Мотивированное решение изготовлено 16.04.2012 г. Дело № 2- 510/12 г. Решение Именем российской Федерации 13 апреля 2012 года Ленинский районный суд г. Мурманска В составе: Председательствующего судьи: Л.Г. Пасечной, При секретаре: А.В. Ивановой, С участием истца: О.Ю.Щепеткиной, С участием представителей ответчиков: Т.А. Квашниковой, Е.А. Алексеенко, А.А. Бочина, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Щепеткиной О.Ю. к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» о защите прав потребителей, УСТАНОВИЛ: Щепеткина О.Ю. обратилась в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований указала, что проживает в квартире ***, дома ***, по улице ***, в городе Мурманске, является сособственником данного жилья. В доме, где она проживает «открытая» система водоснабжения. Управляющая компания многоквартирного дома ***, по улице ***, в городе Мурманске - Закрытое акционерное общество «Севжилсервис». Своих обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющая компания не исполняет надлежащим образом. В соответствии с проведенными исследованиями проб горячей и холодной воды, подаваемой в дом № ***, по ул. *** установлено, что вода подается ненадлежащего качества, в связи в чем нарушаются ее права, как потребителя коммунальных услуг. Просит суд обязать ЗАО «Севжилсервис» произвести ей перерасчет за холодное и горячее водоснабжение с 18 апреля 2011 года и до дня, когда будут устранены недостатки качества воды. В судебном заседании истец поддержала заявленные требования. Представитель ответчика ЗАО «Севжилсервис» Квашникова Т.А. иск не признала и пояснила, что горячее водоснабжение во всем Ленинском районе г.Мурманска происходит по «открытой» системе водоснабжения, работы по нормализации качества горячей воды по всему району носят капитальный характер, в связи с чем не могут быть проведены управляющей компанией, такие работы могут быть произведены только на основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, однако решение о ремонте общим собранием собственников жилых помещений до настоящего времени не было принято. Полагала также, что требования о взыскании излишне уплаченных сумм за предоставленные коммунальные услуги по холодной и горячей воде за указанные истцом периоды необоснованны, поскольку вина управляющей компании в поставке истцу воды ненадлежащего качества отсутствует, акты о ненадлежащем оказании услуг истец не представила. Просила в удовлетворении заявленных истцом требований отказать в полном объеме. Определением Ленинского районного суда г. Мурманска от 21 февраля 2012 года в качестве ответчика для участия в деле привлечено - ГОУП «Мурманскводоканал», представитель которого Бочин А.А. пояснил, что ответственность за качество поставляемых истцу коммунальных услуг несет управляющая организация, представленные в материалы дела доказательства не свидетельствуют о некачественности питьевой воды, подаваемой по сетям, находящимся в ведении ГОУП «Мурманскводоканал», ответственность за качество подаваемой истцу горячей воды ГОУП «Мурманскводоканал» не несет. Как пояснил представитель ГОУП «Мурманскводоканал» в Ленинском районе г.Мурманска горячее водоснабжение происходит по «открытой» системе водоснабжения, поэтому разбор горячей воды происходит из системы отопления. Данный вид водоразбора был предусмотрен при строительстве зданий во всем Ленинском районе г. Мурманска и имеет место с момента ввода зданий в эксплуатацию. Для нормализации качества горячей воды необходимо установить бойлеры, как это в последствии было сделано в некоторых домах района. Возможно установление одного бойлера на несколько домов. Работа по установке бойлера относится к капитальному виду работ. Что касается холодной воды, то она подается в дом *** по ул. ***, в г. Мурманске надлежащего качества. Определением Ленинского районного суда г. Мурманска от 20 марта 2012 года для участия в деле в качестве ответчика привлечено ОАО «Мурманэнергосбыт», представитель которого Алексеенко Е.А. пояснила, что ОАО «Мурманэнергосбыт» не является надлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является Управляющая организация ЗАО «Севжилсервис». Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), а также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). В соответствии с Правилами содержания общего имущества жилого дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование). Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества жилого дома общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. В соответствии со статьёй 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по заданию собственника помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Судом установлено, что на основании договора управления многоквартирным домом № ***, ул. ***, в г. Мурманске от 01.06.2008 года ответчик является управляющей компанией, осуществляет услуги, в том числе, по содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме. ОАО «Севжилсервис» без проведения реорганизации преобразовано ЗАО «Севжилсервис» путем изменении типа акционерного общества с «открытого» на «закрытое». Общими положениями приведенного договора установлено, что он заключен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 и иными нормативными правовыми актами, регулирующими жилищные отношения. Пункт 2.1. договора предусматривает, что управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества. В соответствии с Перечнем работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в состав работ включены содержание, обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе содержание систем водоснабжения и водоотведения. Таким образом, ответчик, как управляющая организация в период действия вышеуказанного договора, обязана поддерживать общее имущество жилого дома в надлежащем состоянии, проводить соответствующий текущий ремонт и необходимые профилактические мероприятия следить за техническим состоянием дома, общедомового имущества, своевременно осуществлять ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поддерживать его исправное состояние. Необходимость выполнения работ по нормализации качества горячей воды, подаваемой в дом ***, ул. ***, в г. Мурманске ответчиком не оспаривается и подтверждается выводом комиссии в составе представителей ММКУ «Управление капитального строительства», Государственной жилищной инспекции, Комитета по жилищной политике, Управления Роспотребнадзора, ЗАО «Севжилсервис», ОАО «Мурманэнергосбыт», ГОУП «Мурманскводоканал» из которого следует, что система горячего водоснабжении» в доме ***, ул. ***, в г. Мурманске «открытая», тупиковая (подогрев воды, подготовка, качество воды производится на котельной «***»). Качество горячей воды не соответствует требованиям СанПин 2.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Установлено, что в большинстве многоквартирных домов Ленинского округа г. Мурманска, в том числе и в доме № ***, ул. ***, горячее водоснабжение происходит по «открытой» системе водоснабжения, поэтому разбор горячей воды происходит из системы отопления. Данный вид водоразбора был предусмотрен на стадии проектирования зданий и имеет место с момента ввода их в эксплуатацию. Для нормализации качества горячей воды до установленных норм СанПиН 2.1.4. 10740-01 необходимо установить теплообменное оборудование, тем самым сделать «закрытую» систему водоснабжения. При закрытой системе водоснабжения горячая вода - есть вода прошедшая через закрытый контур теплообменного оборудования и нагрева воды до необходимой температуры. Установка теплообменного оборудования относится к работам капитального характера. Указанные работы капитального характера не включены в условия договора управления от 01 июня 2008 года. Сторонами необходимость выполнения в доме *** по улице *** в городе Мурманске работ по установлению теплообменного оборудования с целью нормализации качества горячей воды подаваемой в указанный дом, а также то, что данные работы являются работами капитального характера, не оспаривается. В соответствии с положениями гл. II «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя № 170 от 27 сентября 2003 года в которой указано, что текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Согласно п. 2.4.2 указанных Правил при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8. Указанный перечень включает в себя в том числе и работы по замене и модернизации системы водоснабжения. Условия договора управления многоквартирным домом, где проживает истец, обязательств по производству работ, связанных с заменой системы водоснабжения многоквартирного дома за управляющей организацией не закрепляют. В соответствии с п. 21 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Согласно статье 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Из пояснений представителя Управляющей организации следует, что решение о проведении капитального ремонта системы горячего водоснабжения на общем собрании собственников жилых и нежилых помещений дома ***, по улице ***, в городе Мурманске не принималось, доказательств обратного в материалах дела не имеется. Вопрос о возложении на управляющую компанию ЗАО «Севжилсервис» обязанности по организации работ по капитальному ремонту общего домового имущества находится в компетенции общего собрания собственников независимо от того из какого источника будут финансироваться данные работы. При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца в части перерасчета оплаты за горячее водоснабжение. Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с управляющей компании в ее пользу излишне уплаченные денежные средства за ненадлежащим образом оказанную коммунальную услугу по поставке холодной воды ненадлежащего качества за период с 18.04.2011 года и до дня, когда будут устранены недостатки. Суд полагает, что оснований для удовлетворения требований в этой части не имеется по следующим основаниям: В силу п.1 статьи 19 Закона № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептичесие свойства. Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее - СанПин 2.1.4.1074-01), установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Пунктами 3.1. и 3.2 СанПин 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства: качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. В силу пункта 3.5 СанПин 2.1.4. 1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенные в таблицах 2 и 3и в Приложении № 2. В качестве доказательства, подтверждающего несоответствие качества коммунальных услуг по холодному водоснабжению, истцом представлено экспертное заключение № 05-10/01-49 от 18.04.2011 года ФГУЗ «***». В заключении указано, что качество воды холодного водоснабжения не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4. 1074-01 по показателю цветности (23° при нормативе 20°). Данные выводы сделаны на основе Протоколов лабораторных испытаний воды №№ 182/8,183/8 от 11.04.2011. Однако в названных Протоколах в столбцах «цветность, градусы по ГОСТ Р 52769-2007 метод «Б» указан показатель цветности 23 плюс, минус 5. В соответствии с п. 5.8 ГОСТ Р 52769-2007 «Вода. Методы определения цветности», по которому определялась цветность воды, погрешность измерения составила значение 5 градусов. Это означает, что истинное значение определенного показателя цветности лежит в интервале от 18 до 28 градусов и соответственно отвечает требованиям Таблицы 4 п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, т.е. с учетом погрешности цветность холодной воды составила не более 20 градусов, что соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, устанавливающим гигиенические требования к качеству питьевой воды. СанПиН 2.1.4 1074-01 установлены требования к органолептическим свойствам воды, а, именно, к запаху, привкусу, цветности и мутности. Что касается показателя цветности, то согласно Таблице 4 п.3.5.данных СанПиН норматив цветности не должен превышать 20 (35) градусов. Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно- эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки. На период остановки Южных водопроводно - канализационных сооружений в пос. Молочный с февраля по апрель 2011 года ГОУП «Мурманскводоканал» Управление Роспотребнадзора по Мурманской области был установлен показатель цветности воды подаваемой в разводящую сеть г. Мурманска, увеличенный до 35 градусов и показатель мутности, увеличенный до 2 мг/л, о чем свидетельствует письмо Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 03.02.2011 г. Комиссионным техническим обследованием внутридомовых сетей водоснабжения в доме ***, ул. ***, в г. Мурманске в апреле 2012 года по результатам протоколов лабораторных испытаний проб воды на вводе в дом и распределительной сети № 182/11,183/11 от 11.04.2012 года качество холодной воды в пределах требований СанПин 2.4.1074-01. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд РЕШИЛ: Щепеткиной О.Ю. в удовлетворении иска к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» о защите прав потребителей отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Л.Г. Пасечная. Решение вступило в законную силу 17.05.2012.