2-0086-2012 о признании пункта договора управления многоквартирным домом противоречащим жилищному законодательству



Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2012 года

№ 2-86/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2012 года                                                         город Мурманск

Ленинский районный суд г. Мурманска в составе

председательствующего судьи                                                  Лобановой О.Р.

при секретаре                                                                               Малышевой А.В.

с участием помощника прокурора Ленинского административного округа города Мурманска                                                                                     Бойцова М.С.

представителя ответчика                                                              Квашниковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах Петровой Н.И. к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» о признании противоречащим действующему законодательству отдельных положений пункта 4.4. договора управления многоквартирным домом, обязании произвести перерасчет платы за содержание и ремонт многоквартирного дома,

установил:

Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска обратился в суд с иском в интересах Петровой Н.И. к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» (далее ЗАО «Севжилсервис», ответчик) о признании противоречащим действующему законодательству пункта 4.4. договора управления многоквартирным домом № *** по *** в городе Мурманске. В обоснование иска указал, что ответчик, осуществляет управление многоквартирным домом по адресу город Мурманск, *** на основании договора. С 01 июня 2011 года ЗАО «Севжилсервис» в одностороннем порядке повысило плату за услугу- «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме», что недопустимо без решения собственников помещений многоквартирного дома и противоречит ч.7 ст.156 Жилищного кодекса РФ. Однако п.4.4 договора управления многоквартирным домом по вышеуказанному адресу от 01 июня 2008 года, содержит положения, позволяющие управляющей компании повышать плату за услугу «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» и без решения общего собрания, в одностороннем порядке. Пунктом 4.2 вышеуказанного договора управления был утвержден размер месячной платы за содержание и ремонт общего имущества -*** рублей с 1 кв.м. общей площади помещения, принадлежащего собственнику. С 01 июня 2011 года размер месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения дома № *** по *** в городе Мурманске был увеличен ЗАО «Севжилсервис» до *** рубля с 1 кв. м. общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Однако в нарушение п.7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ изменение платы не было принято и утверждено общим собранием собственников многоквартирного дома. Истец просит суд признать п.4.4 договора управления многоквартирным домом № *** по *** в городе Мурманске противоречащим, действующему жилищному законодательству, обязать ЗАО «Севжилсервис» исключить п.4.4 из договора управления домом *** по *** в городе Мурманске. Обязать произвести перерасчет платы по тарифу за содержание и ремонт, начисленной Петровой Н.И. за жилое помещение квартиру ***, дома *** по *** в городе Мурманске, возвратить разницу оплаты в сумме *** рублей.

В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования, просил суд признать пункт 4.4 договора управления многоквартирным домом № *** по *** в городе Мурманске от 01 июня 2008 года, в части положений о том, что «в случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в указанный срок не проводилось или не приняло решение об определении нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то управляющая организация, начиная с первого месяца очередного года действия договора, вправе начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из предложенной сметы расходов на исполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом, приложения № *** и № *** к настоящему договору считаются измененными в соответствии с предложениями управляющей организации до согласования собственниками помещений и управляющей организации иного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» не соответствующим действующему жилищному законодательству; обязать ЗАО «Севжилсервис» исключить из п. 4.4 договора управления домом № *** по *** в городе Мурманске указанную часть пункта; обязать ЗАО «Севжилсервис» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт многоквартирного дома № *** по *** в городе Мурманске Петровой Н.И., проживающей в квартире *** дома *** по *** в городе Мурманске, возвратив разницу в размере оплаты в сумме *** рублей. Пояснил, что закон не предусматривает возможности изменения платы за ремонт и содержание жилых помещений многоквартирного дома и общего имущества многоквартирного дома без решения собрания собственников, при этом ЗАО «Севжилсервис» не было лишено возможности инициировать собрание для разрешения вопроса об изменении тарифов, либо отказаться от исполнения договора управления, если полагало, что оказание услуг на прежних условиях является невозможным.

Истец Петрова Н.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом телефонограммой, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ЗАО «Севжилсервис», действующая на основании доверенности Квашникова Т.А. с иском не согласилась, полагала, что договор управления между собственниками жилых помещений в доме № *** по *** в городе Мурманске и ЗАО «Севжилсервис» был заключен в установленном законом порядке. ЗАО «Севжилсервис» были приняты все возможные меры по проведению общего собрания собственников жилых помещений, вывешены соответствующие объявления с предложением собственникам инициировать общее собрание для принятия решения по вопросу повышения тарифа по содержанию и ремонту многоквартирного дома, кроме того на обозрение жильцов были представлены сметы расходов на оказание услуг и выполнение работ по содержанию, ремонту и управлению многоквартирным домом, а так же предложения по внесению изменений в приложения № *** и № *** к договору управления. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письмах Министерства регионального развития РФ № 6174-АД/14 от 06 марта 2009 года и № 22440-АД/14 от 17 июля 2009 года, управляющая организация вправе изменить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в порядке, предусмотренном договором управления многоквартирным домом, при наличии объективных, независящих от нее причин (повышение цен подрядными организациями, изменение уровня инфляции, изменение потребительских цен). Возможность повышения ЗАО «Севжилсервис» стоимости услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома предусмотрена п. 3.2.7 и п. 4.4 договора управления и не противоречит п. 2 ст. 424 Гражданского кодекса РФ. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица - Администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил отзыв, в котором заявленные требования прокурора поддержал.

Выслушав лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на жилище закреплено в статье 7 Конституции Российской Федерации. Частью 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) установлено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 ГПК РФ, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Петрова Н.И. *** года рождения, является ***, в связи с чем прокурор обращается в суд за защитой её интересов.

В соответствии со ст. 8 Жилищного кодекса РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в том числе из: договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

Судом установлено, что собственники помещений многоквартирного дома *** по *** в городе Мурманске по инициативе Администрации Ленинского округа города Мурманска, в соответствии с п.п. 4 п. 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали один из способов управления многоквартирным домом, который предусмотрен п. 2. ст. 161 ЖК РФ - управляющая организация ОАО «Севжилсервис» и утвердили договор управления (далее Договор управления, Договор), который в соответствии с п. 3.1.1. вступил в силу с 01 июня 2008 года

Согласно материалам дела, внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Севжилсервис» от 10 ноября 2010 года принято решение об изменении типа акционерного общества с «открытого» на «закрытое». Данные изменения прошли установленную государственную регистрацию в ИФНС России по г. Мурманску, о чем 09 декабря 2010 года в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.При преобразовании акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа не происходит реорганизация юридического лица.

Таким образом, все обстоятельства, в том числе и договорные, остаются в неизменном виде.

Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В судебном заседании из материалов дела и пояснений сторон установлено, что на основании заявления Петровой Н.И. о несогласии с действиями управляющей организации ЗАО «Севжилсервис» по повышению тарифов за содержание и ремонт общедомового имущества в многоквартирном доме *** по *** в городе Мурманске, в том числе и за её жилое помещение в указанном доме квартире № *** в одностороннем порядке, прокуратурой Ленинского административного округа г. Мурманска проведена проверка тарифа за ремонт и содержание имущества многоквартирного дома № *** *** по **** в городе Мурманске.

В результате проверки установлено, что с 01.06.2011 на основании п. 4.4 договора управления от 01 июня 2008 года многоквартирного дома № *** по *** в городе Мурманске размер месячной платы за содержание и ремонт указанного жилого здания был увеличен управляющей организацией ЗАО «Севжилсервис» в одностороннем порядке без проведения общего собрания собственников помещений и составил *** рубль с 1кв.м с общей площади помещения, принадлежащего собственнику, тогда как в пункте 4.2 предусмотрена плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере *** рублей.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались сторонами.

Исследовав доводы сторон, о признания части пункта 4.4 договора управления противоречащим действующему жилищному законодательству, суд приходит к следующему.

В силу части 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В силу части 1 и 4 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно пункту 3.2.7 Договора управления Управляющая организация вправе информировать Собственников о необходимости проведения внеочередного собрания путем размещения информации в местах общего пользования либо на платежных документах для решения вопросов об изменении размера платы за услуги Управляющей организации, платы за содержание и ремонт общего имущества дома при недостаточности средств на проведение таких работ, проведении работ капитального характера по ремонту имущества многоквартирного дома, а также в иных целях, связанных с управлением многоквартирным домом.

В соответствии с п. 4.2 указанного договора размер месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения на момент его заключения составляет ** рублей, исходя из утвержденной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома платы.

В соответствии с пунктом 4.4 Договора управления управляющая организация вправе за 30 дней до окончания каждого года действия настоящего Договора представить Собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по изменению перечней, указанных в приложениях № *** и № *** к настоящему Договору, а также смету расходов на исполнение услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанная смета является основанием для принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении на следующий отчетный период размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В случае если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в указанный срок не проводилось или не приняло решение об определении нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то Управляющая организация, начиная с первого месяца очередного года действия Договора, вправе начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения исходя из предложенной сметы расходов на исполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом приложение № *** и № *** к настоящему Договору считаются измененными в соответствии с предложениями Управляющей организации до согласования собственниками помещений и Управляющей организацией иного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, договором управления установлена возможность изменения, в том числе и повышения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, без принятия соответствующего решения собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома.

30 апреля 2011 года в подъездах дома №*** по *** в городе Мурманске ЗАО «Севжилсервис» вывешены объявления от 27 апреля 2011 года с предложением собственникам помещений инициировать общее собрание для принятия решения по предложениям управляющей компании по изменению перечней работ и услуг, указанных в Приложении №*** и №*** договора управления с приложением сметы расходов на исполнение обязательств по заключенному договору, Приложения №*** и *** к Договору управления в новой редакции и смета расходов на оказание услуг и выполнение работ по содержанию, ремонту и управлению многоквартирным домом.

Данные обстоятельства были подтверждены допрошенными в судебном заседании свидетелями А.В.А., Ч.О.А.

Однако общее собрание жильцов жилого дома проведено не было. С 01 июня 2011 года размер месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения в доме *** по *** в городе Мурманске был увеличен ответчиком и составил *** рубль. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались и подтверждены материалами дела.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив определен частью 7 статьи 156 ЖК РФ.

Вместе с тем во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно пункту 31 Правил № 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

Таким образом, законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) закрепил только принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

В судебном заседании представитель ответчика не оспаривала того, что собственниками помещений указанного многоквартирного дома вопрос об изменении платы в сторону увеличения не рассматривался, никаких решений в названной части не принималось.

Приведенное обстоятельство свидетельствует о реализации заявителем самовольно принятого им в одностороннем порядке решения без учета прав и интересов иных лиц и в отсутствие на то предусмотренных законом оснований.

Процедура изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения жестко регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией. Именно поэтому Жилищный кодекс Российской Федерации и иные подзаконные акты не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией данной платы.

Ссылка представителя ответчика на письма Министерства регионального развития Российской Федерации № 6174-АД/14 от 06 марта 2009 года и №22440-АД/14 от 17 июля 2009 года в которых разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирным домом относится порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. При этом под порядком определения за содержание и ремонт жилого помещения понимается формулировка порядка (методики) определения (расчета) стоимости указанных в договоре на основании пункта 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ услуг и работ по содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. По мнению Минрегионразвития, принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении спорной платы не требуется только в том случае, если в таком договоре четко прописана вышеназванная методика с отражением оснований (например, изменение уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности перечисленных показателей). Отсутствие же в договоре управление положения об индексации платы и указание в этом договоре только фиксированного размера такой платы приводит к необходимости изменения размера платы только в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, суд находит необоснованной по следующим основаниям.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм Жилищного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилых помещений без принятия соответствующего решения собранием собственников жилых помещений допустимо только в случае наличия объективных, независящих от управляющей организации оснований, при наличии в договоре управления положений о возможности индексации платы и формулировки порядка определения стоимости услуг.

То обстоятельство, что подрядчики ЗАО «Севжилсервис» повысили цены на оказываемые услуги, не является безусловным основанием для повышения стоимости услуги по содержанию и ремонту жилых помещений многоквартирного дома, поскольку ЗАО «Севжилсервис», не лишено возможности осуществлять поиск иных исполнителей работ и поставщиков на более выгодных условиях, сокращать издержки и управленческие расходы, оптимизировать управление и производственные процессы.

Кроме того, управляющая организация не была лишена права отказаться от выполнения взятых на себя обязательств по договору управления, в связи с невозможностью их исполнить по обстоятельствам, не зависящим он неё.

Договор управления многоквартирным домом № *** по *** в городе Мурманске от 01 июня 2008 года, устанавливая возможность изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения до принятия соответствующего решения собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома, а так же без принятия такого решения, не содержит положений о порядке определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, что в соответствии со с п.2 и 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ является существенным условием договора. Договор управления не содержит формулировки методики (порядка) определения (расчета) стоимости и указания на основания, при которых стоимость услуг по ремонту и содержанию жилых помещений может индексироваться (например: изменение уровня инфляции, потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей). Не содержит он и ссылок на основания, при которых указанная в договоре стоимость может индексироваться (изменяться) без принятия соответствующего решения собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома.

Следовательно, изменение размера платы могло быть произведено только в соответствии с решением собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома.

Между тем, ЗАО «Севжилсервис» не лишено возможности, в установленном законом порядке, заложить в договор управление механизм индексации стоимости услуги по содержанию ремонту жилых помещений многоквартирного дома, определив методику (порядок) определения (расчета) стоимости данной услуги.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска о признании пункта 4.4 договора управления многоквартирным домом от 01 июня 2008 года, заключенный между Открытым акционерным обществом «Севжилсервис» и собственниками дома № *** *** по *** в городе Мурманске в части изложенной: «В случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в указанный срок не проводилось или не принято решение об определении нового размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, то управляющая организация, начиная с первого месяца очередного года действия договора, вправе начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из предложенной сметы расходов на исполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом, приложения № *** и № *** к настоящему договору считаются измененными в соответствии с предложениями управляющей организации до согласования собственниками помещений и управляющей организации иного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения», противоречащим действующему жилищному законодательству, являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Оценив представленные документы и пояснения сторон, судом установлены основания для признания несоответствующим жилищному законодательству части п. 4.4 договора управления многоквартирным домом № *** *** по *** в городе Мурманске от 01 июня 2008 года.

Статьей 168 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно 180 Гражданского кодекса РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Таким образом, положения п.4.4. в оспариваемой истцом части признаны незаконными, а, следовательно, не подлежат применению, при этом понуждения ответчика к исключению указанных положений из договора управления не требуется.

Из представленных в материалы дела квитанцией по оплате за жилье и коммунальные услуги в период с июня 2011 года по октябрь 2011 года, Петрова Н.И. оплачивала за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома *** *** по *** в городе Мурманске, исходя из повышенного тарифа *** рубль, задолженность по оплате жилья и коммунальным услугам не имеет. Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком в ходе судебного разбирательства. Вместе с тем, тариф установленный Договором управления от 01 июня 2008 года составлял *** рублей, следовательно истцом за указанный период переплачено *** рублей.

Расчет представленный истцом в исковом заявлении соответствует требованиям закона стороной ответчика не оспорен, в связи с чем принимается судом.

При таких обстоятельствах Петровой Н.И. подлежит возврату сумма уплаченная за содержание и ремонт общедомового имущества многоквартирного дома в котором она проживает в размере *** рублей.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден. Так за требование неимущественного характера о признании противоречащим действующему законодательству отдельных положений пункта 4.4. договора управления подлежит уплате государственная пошлина в размере *** рублей; за требование имущественного характера при цене иска *** рубль, государственная пошлина в соответствии п. 333.19 НК РФ составляет 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска, действующего в интересах Петровой Н.И. к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» о признании противоречащим действующему законодательству отдельных положений пункта 4.4. договора управления многоквартирным домом - удовлетворить.

Признать п.4.4 договора управления многоквартирным домом № *** *** по *** в городе Мурманске от 01 июня 2008 года, в части положений о том, что «В случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в указанный срок не проводилось или не приняло решение об определении нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то управляющая организация, начиная с первого месяца очередного года действия договора, вправе начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из предложенной сметы расходов на исполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом приложения № *** и № *** в настоящему договору считаются измененными в соответствии с предложениями управляющей организации до согласования собственниками помещений и управляющей организации иного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» не соответствующим действующему жилищному законодательству.

Обязать Закрытое акционерное общество «Севжилсервис» произвести перерасчет платы по тарифу за ремонт и содержание многоквартирного дома Петровой Н.И., проживающей в жилом помещение - квартире *** дома *** *** по *** в городе Мурманске, с учетом ранее установленного тарифа в размере *** рублей с 1 кв.м. жилого помещения, за период с июня по октябрь 2011 года, возвратив разницу в размере оплаты в сумме *** рублей в срок до 01 апреля 2012 года.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Севжилсервис» государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования город Мурманск в сумме 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья              О.Р. Лобанова

Решение вступило в законную силу 02.05.2012