2-0312-2012 о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала



Дело №2- 312/12

Решение в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2012 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«06» февраля 2012 года                                                       г.Мурманск

Ленинский районный суд г.Мурманска в составе:

председательствующего судьи Барабановой Т.К.

при секретаре Повчун А.В.

с участием

истца Д.М.А.

представителя ответчика Соловьева А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д.М.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала,

У С Т А Н О В И Л:

Д.М.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска (далее по тексту ГУ УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска) о признании незаконным и отмене решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. В обоснование заявленного требования указала, что является матерью двух несовершеннолетних детей: дочери П.А., *** года рождения и сына Д.А., *** года рождения. В связи с рождением второго ребенка, 20 марта 2009 года ей был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии *** № *** в размере *** рубль. В целях улучшения жилищных условий семьи, 22.06.2010 был заключен договор купли-продажи, согласно которому она, действуя за себя и своих несовершеннолетних детей за счет собственных средств приобрела *** доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***. Дополнительным соглашением от 22.06.2010 предусмотрено, что оплата стоимости долей в квартире происходит в следующем порядке: *** рубля - собственные средства покупателей и *** рублей - за счет средств субсидии на приобретение жилья, полученного в рамках реализации муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города «Мурманска»; *** рублей - за счет средств материнского капитала. 06 июля 2010 года были получены свидетельства о государственной регистрации права на доли в праве общей долевой собственности на квартиру, после чего истец обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала путем направления указанных средств, на погашение части стоимости приобретенной доли жилого помещения. Уведомлением от 05 декабря 2011 года ответчик отказал в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала по тем основаниям, что представленными ею документами не подтверждено улучшение жилищных условий семьи, поскольку жилье не приобретается, а приобретается доля, а затем, перераспределяются доли в праве общей долевой собственности. Кроме того, в представленном договоре отсутствует долг перед продавцом, так как приобретение долей в квартире произведено за счет собственных средств, а также дополнительное соглашение не прошло государственную регистрацию, т.е. не имеет юридической силы. Полагает, что отказ ответчика является незаконным и необоснованным, в связи с чем просит обязать ГУ УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска удовлетворить её заявление о распоряжении М(С)К на улучшение жилищных условий на оплату приобретенного жилого помещения по договору купли-продажи от 22.06.2010.

Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила суду, что до заключения договора купли-продажи, она и её несовершеннолетняя дочь А. имели в собственности по *** доли приобретаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ***. В дальнейшем, она выкупила у соседей их долю, в размере ***. В настоящее время квартира находится в общей долевой собственности Д.М.А. и несовершеннолетних Д.А., П.А., по *** доли у каждого. Жилищные условия семьи в результате приобретения доли в праве собственности улучшились, поскольку увеличилась жилая площадь. Просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика - Соловьев А.Б. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что Д.М.А. является лицом, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Данное право истца подтверждено выданным ей в установленном законом порядке государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал. Вместе с тем, при правовой оценке представленных истцом при подаче заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала документов были выявлены обстоятельства, косвенно свидетельствующие о мнимости сделки, совершенной истцом без намерения расходовать полученные денежные средства на улучшение жилищных условий семьи. Полагал, что поскольку нормами Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусмотрено использование средств материнского (семейного) капитала на приобретение доли в праве собственности на жилое помещение, а жилищным законодательством доля в праве общей долевой собственности на квартиру не рассматривается в качестве самостоятельного объекта жилищных отношений, правовых оснований для направления средств материнского (семейного) капитала на погашение кредита, выданного истцу для приобретения доли в праве общей долевой собственности, не имеется.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон), установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно пункту 1 части 1 статьи 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства.

В соответствии с частью 7 статьи 3 указанного Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

В силу частей 1 и 3 статьи 7 Закона распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что Д.М.А. является матерью двоих несовершеннолетних детей: дочери П.А., *** года рождения и сына Д.А., *** года рождения.

На основании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска № 108 от 20 марта 2009 года Д.М.А. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии *** № *** в размере *** рубль.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

В силу частей 3 - 5 статьи 10 Закона приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 8, 8.1 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 862 от 12 декабря 2007 года (в редакции от 27 ноября 2010 года) в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет:

а) копию договора купли-продажи жилого помещения (договора купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа), прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке;

б) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, осуществляющего приобретение жилого помещения с использованием средств материнского (семейного) капитала (за исключением случая, когда договором купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа предусмотрено, что право собственности на приобретаемое жилое помещение переходит к покупателю после полной выплаты цены договора);

д) справку лица, осуществляющего отчуждение жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа, заключенному с лицом, получившим сертификат, или с супругом лица, получившего сертификат, о размерах оставшейся неуплаченной суммы по договору - в случае если приобретение жилого помещения осуществляется по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа.

Размер средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направляемых на оплату обязательств по договору купли-продажи жилого помещения (договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа), не может превышать цены договора или размера оставшейся неуплаченной суммы по договору.

Исходя из приведенных норм, под улучшением жилищных условий при применении Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» понимается возмездное приобретение в общую собственность родителей, детей жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации.

22 июня 2010 года Д.М.А., действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей: Д.А. и П.А., заключила с М.В.А., М.Л.В., действующей за себя, а также от имени М.А.А. договор купли-продажи *** доли квартиры по адресу: ***.

Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области за № ***, никем не оспорен и недействительным не признан.

По условиям договора квартира приобретена в общую долевую собственность Д.М.А., Д.А. и П.А. в *** доле каждому, за *** рублей, которые покупатели уплачивают продавцам за счет собственных средств, при подписании данного договора.

Дополнительным соглашением от 22.06.2010 стороны договорились, что оплата стоимости долей в квартире происходит в следующем порядке: *** рубля - покупатель уплачивает за счет собственных средства, *** рублей - за счет средств субсидии на приобретение жилья, полученного в рамках реализации муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города «Мурманска» и *** рублей - за счет средств материнского (семейного) капитала.

06 июля 2010 года всем членам семьи: Д.М.А., Д.А.А., П.А.П. выданы свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности на указанную квартиру.

28 июля 2010 года на основании договора о предоставлении субсидии от 27.02.2010 и банковской заявки Д.М.А., Администрация города Мурманска на специальный счет перечислила сумму субсидии, выделенную истцу как участнику муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города «Мурманска» на 2006-2010 годы, в размере *** рублей. В дальнейшем данная денежная сумма была перечислена банком по реквизитам продавца жилого помещения, согласно дополнительному соглашению к договору купли-продажи от 22.06.2010.

16 ноября 2011 года обратилась в ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала путем их направления на улучшение жилищных условий на оплату приобретаемого жилого помещения по договору купли-продажи, представив одновременно все требуемые документы.

Решением руководителя ГУ УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска № 132 от 05 декабря 2011 года в удовлетворении заявления Д.М.А. было отказано, ввиду того, что представленными документами не подтверждено улучшение жилищных условий семьи, поскольку приобретается не жилье, а доля. Кроме того, в представленном договоре отсутствует долг перед продавцом, так как приобретение долей в квартире произведено за счет собственных средств; дополнительное соглашение не прошло государственную регистрацию, т.е. не имеет юридической силы.

Проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу, что указанное решение является необоснованным по следующим основаниям.

Так, материалами дела подтверждается, что в настоящее время все члены семьи Д.М.А. являются собственниками по *** доле каждый, в приобретенной квартире, где зарегистрированы и фактически проживают.

Прежние собственники доли в указанном жилом помещении снялись с регистрационного учета и переехали на новое место жительства.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что в данном случае не произошло улучшения жилищных условий, под которым понимается увеличение общей площади жилого помещения в пользовании членов семьи владельца государственного сертификата на материнский (семейный капитал) или увеличение их имущественных прав.

Законом разрешены любые сделки с долями в праве на недвижимое имущество. Приобретение доли в праве на жилое помещение влечет за собой возможность вселения в жилое помещение и пользование им, преимущественное право перед другими лицами на выкуп доли иных собственников. Сособственник не лишен возможности определить порядок пользования жилым помещением, выделив в свое пользование изолированную комнату. Отсутствие в законе указания на возможность приобретения доли в праве на жилое помещение за счет средств материнского капитала, не является запретом и не исключает такую возможность, тем более, в случаях, когда приобретение доли в праве осуществляется в порядке реализации преимущественного права покупки и в результате сделки в собственность семьи поступает жилое помещение в полном объеме, как и произошло в рассматриваемом судом случае.

Доводы представителя ответчика о том, что в представленном договоре отсутствует указание на наличие долга перед продавцом, так как приобретение долей в квартире произведено за счет собственных средств, являются необоснованными, поскольку указанное обстоятельство не исключает право истца вместо собственных средств направить на погашение стоимости приобретаемой доли средства материнского (семейного) капитала, т.е. на цели, разрешенные Законом - на улучшение жилищных условий.

Ссылки представителя ответчика, что дополнительное соглашение к договору купли-продажи от 22.06.2010 не прошло государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, т.е. не имеет юридической силы, суд также находит необоснованными, поскольку в силу ст. 551 ГК РФ обязательной регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю.

В данном случае дополнительное соглашение не является документом, подтверждающим переход права собственности.

Данных о признании указанного соглашения недействительным и его отмене, суду не представлено, в связи с чем оснований полагать, что оно утратило юридическую силу, не имеется.

Кроме того, частью 2 статьи 8 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено, что в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть отказано в случае:

1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;

3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;

5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);

6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).

Данный перечень является исчерпывающим, и основания для отказа, перечисленные в решении ответчика от 05.12.2011, в нем не содержится.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что приобретением в собственность *** доли в праве собственности на вышеуказанную квартиру семья Д. улучшила свои жилищные условия, поскольку ранее у её членов в собственности находилась только *** доли в праве собственности на жилое помещение, отдельного жилого помещения не было.

При таких обстоятельствах решение ГУ УПФ РФ в Ленинском административном округе города Мурманска об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от 05 декабря 2011 года постановлено без учета обстоятельств дела и не является законным и обоснованным, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Д.М.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение руководителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска от 05 декабря 2011 года об отказе в удовлетворении заявления Д.М.А. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Признать за Д.М.А. право на использование средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий семьи на основании государственного сертификата на материнский капитал серия *** № *** на оплату части стоимости приобретаемой доли жилого помещения по адресу: ***, по договору купли-продажи квартиры от 22 июня 2010 года в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                    Т.К. Барабанова

Решение вступило в законную силу 21.03.2012