2-3203-2011 о включении периода работы в страховой стаж



Решение в окончательной форме изготовлено: 20.12.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2011 года      город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Баранниковой Т.Е.,

при секретаре Романюк С.О.,

с участием истца Данченко П.П.,

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска Когута В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3203/11 по иску Данченко П.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периода работы в страховой стаж и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

установил:

Данченко П.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ-УПФ РФ) в Ленинском округе города Мурманска о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. В обоснование иска указал, что в послевоенные годы ввиду тяжелого материального положения ему пришлось оставить учебу и пойти работать в *** до исполнения 16 лет, что подтверждается протоколами опроса свидетелей от 03 июня 2009 года. Он обратился в управление пенсионного фонда с заявлением о включении данного периода работы в трудовой стаж, но ответчик ему засчитал не весь период и необоснованно перерасчет пенсии произвел не с 09 февраля 2009 года, когда он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Клинцовском районе Брянской области, а позднее. Просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 09 февраля 2009 года по 01 апреля 2011 года.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои требования. Полагал, что поскольку по вине сотрудников ГУ - УПФ РФ в Клинцовском районе Брянской области, он несвоевременно получил протоколы опроса свидетелей, подтверждающие стаж его работы в *** «***», и смог обратиться в ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска с заявлением о перерасчете пенсии только 07 июня 2011 года, ответчик обязан произвести перерасчет пенсии с момента его первоначального обращения в ГУ - УПФ РФ в Клинцовском районе Брянской области, то есть с 09 февраля 2009 года. Кроме того, просил обязать ответчика включить в его страховой стаж весь период работы в ***, а именно: с 25 мая 1956 года по 31 декабря 1958 года.

В судебном заседании истец Данченко П.П. на своих исковых требованиях, с учетом их уточнения, настаивал.

Представитель ответчика Когут В.Г. иск не признал, указав, что истцу первоначально был зачтен в страховой стаж период работы в *** «***» с 15 января 1958 года, когда ему исполнилось 16 лет по 15 июля 1958 года, но в последующем период был сокращен по 01 июля 1958 года, перерасчет произведен с того месяца, в котором поступило заявление. Пояснил, что поскольку в соответствии с Примерным Уставом сельскохозяйственной артели, действовавшим в тот период времени, разрешалось использовать труд несовершеннолетних только с 16 лет, период времени до исполнения истцу 16 лет, не может быть зачтен. Кроме того, с учетом пункта 45 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, в том случае, если представленными документами подтверждаются только годы работы без точных дат, то за дату принимается 01 июля соответствующего года.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Данченко П.П., *** года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет как ***. С 01 января 2007 года ему была назначена выплата страховой части пенсии по старости в связи с достижением 50 летнего возраста. 07 июня 2011 года он обратился в ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска с заявлением о включении в страховой стаж периода работы с 1956 года по 1958 год в *** «***» Клинцовского района Брянской области и перерасчете размера пенсии.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14 июня 2011 года ему была зачтена работа в ***, начиная с 16 летнего возраста с 15 января 1958 года в общий трудовой стаж по 15 июля 1958 года и произведен перерасчет пенсии.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28 ноября 2011 года комиссия изменила ранее принятое решение, и стаж работы был зачтен с 15 января 1958 года по 01 июля 1958 года.

Трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно положениям статей 14, 29.1, 30.1 указанного закона размер пенсии находится в прямой зависимости от трудового стажа и индивидуального заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01 января 2002 года. После 01 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма уплаченных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованного лица на 01 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В этой связи для оценки пенсионных прав застрахованного лица используется Положение «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР» (далее Положение, утвержденное приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190.

Согласно пункту 1.1 указанного Положения основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке не содержится записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются иные документы, содержащие сведения о периодах работы. При утрате документов о работе и невозможности их получения, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или трех свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

Пунктом 2.2 Положения предусмотрено, что при отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо отсутствия архивных данных по иным причинам, чем те, которые перечислены в пункте 2.1, трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе, ином кооперативе или в одной системе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что трудовая книжка Данченко П.П. не содержит записей о периоде его работы в *** «***». По данным Клинцовского районного архива документы по личному составу данного *** на хранение в архив не поступали, в связи с чем не представляется возможности выдать справку о его работе за период с 1956 по 1958 годы. Не сохранились архивные документы по *** и в СПК «***» Клинцовского района Брянской области, в который был реорганизован *** «***» 01 декабря 1970 года.

Период работы Данченко П.П. в *** «***» Клинцовского района Брянской области подтверждается только показаниями свидетелей Б.П.А. и Б.В.И., которые согласно записям в трудовых книжках работали в *** в указанный истцом период, опрошенных специалистами ГУ - УПФ РФ в Клинцовском района Брянской области 03 июня 2009 года. Согласно показаниям свидетелей Данченко П.П. вместе с ними работал в *** «***» в период с 1956 года по 1958 год, ***, исполнял разные работы.

Между тем, в показаниях свидетелей не обозначены конкретные даты начала и окончания выполнения работы. При этом работы по *** носят сезонный характер. Какие иные работы выполнялись Данченко П.П. и носили ли они постоянный характер, из показаний свидетелей не усматривается.

Данченко П.П. просит включить в стаж работы период с 25 мая 1956 года, однако из представленного им свидетельства об образовании следует, что до 07 июня 1956 года он обучался в школе.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих факт постоянной работы в *** «***» с 25 мая 1956 года по 31 декабря 1958 года, истцом не представлено.

Доводы истца о том, что в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы несовершеннолетние дети привлекались к работе в *** независимо от возраста, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 года № 2123 «О повышении пенсии в соответствии с пунктом «ж» статьи 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 года», только гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 года включительно, стаж работы в *** может засчитываться без истребования доказательств времени работы.

Согласно пункту 7 Примерного устава сельскохозяйственной артели, утвержденному СНК СССР, ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 года, прием в члены артели производился общим собранием членов артели, которое утверждает внесенные правлением списки новых членов.

В члены артели могли вступать все трудящиеся, как женщины, так и мужчины, достигшие 16-летнего возраста.

В соответствии с пунктом 45 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (в редакции от 20 июля 2011года) в случае если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.

Исходя из указанных норм, суд приходит к выводу, что ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска обоснованно зачтен в страховой стаж Данченко П.П. период с 15 января 1958 года, когда ему исполнилось 16 лет, по 01 июля 1958 года, поскольку доказательств, подтверждающих факт постоянного выполнения работ в *** «***» с 25 мая 1956 года по 31 декабря 1958 года, ни при обращении в управление пенсионного фонда, ни в ходе судебного разбирательства истцом не представлено, а судом не добыто.

В соответствии с положениями статей 18 и 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размеров трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится:

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Судом установлено, что Данченко П.П. обратился в ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом стажа работы в *** «***» с 1956 по 1958 годы 07 июня 2011 года, что им не оспаривалось.

Таким образом, перерасчет пенсии истцу правильно был произведен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, с 01 июля 2011 года. При этом доводы Данченко П.П. о том, что позднее обращение в управление Пенсионного фонда было связано с действиями работников ГУ - УПФ РФ в Клинцовском районе Брянской области, которые несвоевременно опросили свидетелей и ошибочно направили ему протоколы опроса свидетелей по другому адресу, не могут быть приняты судом во внимание.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Данченко П.П. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска Данченко П.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периода работы в страховой стаж и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                             подпись                                              Баранникова Т.Е.

Решение вступило в законную силу 08.02.2012