Дело № 2-493/12 Решение в окончательной форме изготовлено 05 марта 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 марта 2012 года г. Мурманск Ленинский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Барабановой Т.К., при секретаре Ивановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рафеева В.Н. к Государственному учреждению «1967 Отделение морской инженерной службы» о признании права на приватизацию, УСТАНОВИЛ: Рафеев В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «1967 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ГУ 1967 ОМИС) о признании права на приватизацию. В обоснование исковых требований указал, что с 2007 года зарегистрирован и проживает в комнате площадью *** кв.м, расположенной по адресу: ***, на основании договора найма от 10 февраля 2007 года. В октябре 2011 года обратился в КИО г.Мурманска с заявлением о приватизации указанного жилого помещения, однако поскольку жилой дом № *** по ул.*** является федеральной собственностью и числится на балансе ГУ «1967 ОМИС», в заключении договора приватизации истцу было отказано. В ноябре 2011 года Рафеев В.Н. обратился с заявлением к ответчику, однако в приватизации ему было отказано с указанием на то, что управление федеральным имуществом осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, в связи с чем ГУ 1967 ОМИС не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Считает данный отказ противоречащим закону, поскольку данное жилое помещение в силу закона утратило статус специализированного, просит признать за ним право на приватизацию, а также обязать ГУ «1967 ОМИС» заключить договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения № ***, состоящего из жилой комнаты, площадью *** кв.м, в доме *** по улице *** в городе Мурманске. В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия. Представитель ГУ «1967 ОМИС» в судебное заседание не явился, представил мотивированный отзыв, приобщенный к материалам дела, в котором указал, что здание дома № *** по улице *** в городе Мурманске является общежитием, предназначение и статус указанного здания с момента постройки не менялись, сам факт передачи жилого помещения из ведомственного фонда в муниципальную собственность не может повлечь изменение его статуса. Просил дело рассмотреть без участия представителя ответчика. Представители третьих лиц Управления Росреестра по Мурманской области, ГУПТИ в судебное заседание не явились, представили мотивированные отзывы, приобщенные к материалам дела, просили вынести законное и обоснованное решение, дело рассмотреть без их участия. Представители третьих лиц Территориального управления Росимущества по Мурманской области, Комитета имущественных отношений г.Мурманска, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему. В силу ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Судом установлено, что Рафеев В.Н. с 29 декабря 1990 года по 25 февраля 1992 года был зарегистрирован по ГУ «1967 ОМИС». С 28 февраля 1992 года по 05 октября 1999 года был зарегистрирован по адресу: ***, с 08 октября 1999 года по 10 февраля 2007 года был зарегистрирован в общежитии, принадлежащем ГУ «1967 ОМИС» по адресу: ***. С 10 февраля 2007 года зарегистрирован и проживает в комнате № *** дома *** по ул. *** в г.Мурманске. Из содержания договора найма жилого помещения в общежитии № *** от 10 февраля 2007 года следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ***, передано во владение и пользование Рафееву В.Н. для временного проживания в нем в связи с переселением из общежития ГУ «1967 ОМИС» по улице ***, дом ***. Законность вселения Рафеева В.Н. в спорное жилое помещение участвующими в деле лицами не оспаривалась и подтверждена представленными в адрес суда документами. Дом № *** по улице *** в городе Мурманске построен в 1987 году. В соответствии с решением Исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов № 294-6 от 30 декабря 1987 года данное здание было введено в эксплуатацию. Согласно выписке из реестра федерального имущества № 21/1 от 20 января 2012 года жилое здание общежития по адресу: ***, было передано в собственность Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 и в настоящее время находится в федеральной собственности. На основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Мурманской области от 27 июня 2005 года № 89 здание, расположенное по адресу: ***, закреплено на праве оперативного управления за ГУ «1967 ОМИС». Данные факты сторонами не оспорены. Согласно п.п. «г» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации и п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации. Пунктом 12 ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ определено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25 ноября 1996 года № 1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствие с реальной социально - экономической и военно - политической обстановкой в государстве в сок до 1 января 2005 г. передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации от 06 октября 1999 года № 1131 (действовавшее до 14 июля 2006 года) «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального использования). Порядок передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определен постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 235. Таким образом, указанное здание общежития должно было быть передано в собственность либо субъекта Российской Федерации, либо в муниципальную собственность, однако этого сделано не было в нарушение указанных выше норм. В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из содержания указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Согласно ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. В соответствии со ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26 января 2006 года утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», из которых следует, что к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека (п. 6). Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12). Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 14). Таким образом, поскольку здание общежития, расположенного по адресу: ***, подлежало передаче в муниципальную собственность либо собственность субъекта Российской Федерации, им был утрачен статус общежития. Доказательств того, что после вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации и «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду», жилое помещение № *** по указанному адресу в установленном законом порядке были включены в число специализированных (служебных), суду не представлено. Материалами дела подтверждено, что истец до настоящего времени не использовал свое право на приватизацию жилых помещений. Согласно представленному истцом поэтажному плану комнаты № *** дома *** по улице *** в городе Мурманске жилое помещение, занимаемое истцом, является изолированным и состоит из жилой комнаты, площадью *** кв.м. В силу ст.ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Исходя из трактовки вышеуказанного Закона, а также правил и норм, установленных СНиП 31-01-2003, поскольку указанное жилое помещение является изолированным, то оно по своей технической характеристике подпадает под принятое жилищным законодательством понятия «квартиры». Таким образом, после вступления в законную силу Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», жилое помещение № ***, расположенное в доме № *** по ул. *** в г. Мурманске утратило статус специализированного жилого помещения и в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» подлежит приватизации. Исследовав представленные сторонами доказательства, установив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требование истца о признании за ним права на приватизацию комнаты № *** в доме № *** по улице *** в городе Мурманске, подлежит удовлетворению. Истцом заявлено требование о понуждении ответчика к заключению договора на бесплатную передачу спорного жилого помещения в его собственность. Между тем, как установлено судом, спорное жилое помещение учтено в реестре федерального имущества и закреплено на праве оперативного управления за ГУ «1967 ОМИС». В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Таким образом, ГУ «1967 ОМИС» не вправе самостоятельно, без согласия собственника, заключать договоры, предметом которых является распоряжение имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. При таких обстоятельствах, исходя из положений статьи 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривающей бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, и с учетом установленного судом права Рафеева В.Н. на приватизацию комнаты № *** в доме № *** по ул. *** в г.Мурманске, суд считает необходимым признать за истцом право собственности на указанное жилое помещение. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Рафеева В.Н. к Государственному учреждению «1967 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию - удовлетворить. Признать за Рафеевым В.Н. право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения - комнаты № *** в доме № *** по улице *** в городе Мурманске. Признать за Рафеевым В.Н. право собственности на изолированное жилое помещение, состоящее из комнаты, общей площадью *** кв.м., обозначенное под № *** на плане первого этажа дома № *** по улице *** в городе Мурманске. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме. Судья Т.К. Барабанова Решение вступило в законную силу 06.04.2012