2-0453-2012 о взыскании транспортного налога и пени



Решение в окончательной форме изготовлено: 20.02.2012

Дело № 2-453/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2012 года                                   город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Барабановой Т.К.

при секретаре Ивановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску к Власову В.В. о взыскании транспортного налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по городу Мурманску обратилась в суд с иском к Власову В.В. о взыскании транспортного налога и пени в сумме *** рубля. В обоснование иска указано, что в соответствии ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 2-5, 7 Закона Мурманской области «О транспортном налоге» ответчик является плательщиком транспортного налога. На основании сведений о наличии транспортных средств, представленных Государственной инспекцией безопасности дорожного движения при УВД Мурманской области, был исчислен транспортный налог и направлены соответствующие уведомления. Однако, в установленный ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 8 Закона Мурманской области «О транспортном налоге» срок ответчик добровольно свою обязанность не исполнил. На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ, были начислены пени за несвоевременную уплату налога. В соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ответчика направлялись требования об уплате налога и пени, которые не были исполнены. Истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за периоды с 2003 по 2007 годы в сумме *** рубля, пени в сумме *** рубль, а всего *** рубля. Кроме того, истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу искового заявления. В обоснование ходатайства указано, что срок пропущен по уважительной причине, в связи с большим количеством направленных в суды исковых заявлении о взыскании налогов в установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок, увеличением количества неплательщиков транспортного налога и увеличением объема работы Инспекции, направленной на погашение образовавшейся перед бюджетом недоимки по местным налогам.

Представитель ИФНС России по городу Мурманску в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Власов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку ИФНС России по городу Мурманску пропущен установленный законом срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу, возникшей до 2008 года, за 2008-2010 годы транспортный налог им уплачен в полном объеме. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, «мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Закона Мурманской области от 18 ноября 2002 года № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в следующем порядке: налогоплательщики - физические лица уплату налога производят в течение налогового периода на основании налогового уведомления, но не позднее 15 января года, следующего за налоговым периодом.

С 01 января 2006 года Законом Мурманской области от 26 декабря 2005 года № 716-01-ЗМО установлен срок уплаты транспортного налога на основании налогового уведомления - не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу ч. 1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Судом установлено, что на основании сведений, предоставленных ГИБДД УВД Мурманской области, в период с 2003 по 2007 годы на имя ответчика были зарегистрированы следующие транспортные средства: «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя *** л.с., «***» с мощностью двигателя ***л.с.

В соответствии со ст. 5 Закона Мурманской области «О транспортном налоге» сумма транспортного налога за период с 2003 по 2007 годы, исчисленная истцом, с учетом частичной уплаты в сумме *** рубля, составила *** рубля.

Из искового заявления следует, что ответчику были направлены налоговые уведомления № *** от 30 апреля 2005 года, № *** от 25 февраля 2006 года, № *** от 09 ноября 2006 года, № *** от 24 ноября 2007 года на уплату транспортного налога за периоды с 2003 по 2007 годы. Сведений о том, что в установленный законом и указанный в уведомлении срок налог уплачен в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 70 НК РФ налогоплательщику выставлено требование № *** об уплате налога по состоянию на 21 марта 2005 года со сроком уплаты до 31 марта 2005 года, № *** об уплате налога по состоянию на 21 марта 2007 года со сроком уплаты до 10 апреля 2007 года, № *** об уплате налога по состоянию на 11 марта 2008 года со сроком уплаты до 01 апреля 2008 года. В указанных требованиях ответчику предлагалось погасить задолженность по транспортному налогу и пени.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу статьи 48 НК РФ (в редакции действовавшей до 01 января 2007 года) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Следовательно, требование об уплате транспортного налога за 2003 год должно было направляться ответчику не позднее 01 апреля 2004 года. Заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2003 год подлежало направлению в суд, с учетом времени на добровольное исполнение требования, не позднее октября 2004 года. Требование об уплате транспортного налога за 2004 год должно было направляться ответчику не позднее 01 апреля 2005 года. Заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2004 год подлежало направлению в суд, с учетом времени на добровольное исполнение требования, не позднее октября 2005 года. Требование об уплате транспортного налога за 2005 год должно было направляться ответчику не позднее 01 апреля 2006 года. Заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2005 год подлежало направлению в суд, с учетом времени на добровольное исполнение требования, не позднее октября 2006 года. Требование об уплате транспортного налога за 2006 год должно было направляться ответчику не позднее 01 мая 2007 года. Заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2006 год подлежало направлению в суд, с учетом времени на добровольное исполнение требования, не позднее ноября 2007 года. Требование об уплате транспортного налога за 2007 год должно было направляться ответчику не позднее 01 мая 2008 года. Заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2007 год подлежало направлению в суд, с учетом времени на добровольное исполнение требования, не позднее ноября 2008 года.

Таким образом, требования о взыскании задолженности по транспортному налогу за период с 2004 по 2007 годы заявлены с нарушением установленного законом срока, установленного статьей 48 НК РФ.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных в введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени), за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2007 года) сроки для обращения налоговых органов в суд, имея ввиду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом № 137-ФЗ от 27 июля 2006 года, вступили в действие с 01 января 2007 года и распространяются на правоотношения, возникшие после указанной даты. Если течение, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Доказательств того, что ответчику своевременно был рассчитан транспортный налог за период с 2003 по 2007 годы и направлено соответствующее налоговое уведомление, суду не представлено, как и не представлено доказательств своевременного направления ответчику требования. В материалах дела имеются лишь налоговые уведомления и требования, однако доказательств того, что указанные налоговое уведомление и требование направлялись ответчику в установленном законом порядке заказной корреспонденцией и были получены ответчиком, не представлено.

Содержание представленного истцом акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, не позволяет суду сделать вывод о наличии и последующем уничтожении реестров почтовых отправлений, подтверждающих направление ответчику налоговых уведомлений и требований.

Приведенные истцом обстоятельства пропуска срока обращения в суд не свидетельствуют о том, что он был объективно лишен возможности обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу, и не могут служить достаточным основанием для признания данного срока пропущенным по уважительным причинам.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пропущенный срок не может быть восстановлен, и исковые требования ИФНС России по городу Мурманску удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску к Власову В.В. о взыскании транспортного налога и пени - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                         подпись                          Т.К. Барабанова

Решение вступило в законную силу 21.03.2012