2-3410-2011 о проведении аттестации рабочих мест



Решение в окончательной форме изготовлено: 22.12.2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2011 года                                                          город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Баранниковой Т.Е.

при секретаре Романюк С.О.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Кветной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3410/11 по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Каравелла Плюс» о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда,

установил:

прокурор Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Каравелла Плюс» (далее ООО «Каравелла Плюс», общество) об устранении нарушений законодательства об охране труда.

В обоснование требований указал, что при проведении проверки исполнения законодательства об охране труда в деятельности ООО «Каравелла Плюс» выявлены нарушения требований законодательства о труде, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно уставу ООО «Каравелла Плюс» основными целями деятельности общества являются расширение рынка товаров, работ и услуг, а также извлечение прибыли. Для достижения указанных целей организация ведет следующие виды деятельности: предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимости. В соответствии со штатным расписанием, утвержденным 25 декабря 2010 года, в ООО «Каравелла Плюс» значится 4 штатные единицы.

Однако до настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда в обществе не проведена, что подтверждается объяснениями представителя по доверенности ООО «Каравелла Плюс» С.Н.А. от 22 ноября 2011 года и письмом общества от 22 ноября 2011 года № 23.

По мнению прокурора, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком до настоящего времени не обеспечено право работников на безопасные условия труда, а также право на получение информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, в связи с чем просит обязать ООО «Каравелла Плюс» в срок до 01 октября 2012 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского округа города Мурманска Кветная Е.М. настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы и основания, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик ООО «Каравелла Плюс» своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки представителя суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии с частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения представителя истца дело рассмотрено судом в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

ООО «Каравелла Плюс» является юридическим лицом, с местом нахождения: ***. Основным видом деятельности учреждения является: сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества. ООО «Каравелла Плюс» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и стоит на учете в налоговом органе с 17 ноября 2004 года.

По результатам проверки прокуратурой Ленинского административного округа города Мурманска исполнения законодательства об охране труда в деятельности ООО «Каравелла Плюс» выявлены нарушения требований законодательства о труде, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно представленному штатному расписанию, которое утверждено приказом директора ООО «Каравелла Плюс» № *** от 25 декабря 2010 года, штатная численность работников общества 4 человека, количество должностей - 4: директор, главный бухгалтер, бухгалтер, сторож.

Таким образом, в ООО «Каравелла Плюс» имеется 4 рабочих места, подлежащих аттестации по условиям труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок).

Пунктом 1 указанного Порядка предусмотрено, что он устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу пункта 2 Порядка аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно пункту 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

- оценки профессионального риска;

- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

- подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

- подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

- рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

- санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.

В соответствии с пунктом 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Пунктами 6 и 8 Порядка предусмотрено, что обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Между тем, из сообщения директора ООО «Каравелла Плюс» Б.В.А. от 22 ноября 2011 года № 23 и объяснения бухгалтера общества С.Н.А. от 22 ноября 2011 года следует, что аттестация рабочих мест в ООО «Каравелла Плюс» не проводилась с момента начала деятельности организации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик, будучи работодателем, ненадлежащим образом исполнял возложенные на него законом обязанности, не обеспечив проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в установленные сроки, не обеспечил право работников ООО «Каравелла Плюс» на безопасные условия труда, а также право на получение информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспорены.

Таким образом, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности провести аттестацию рабочих мест являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание необходимость выполнения ряда мероприятий предусмотренных Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н, в целях реального исполнения судебного акта, суд считает указанный истцом срок выполнения мероприятий - до 01 октября 2012 года разумным и достаточным.

В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, исходя из требований подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации - в размере *** рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-236 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Каравелла Плюс» в срок до 01 октября 2012 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Каравелла Плюс» в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в сумме *** рублей.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                            подпись                    Баранникова Т.Е.

Решение вступило в законную силу 21.01.2012