2-3255-2011 о взыскании недополученных сумм среднего заработка



Дело № 2-3255/11

Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года           г. Мурманск

Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Барабановой Т.К.

при секретаре     Ивановой А.В.

с участием

истца      Долгополовой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгополовой С.И. к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» о взыскании недополученных сумм среднего заработка и среднего заработка на период трудоустройства,

УСТАНОВИЛ:

Долгополова С.И. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» (далее по тексту ФБУ «УФО МО РФ по МО») о взыскании недополученных сумм среднего заработка и среднего заработка на период трудоустройства. В обоснование иска указала, что с 09 марта 2010 года работала в Межрегиональной финансовой инспекции (по Северному флоту) (далее инспекция) в должности ***. Приказом начальника инспекции от 16 мая 2011 года № 88 в связи с ликвидацией организации уволена 02 июня 2011 года по пункту 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. При увольнении ей было начислено выходное пособие в размере среднемесячного заработка за период с 03 июня по 02 июля 2011 года, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, в настоящее время выплачивается средний месячный заработок на период трудоустройства за второй - пятый месяцы. Из ежемесячного журнала «Право в вооруженных силах» (№ 10, 2011) ей стало известно, что при расчете и выплате выходного пособия, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй - пятый месяцы не учитывались выплаченные в 2010 году премии в соответствии с Приказами Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 года № 115 и от 26 июля 2010 года № 1010 на общую сумму *** рублей. На её обращение, ответчик отказался произвести доплаты, мотивированный тем, что данная выплата не входит в систему оплаты труда и не включается в годовой фонд оплаты труда. Указанный отказ считает необоснованным, поскольку исходя из положений статей 129,135 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Министра обороны Российской Федерации № 555 от 10 ноября 2008 года, премии, выплаченные на основании Приказов Министра обороны Российской Федерации №№ 115 и 1010, дополняют введенную ранее систему оплаты труда, включая в неё еще один вид дополнительных выплат (премий), т.к. они распределялись и выплачивались ежеквартально с момента формирования инспекции, включены в сумму дохода по справке 2-НДФЛ и значатся под кодом 2000, как заработная плата, с которой удержан налог.

Полагает, что поскольку коллективным договором, заключенным 15 марта 2010 года, в пункте 11 раздела 6 предусмотрено, что размер средней заработной платы определяется в соответствии со статьёй 139 Трудового кодекса Российской Федерации, а в силу данной нормы для всех случаев определения размера среднего заработка применяется Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, то средний заработок должен был определяться в соответствии с пунктом 2 данного Положения, согласно которому при определении среднего заработка должны учитываться все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующей организации, в том числе и премии, вознаграждения, включая единовременные вознаграждения. Выплаты, не подлежащие зачету, определены пунктом 3 указанного положения, который не содержит запрета на включение премии.

Просила восстановить срок для обращения в суд, поскольку о нарушении прав ей стало известно только 20 октября 2011 года из журнала «Право в вооруженных силах» и обязать ответчика произвести доплату среднего заработка в общей сумме *** рублей и выплатить средний заработок за 6 месяц с включением в расчет премии.

В судебном заседании истец поддержала требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Ответчик - ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» о времени и месте рассмотрения гражданского дела был извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика просил отказать в удовлетворении иска. Указал, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» Приказами Министра обороны Российской Федерации №№ 115 и 1010 был утвержден порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала. Материальное стимулирование в виде дополнительной премии не имело обязательного характера, не являлось гарантированной выплатой и осуществлялось только за счет высвободившейся в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств и являлось разовой поощрительной выплатой.

Полагал, что в соответствии со статьёй 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 2,15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка учитываются все премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда работников организаций. При этом, по мнению ответчика, выплаченная по приказам №№ 115 и 1010 премия относится к выплатам, которые не должны учитываться при расчете среднего заработка, указанным в пункте 3 Положения.

Считает, что денежные средства на выплату дополнительных премий в соответствии с Приказами Министра обороны Российской Федерации №№ 115 и 1010 не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда, установленной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 555 системой оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, в том числе Межрегиональной финансовой инспекции (по Северному флоту), поскольку доводятся до командиров (начальников) воинских частей (организаций) Министром обороны России сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и пояснений истца, Долгополова С.И. состояла в трудовых отношениях с Межрегиональной финансовой инспекцией (по Северному флоту) с 09 марта 2010 года, исполняла обязанности ***, что подтверждается представленным трудовым договором № 40 и справкой работодателя.

Приказом начальника Межрегиональной финансовой инспекции (по Северному флоту) № 88 от 16 мая 2011 года Долгополова С.И. 02 июня 2011 года уволена в связи с ликвидацией инспекции по пункту 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

При увольнении ей были выплачены: компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие в размере среднемесячного заработка, в период с июня по декабрь 2011 года - выплачивался средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства.

В 2010 году Долгополовой С.И. были выплачены: в соответствии с приказом начальника Финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации № 97 от 04 августа 2010 года на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 года № 115 премия - *** рублей, в соответствии с приказами начальника Финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации № 146 от 19 ноября 2010 года и № 163 от 21 декабря 2010 года на основании Приказа Министра обороны от 26 июля 2010 года № 1010 выплачена премия в размере *** рублей и *** рублей соответственно.

По мнению истицы, в силу положений действующего законодательства данные премии относятся к выплатам, входящим в систему оплаты труда, поэтому должны были учитываться при определении среднего заработка для выплаты денежных сумм при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных и при определении среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства.

Из содержания Приказа Министра обороны Российской Федерации № 1010 от 26 июля 2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации» усматривается, что он был издан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» и им был утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам, гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации (далее Порядок).

Пункт 2 приказа предусматривал выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам службы (работы) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Согласно пункту 12 Порядка суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти суммы.

Таким образом, данный приказ предусматривал выплату дополнительного стимулирования (премии) за счет экономии бюджетных средств.

Аналогичные положения содержались в Приказе Министра обороны Российской Федерации № 115 от 28 марта 2009 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации» (пункт 2 Приказа, пункты 2,4,8 Порядка).

Общий порядок определения среднего заработка установлен статьёй 139 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы предусмотрены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 922 от 24 декабря 2007 года.

Согласно пункту 2 данного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; заработная плата, выданная в неденежной форме; денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе; денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления; заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления; надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что Межрегиональная финансовая инспекция (по Северному флоту) находилась на финансовом обеспечении с 20 октября 2009 года по 31 декабря 2010 года в войсковой части ***, с 01 января 2011 года по 31 мая 2011 года в ФБУ «УФО МО РФ по МО».

Оплата труда работников производилась в соответствии с условиями, установленными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», что подтверждается положениями коллективного договора.

Данным приказом утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации (приложение № 2, далее Положение) и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации (приложение № 3, далее Порядок).

Из содержания пунктов 3,4 раздела I Положения («Общие положения») усматривается, что системой оплаты труда кроме должностных окладов предусмотрены: выплаты компенсационного характера: за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; другие виды выплат компенсационного характера, предусмотренные действующим законодательством; и выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет - до 40 процентов должностного оклада в порядке, установленном для гражданского персонала воинских частей; надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - до 100 процентов должностного оклада при условии выполнения установленных показателей; премия по результатам работы учреждения за квартал - в пределах средств, направляемых на эти цели, и предельными размерами не ограничивается; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год - до двух должностных окладов.

При этом компенсационные и стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы.

В соответствии с Порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации бюджетные учреждения и воинские части определяют годовой фонд оплаты труда - потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу, содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также по утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям.

Подпунктом «г» пункта 5 Порядка установлены выплаты стимулирующего характера (в расчете на год):

надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы по установленным настоящим Приказом должностям - в размере 12 должностных окладов;

надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет годового фонда оплаты труда;

премиальные выплаты по итогам работы:

единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет годового фонда оплаты труда;

иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) бюджетных учреждений, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда).

Согласно пунктам 6,8 Порядка годовой фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Указанный годовой фонд оплаты труда увеличивается на сумму страховых взносов.

Годовой фонд оплаты труда бюджетного учреждения и воинской части не может быть уменьшен при проведении мероприятий по оптимизации и сокращению численности гражданского персонала, проводимых в инициативном порядке непосредственно руководителями бюджетных учреждений и воинских частей.

Высвободившиеся при этом бюджетные средства могут быть направлены на установление выплат стимулирующего характера.

По смыслу вышеуказанных норм к системе оплаты труда гражданского персонала отнесены выплаты стимулирующего характера, которые учитываются при формировании фонда оплаты труда учреждения, в том числе коллективными договорами и иными локальными нормативными актами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда.

С учетом этого в Положении о премировании гражданского персонала Межрегиональной финансовой инспекции (по Северному Флоту) за основные результаты деятельности на 2010-2013 годы, являющемся приложением № 3 к коллективному договору, предусмотрено, что премия за основные результаты деятельности является составной частью оплаты труда и учитывается при исчислении среднего заработка, при этом стимулирующая выплата по итогам работы за год, выплачиваемая при наличии экономии по фонду оплаты труда не учитывается при расчете средней заработной платы.

Установлено, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии не несло обязательного характера, не являлось гарантированной выплатой, осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, то есть даже не из экономии фонда оплаты труда, в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных средств, распределение экономии происходило централизованно и производилось Министерством обороны Российской Федерации.

Поскольку данные выплаты являлись доходом работника, с них подлежал удержанию налог на доходы физических лиц, поэтому они указывались в сведениях, направляемых в налоговый орган, однако данное обстоятельство не является основанием для зачета их при определении среднего заработка работника, в связи с чем доводы истца в этой части не могут быть приняты судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы истца о том, что дополнительная стимулирующая выплата (премия), выплаченная ей в соответствии с приказами №№ 115 и 1010, относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда инспекции, не основаны на законе и иных нормативно-правовых, локальных нормативных актах, регулирующих оплату труда работников инспекции, как гражданского персонала бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, поэтому они не подлежали зачету при определении среднего заработка истца для производства выплат в связи с увольнением и иных выплат.

Таким образом, требования Долгополовой С.И. не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Долгополовой С.И. к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» о взыскании недополученных сумм среднего заработка и среднего заработка на период трудоустройства - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                                       Т.К. Барабанова

Решение вступило в законную силу 28.03.2012