 27 июня 1995 года № 979/03, решением Мурманского городского совета от 26 мая 2005 года «О реестре муниципальной собственности города Мурманска» с перечнем недвижимого имущества, отнесенного к муниципальной собственности города Мурманска и выпиской из реестра муниципальной собственности города Мурманска, выданной Комитетом имущественных отношений города Мурманска, согласно которой в реестре муниципальной собственности учитывается жилое помещение в общежитии № *** в доме *** по улице *** в городе Мурманске, жилой площадью *** кв.м., и входит в состав муниципальной казны города Мурманска.

В силу статьи 7 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии с данной нормой общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», жилым помещением, обозначенным на плане третьего этажа в доме № ***по улице *** в городе Мурманске за № *** статус общежития утрачен, и в соответствии со статьёй 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указанное жилое помещение подлежит приватизации.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующею дома из специализированного жилого фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, поскольку их реализация не может быть постановлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 определено, что к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Согласно сообщению Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска жилое помещение № *** в общежитии по улице ***, дом ***, не оборудовано предметами культурно-бытового назначения, мебелью и постельными принадлежностями.

В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Согласно пункту 14 Правил орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Доказательств того, что после вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду жилое помещение № *** по указанному адресу в установленном законом порядке было включено в число специализированных, суду не представлено.

В силу статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Из пояснений представителей истцов и материалов дела усматривается, что жилое помещение было предоставлено Куликовскому Л.А. и Оконовой Т.Л. для постоянного проживания.

С учетом изложенного, доводы администрации города Мурманска о том, что истцами не был соблюден порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и что с ними был заключен договор найма жилого помещения, являются несостоятельными.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Истцы не использовали своё право на приватизацию жилого помещения, что подтверждается материалами дела, и не оспаривается ответчиком.

При этом несовершеннолетняя О.Е.Е. имеет право на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку ранее в нем была зарегистрирована, в настоящее время в жилом помещении зарегистрирована ее мать - Оконова Т.Л..

В соответствии со статьёй 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно поэтажному плану и экспликации жилого помещения, составленным по результатам обследования Мурманским ТПО ГУПТИ Мурманской области от 07 июля 2011 года, жилое помещение, занимаемое истцами, обозначенное на плане третьего этажа дома № *** по улице *** в городе Мурманске за номером *** состоит из: жилой комнаты площадью *** кв.м., и вспомогательных помещений: двух шкафов площадью по *** кв.м., является изолированным.

Указанное жилое помещение не может быть признано квартирой, поскольку не соответствует требованиям СНиПа 2.08.01-89 «Жилые здания», введенные в действие Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года №78 и СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятые и введенные в действие Постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 года №109, установленных для квартир в многоквартирных домах, предусмотренных для проживания граждан

Между тем, спорное жилое помещение, представляет собой жилую комнату с находящимися в ней вспомогательными помещениями, являющимися его неотъемлемой частью, является изолированным жилым помещением и обеспечивает возможность прямого доступа к помещениям общего пользования.

Оценив исследованные в ходе судебного заседания доказательства, суд приходит к выводу, что отказ Комитета имущественных отношений города Мурманска в приватизации жилого помещения № ***, расположенного в доме № *** по улице *** в городе Мурманске является незаконным, поскольку данным жилым помещением статус общежития утрачен, и в соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указанное жилое помещение подлежит приватизации, а требования истцов - удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Куликовского Л.А., Оконовой Т.Л., действующей в интересах несовершеннолетней О.Е.Е., удовлетворить.

Обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска передать в собственность Куликовскому Л.А., О.Е.Е. изолированное жилое помещение, расположенное на третьем этаже жилого дома № ***, по улице *** в городе Мурманске, обозначенное на поэтажном плане: за № ***, общей площадью *** кв.м., состоящее из жилой комнаты жилой площадью *** кв.м., двух шкафов - по *** кв.м. каждый, и заключить с ними договор на бесплатную передачу жилых помещений в собственность граждан.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                       Т.Е.Баранникова

Решение вступило в законную силу 29.12.2011