2-0024-12 о взыскании недополученных сумм среднего заработка



Дело № 2-24/12

Решение в окончательной форме изготовлено 17 января 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2012 года Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Серовой М.Г.,

при секретаре Кузнецовой А.П.,

с участием истца Шелудько В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шелудько В.Н. к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» о взыскании недополученных сумм среднего заработка,

УСТАНОВИЛ:

Шелудько В.Н. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» (далее - ФБУ УФО МО РФ по МО, ответчик) о взыскании недополученных сумм среднего заработка, указав в обоснование, что работала в Межрегиональной финансовой инспекции (по Северному флоту) с 05 февраля 2010 г. в должности ***, а с 01 февраля 2011 года - в должности ***. 23 мая 2011 года она была уволена в связи с ликвидацией организации, по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. При увольнении ей начислены и выплачены выходное пособие в размере среднего месячного заработка за период с 24 мая по 23 июня 2011 года, денежная компенсация за неиспользованный отпуск. В настоящее время ей выплачен средний месячный заработок за второй, третий, четвертый и пятый месяцы трудоустройства. При расчете среднего заработка для выплаты выходного пособия, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, среднего месячного заработка на период трудоустройства ответчиком не учтены премии, выплаченные ей в 2010 году в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. № 115 и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, в общей сумме *** рублей. Вместе с тем, из ежемесячного журнала «Право в Вооруженных Силах» № 10 за 2011 год ей стало известно, что указанные премии подлежат учету при расчете среднего заработка. При обращении к ответчику с просьбой о доплате среднего заработка с учетом премий, она получила отказ с мотивировкой о том, что данные выплаты не входят в систему оплаты труда, не включаются в годовой фонд оплаты труда. Однако, с учетом положений статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Министра обороны Российской Федерации № 555 от 10 ноября 2008 года, она полагает, что премия, выплаченная на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации № 1010, дополняет введенную ранее систему оплаты труда, включая в нее еще один вид дополнительных выплат (премий), поскольку она распределялась и выплачивалась ежеквартально с момента формирования инспекции, включена в сумму дохода по справке 2-НДФЛ и значится под кодом 2000, как заработная плата, с которой удержан налог. Полагала, что поскольку коллективным договором, заключенным 15 марта 2010 года, в пункте 11 раздела 6 предусмотрено, что размер средней заработной платы определяется в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации, а в силу названной нормы для всех случаев определения размера среднего заработка применяется Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, то средний заработок должен был определяться в соответствии с пунктом 2 данного Положения, согласно которому при определении среднего заработка должны учитываться все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующей организации, в том числе и премии, вознаграждения, включая единовременные вознаграждения. Вилы выплат, не подлежащих учету при расчете среднего заработка, определены пунктом 3 Положения и премия, предусмотренная Приказом Минобороны РФ № 1010 от 26.07.2010 г. к таким выплатам не относится. Полагая, что премии, выплаченные ей на основании Приказов Минобороны РФ от 28.03.2009 г. № 115 и от 26.07.2010 г. № 1010, являясь вознаграждением за труд, подлежат включению в расчет среднего заработка, просила суд обязать ответчика произвести доплату среднего заработка за неправильно выплаченные выходное пособие, денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, среднюю заработную плату за второй, третий, четвертый и пятый месяцы трудоустройства в размере *** рублей, а также выплатить средний заработок за шестой месяц трудоустройства в включением в расчет выплаченной премии. Кроме того, просила восстановить срок для обращения в суд, в связи с тем, что о нарушении права ей стало известно только 20 октября 2011 года из журнала «Право в Вооруженных Силах».

Впоследствии истец уточнила исковые требования и увеличила их размер: просила взыскать с ответчика недоплаченную ей сумму среднего заработка за неправильно выплаченные выходное пособие, денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, среднюю заработную плату за второй, третий, четвертый и пятый месяцы трудоустройства в сумме *** рублей, согласно расчету, представленному ответчиком, а также взыскать доплату среднего заработка за шестой месяц трудоустройства в сумме *** рублей и доплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск за период с 21.02.2011 г. по 25.02.2011 г. в сумме *** рублей, а всего в общей сумме *** рублей.

В судебном заседании Шелудько В.Н. уточненные требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении. Дополнительно просила учесть, что названные премии выплачивались ежеквартально, следовательно, не относятся к разовым выплатам, при их выплате учитывается трудовой вклад - надлежащее исполнение трудовых обязанностей, то есть, они являются вознаграждением за труд.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия своего представителя. Представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» Приказами Министра обороны Российской Федерации №№ 115 и 1010 был утвержден порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала. Материальное стимулирование в виде дополнительной премии не имело обязательного характера, не являлось гарантированной выплатой и осуществлялось только за счет высвободившейся в результате сокращения численности экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств и являлось разовой поощрительной выплатой. Полагал, что выплаченная по приказу Министра обороны РФ № 1010 премия относится к выплатам, указанным в пункте 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, не подлежащим учету при расчете среднего заработка. Денежные средства на выплату дополнительных премий в соответствии с Приказами Министра обороны Российской Федерации № 115 и № 1010 не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда, установленной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 555 системой оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, в том числе Межрегиональной финансовой инспекции (по Северному флоту), поскольку доводятся до командиров (начальников) воинских частей (организаций) Министром обороны России сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала. Просил отказать в удовлетворении иска.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

По смыслу положений части 6 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), исследование причин пропуска истцом срока обращения в суд и рассмотрение вопроса о возможности восстановления этого срока может иметь место лишь в том случае, если ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд.

В рассматриваемом случае ответчиком не заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленного ст. 392 ТК РФ, ни в предварительном судебном заседании, ни в ходе судебного разбирательства; в мотивированном отзыве ответчика на иск возражения относительно пропуска истцом срока обращения в суд отсутствуют.

При таких обстоятельствах, оснований для разрешения по существу ходатайства истца о восстановлении срока обращения в суд, изложенного в просительной части искового заявления, у суда не имеется.

Разрешая по существу исковые требования Шелудько В.Н., суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Аналогичная норма приведена в пункте 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее по тексту - Положение).

Согласно подпункту «н» пункта 2 Положения, к выплатам, учитываемым для расчета среднего заработка, относятся, в частности, премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.

В силу статьи 349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, … иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, … распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Судом установлено, что Шелудько В.Н. состояла в трудовых отношениях с Межрегиональной финансовой инспекцией (по Северному флоту), работая в должности *** с 05 февраля 2010 года, а с 01 февраля 2011 года - в должности ***.

Из пояснений истца усматривается и ответчиком не оспаривается, что Межрегиональная финансовая инспекция (по Северному флоту) находилась на финансовом обеспечении в ФБУ «УФО МО РФ по МО».

В период работы истца, в соответствии с Приказами Министра обороны РФ от 28.03.2009 г. № 115 и от 26.07.2010 г. № 1010, на основании приказов начальника Финансовой инспекции МО РФ № 97 от 04.08.2010 г., № 146 от 19.11.2010 г. и № 163 от 21.12.2010 г. ей в августе, ноябре и декабре 2010 года была начислена и выплачена премия в суммах *** рублей, *** рублей и *** рублей, соответственно.

В соответствии с приказом работодателя от 05.05.2011 г. № 83, истец уволена 23 мая 2011 года в связи с ликвидацией организации, по основанию, предусмотренному п.1 части 1 ст. 81 ТК РФ.

При увольнении, в соответствии с названным приказом, истцу были начислены и выплачены, в том числе, компенсация за неиспользованный отпуск за рабочие периоды с 05.02.2010 по 04.02.2011 г. и с 05.02.2011 г. по 23.05.2011 г., выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Кроме того, истцу начислены и выплачены суммы среднего месячного заработка за второй, третий месяцы трудоустройства, а по решениям ГОУ «Центр занятости населения», и за четвертый, пятый, шестой месяцы трудоустройства. Указанные обстоятельства подтверждаются как пояснениями истца, так и представленными ответчиком в материалы дела документами.

Согласно доводам истца, премии, выплаченные ей в течение 2010 года в соответствии с Приказами Министра обороны РФ от 28.03.2009 г. № 115 и от 26.07.2010 г. № 1010 относятся к выплатам, входящим в систему оплаты труда, следовательно, подлежат учету при расчете среднего заработка для выплаты денежных сумм при увольнении: компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, при определении размера среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда работников учреждений Министерства обороны РФ производится в соответствии с условиями, установленными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 (в редакции от 29 апреля 2011 года, с изменениями от 29 сентября 2011 года) «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Названным приказом утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к Приказу) (далее по тексту - Положение о системе оплаты труда) и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к Приказу) (далее по тексту - Порядок формирования и использования годового фонда).

В соответствии с пунктами 3 и 4 раздела I Положения о системе оплаты труда («Общие положения») системой оплаты труда кроме должностных окладов предусмотрены:

выплаты компенсационного характера - за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; другие виды выплат компенсационного характера, предусмотренные действующим законодательством;

выплаты стимулирующего характера, к которым отнесены надбавка за выслугу лет; надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы; премия по результатам работы учреждения за квартал - в пределах средств, направляемых на эти цели, которая предельными размерами не ограничивается; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год.

При этом компенсационные и стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы.

В соответствии с Порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда, бюджетные учреждения и воинские части определяют годовой фонд оплаты труда - потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу, содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также по утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям.

Подпунктом «г» пункта 5 Порядка установлены выплаты стимулирующего характера (в расчете на год):

надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы по установленным настоящим Приказом должностям - в размере 12 должностных окладов;

надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет годового фонда оплаты труда;

премиальные выплаты по итогам работы;

единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет годового фонда оплаты труда;

иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) бюджетных учреждений, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда).

Согласно пунктам 6 и 8 Порядка формирования и использования годового фонда оплаты труда, данный фонд определяется суммированием фонда должностных окладов (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Указанный годовой фонд оплаты труда увеличивается на сумму страховых взносов.

Годовой фонд оплаты труда бюджетного учреждения и воинской части не может быть уменьшен при проведении мероприятий по оптимизации и сокращению численности гражданского персонала, проводимых в инициативном порядке непосредственно руководителями бюджетных учреждений и воинских частей.

Высвободившиеся при этом бюджетные средства могут быть направлены на установление выплат стимулирующего характера.

Аналогичные положения содержит коллективный договор Межрегиональной финансовой инспекции (по Северному флоту) на 2010-2013 годы. Так, согласно условиям Положения о системе оплаты труда гражданского персонала Межрегиональной финансовой инспекции (по Северному флоту), порядке премирования и выплаты единовременного денежного вознаграждения по итогам года, являющегося Приложением № 1 к коллективному договору, в фонд оплаты труда закладываются следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - 12 должностных окладов; надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок); премиальные выплаты - в размере 3-х должностных окладов (тарифных ставок); единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок).

Анализируя положения приведенных правовых норм и норм договорного регулирования в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в систему оплаты труда гражданского персонала подлежат включению те выплаты стимулирующего характера, которые учитываются при формировании фонда оплаты труда учреждения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями коллективного договора, локальных нормативных актов, кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010 от 26 июля 2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», изданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту - Порядок).

Пункт 2 названного Приказа предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам службы (работы) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Согласно пункту 12 Порядка, суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти суммы.

Таким образом, Приказ Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года предусматривает дополнительное стимулирование - выплату премий за счет экономии бюджетных средств, высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Аналогичные положения предусматривались Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, являющимся Приложением к Приказу Министра обороны РФ от 28.03.2009 г. № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации», который подлежал применению до 02 октября 2010 г. и утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года.

При этом ни Приказ Министра обороны РФ № 115, ни последующий Приказ № 1010 не предусматривают включение премии в состав системы оплаты труда бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации и воинских частей, поскольку не содержат положений о дополнительном увеличении годового фонда оплаты труда в связи с выплатой данной премии и механизма дополнительного финансирования.

Между тем, суд считает, что включение предусмотренной в Приказах МО РФ №№ 115 и 1010 премии в расчет среднего заработка неминуемо привело бы к увеличению расходов на различные выплаты работникам бюджетных учреждений Министерства обороны РФ и воинских частей, учитываемые при расчете среднего заработка и, таким образом, к увеличению лимитов бюджетных обязательств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что премии, начисленные и выплаченные истцу в августе, ноябре и декабре 2010 года в соответствии с Приказами Министра обороны РФ от 28.03.2009 г. № 115 и от 26.07.2010 г. № 1010, на основании приказов начальника Финансовой инспекции МО РФ № 97 от 04.08.2010 г., № 146 от 19.11.2010 г. и № 163 от 21.12.2010 г., не входят в годовой фонд оплаты труда и не являются теми выплатами компенсационного и стимулирующего характера, которые включаются в систему оплаты труда по смыслу Положения о системе оплаты труда гражданского персонала, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555, Положения о системе оплаты труда гражданского персонала Межрегиональной финансовой инспекции (по Северному флоту), порядке премирования и выплаты единовременного денежного вознаграждения по итогам года, являющегося Приложением № 1 к коллективному договору.

Доводы истца о том, что выплата названных премий связана с исполнением трудовой функции, производится за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, ежеквартально, то есть, систематически, приведенные в обоснование иска, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку выплата этих премий поставлена в зависимость от происходящего реформирования Вооруженных Сил РФ посредством оптимизации и сокращения их личного состава.

Кроме того, суд учитывает, что бюджетные учреждения Министерства обороны РФ самостоятельно определяют годовую потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу (далее - годовой фонд оплаты труда), содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям. Годовой фонд оплаты труда рассчитывается отдельно по каждому штату, штатному перечню (нормативу) и штатному расписанию, в том числе и по бюджетным учреждениям и воинским частям, зачисленным на финансовое обеспечение. При этом годовой фонд оплаты труда определяется отдельно по каждой целевой статье функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации.

При расчете годового фонда оплаты труда учитываются следующие показатели: а) штатная (плановая) численность гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей, предусмотренная штатами, штатными перечнями (нормативами) и утвержденными штатными расписаниями; б) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 (в расчете на год); в) выплаты компенсационного характера (в расчете на год): в размере фактически выплачиваемых (установленных) на день формирования годового фонда оплаты труда; г) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год).

Представленный на утверждение расчет годового фонда оплаты труда проверяется соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и утверждается им.

Изменение утвержденного годового фонда оплаты труда может производиться соответствующим распорядителем средств федерального бюджета в случаях: зачисления на финансовое обеспечение других воинских частей, перехода на новый штат, повлекшего уменьшение (увеличение) штатной численности гражданского персонала; введения новых условий оплаты труда и индексации заработной платы. Бюджетным учреждениям и воинским частям, зачисленным на финансовое обеспечение в другие бюджетные учреждения Министерства обороны Российской Федерации и воинские части, годовой фонд оплаты труда утверждается руководителем бюджетного учреждения или воинской части, в которой они состоят на финансовом обеспечении, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Кроме того, материальное стимулирование в виде выплаты названной премии не носило обязательный характер; премия не являлась гарантированной выплатой, как указано выше, ее выплата осуществлялась только за счет высвободившихся в результате сокращения численности, то есть, экономии бюджетных средств, а не из экономии фонда оплаты труда, в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных средств; распределение экономии происходило централизованно и производилось Министерством обороны Российской Федерации.

Указание названных премий в справке о доходах Шелудько В.Н. по форме 2-НДФЛ под кодом доходов 2000, то есть, как вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, денежное содержание, согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 17.11.2010 № ММВ - 7-3/611, само по себе, не является основанием для учета их при расчете среднего заработка работника. Названные выплаты являлись доходом истца, с них подлежал удержанию налог на доходы физических лиц, и, следовательно, указание этих сведений в справке 2-НДФЛ, предоставляемой в налоговый орган, обязательно.

Ссылка истца на положение коллективного договора, предусматривающего учет премии при исчислении среднего заработка, не является обоснованной.

Так, пунктом 3 Положения о премировании гражданского персонала Межрегиональной финансовой инспекции (по Северному флоту) за основные результаты деятельности на 2010-2013 годы, являющегося Приложением № 3 к коллективному договору, в редакции изменений, внесенных дополнительным соглашением сторон коллективного договора и вступивших в силу 15 марта 2011 года, действительно предусмотрен учет при исчислении среднего заработка стимулирующей выплаты, которая производится работникам при наличии экономии по фонду оплаты труда по решению начальника инспекции.

Вместе с тем, положение пункта 3 в редакции изменений следует соотносить с условиями Положения о премировании в целом, предусматривающими выплату премий, являющихся составной частью оплаты труда, за основные результаты деятельности, в целях материальной заинтересованности гражданского персонала. Предусмотренные названным Положением премии являются стимулирующими выплатами, включаемыми в годовой фонд оплаты труда на основании Приказа Минобороны РФ от 10.11.2008 г. № 555.

Премии, выплачиваемые за счет выделенных лимитов бюджетных обязательств на основании Приказов Минобороны РФ от 28.03.2009 г. № 115 и от 26.07.2010 г. № 1010 к премиям, выплачиваемым в соответствии с условиями коллективного договора Межрегиональной финансовой инспекции (по Северному флоту) за основные результаты деятельности на 2010-2013 годы, не относятся.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что премия, выплаченные истцу в соответствии с Приказами Минобороны РФ №№ 115 и 1010, не относятся к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, следовательно, не подлежали учету при исчислении среднего заработка истца для производства выплат, связанных с увольнением.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска Шелудько В.Н. судом не усматривается.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в иске, с ответчика не подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета города Мурманска, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Шелудько В.Н. в удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» о взыскании недоплаченных сумм среднего заработка при выплате компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства в общем размере *** рубля - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                М.Г. Серова

Решение вступило в законную силу 04.04.2012