Дело №2-791/12 г. Решение Именем Российской Федерации 12 апреля 2012 года Ленинский районный суд г. Мурманска В составе: председательствующего судьи: Л.Г. Пасечной, при секретаре: А.В. Ивановой, с участием истца: А.А. Багрова, с участием представителя ответчика: Т.А.Квашниковой, с участием специалиста: М.В.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Багрова А.А. к Закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» об обязании произвести отключение от общего домового электросчетчика, понуждении к выполнению перерасчета и возврата излишне уплаченных денежных сумм, Установил: Багров А.А. обратился в суд с иском к ЗАО «Севжилсервис» об обязании произвести отключение от общего домового электросчетчика, понуждении к выполнению перерасчета и возврата излишне уплаченных денежных сумм. В обосновании заявленных требований истец пояснил, что он является сособственником квартиры ***, в доме ***, ул. ***, в г. Мурманске. Управляющей организацией является ЗАО «Севжилсервис». При заключении договора управления многоквартирным домом размер месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения был установлен 16 рублей 47 копеек с 1 квадратного метра. Управляющая компания дважды поднимала тариф за содержание и ремонт жилого помещения: с июня 2009 года до 18 рублей 91 копейки с одного квадратного метра, с июня 2011 года до 21 рубля 75 копеек. Такие действия истец считает незаконными, так как тариф повышался в одностороннем порядке, без проведения общего собрания собственников жилья. Истец просит обязать управляющую организацию ЗАО «Севжилсервис» выполнить перерасчет и возвратить ему излишне уплаченные денежные средства в сумме *** рублей, с июня 2009 года по январь 2012 года. Кроме того истец пояснил, что к общедомовому счетчику подключены три торговых павильона и потребляемая ими электроэнергия идет на общедомовой счетчик, подключение проведено без согласия собственников жилья. Истец просил обязать Управляющую организацию ЗАО «Севжилсервис» производить расчеты и выставлять счета по фактическому потреблению электроэнергии жильцами дома, произвести перерасчет оплаты за электроэнергию с момента установки общего электросчетчика, с марта 2009 года, обязать Управляющую организацию произвести отключение от общего домового электросчетчика небытовых потребителей электроэнергии, подключенных к многоквартирному дому № *** по ул. ***. В судебном заседании истец уточнил заявленные в этой части требования и просит суд обязать Управляющую организацию произвести перерасчет за общую электроэнергию сверх выставленных счетов и произвести отключение от общего домового электросчетчика небытовых потребителей электроэнергии подключенных к дому № ***, ул. ***, г. Мурманск. Представитель ответчика Квашникова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что Управляющая организация дважды повышала тарифы на содержание и ремонт дома: в июне 2009 года и в июне 2011 года. Полагает, что Управляющая организация вправе сделать это в соответствии с п.4.4. Договора Управления многоквартирным домом, считает, что в случае возникновения обстоятельств независящих от управляющей организации, в частности повышения цены на предоставляемые услуги подрядными организациями, она вправе изменить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в порядке, предусмотренном договором управления - без принятия решения общим собранием собственников жилых помещений данного многоквартирного дома. Кроме того, было вывешано обращение к собственникам дома № *** по ул. ***, в котором предлагалось инициировать общее собрание для принятия соответствующего решения по изменению перечней работ и услуг, указанных в Приложении № 2 и № 3 договора управления. Собрание проведено не было. Идет рост тарифов, а потому необходимо повышение размера платы за содержание и ремонт дома. Возражает против проведения перерасчета оплаты, ссылаясь на то, что перерасчет возможен только при оказании некачественной услуги. Суд, выслушав стороны, специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Право граждан на жилище закреплено в статье 7 Конституции Российской Федерации. Частью 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) установлено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Судом установлено, что собственники помещений многоквартирного дома *** по ул. ***, в г. Мурманске по инициативе Администрации Ленинского округа города Мурманска, в соответствии с п.п. 4 п. 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали один из способов управления многоквартирным домом, который предусмотрен п. 2. ст. 161 ЖК РФ - управляющая организация ОАО «Севжилсервис» и утвердили договор управления (далее Договор управления), который в соответствии с его п. 3.1.1. вступил в силу с 01 июня 2008 года. Согласно материалам дела, внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Севжилсервис» от 10.11.2010 принято решение об изменении типа акционерного общества с «открытого» на «закрытое». Данные изменения прошли установленную государственную регистрацию в ИФНС России по г. Мурманску, о чем 09.12.2010 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.При преобразовании акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа не происходит реорганизация юридического лица. Таким образом, все обстоятельства, в том числе и договорные, остаются в неизменном виде. В силу ч.1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Пунктами 1, 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу ч.1 ст.156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Согласно п.4.2. Договора от 01 июня 2008 года размер месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (включающий плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за управление) на момент заключения Договора определен исходя из утвержденной Общим собранием собственников помещений Многоквартирного дома платы в размере 16 рублей 47 копеек за 1 кв.м. общей площади помещения, принадлежащего Собственнику. Установлено, что именно тариф 16 рублей 47 копеек взимался с жильцов дома *** по ул. *** за ремонт и содержание жилых помещений до июня 2009 года. Согласно квитанций, представленных истцом, с июня 2009 года до июня 2011 года за ремонт и содержание дома стал начисляться тариф 18 рублей 91 копейка за один квадратный метр, с 01 июня 2011 года - 21 рубль 75 копеек. Это обстоятельство подтверждается квитанциями по единому платежному документу и не оспаривается представителем ответчика. Представитель ответчика пояснил, что увеличение тарифа было принято Управляющей компанией в одностороннем порядке, общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не проводилось. Действия Управляющей компании в этой части противоречат требованиям Закона, в частности, ст. 156 ЖК РФ, являются незаконными, ущемляющими права собственника Багрова А.А., проживающего в квартире ***, дом ***, ул. ***, г. Мурманск. Обоснованными суд считает требования истца о перерасчете платы за ремонт и содержание многоквартирного дома. С июня 2009 года дважды производилось увеличение тарифа за содержание и ремонт дома, с 16 рублей 47 копеек до 18 рублей 91 копейки и до 21 рубля 75 копеек за квадратный метр. Следовало производить начисление по тарифу 16 рублей 47 копеек за квадратный метр. Установлено, что истец производил оплату по тарифам, устанавливаемым Управляющей организацией. Не соглашаясь с требованиями, заявленными Багровым А.А. в части перерасчета оплаты, представитель ответчика ссылается на то обстоятельство, что перерасчет возможен только при оказании услуги ненадлежащего качества. Вместе с тем, частью 4 ст. 3 ЖК РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены жилищным кодексом, другими федеральными законами. Порядок установления платы по графе «содержание и ремонт» Управляющей организацией был нарушен, Багров А.А. понес излишние выплаты, которые должны быть ему компенсированы ответчиком. За период с июня 2009 года по январь 2012 года Багров А.А. излишне выплатил Управляющей организации денежные средства в сумме *** рублей. Представленный истцом расчет на сумму *** рублей был направлен ответчику. Ответчик сумму расчета не оспорил. При таких обстоятельствах требования истца о перерасчете и выплате излишне уплаченных средств за ремонт и содержание дома с июня 2009 года по январь 2012 года в сумме *** рублей подлежат удовлетворению. Требования истца о перерасчете за общедомовую электроэнергию сверх выставленных счетов и отключении от общего домового электросчетчика небытовых потребителей электроэнергии, подключенных к многоквартирному дому № *** по ул. ***, г. Мурманск удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Настаивая на удовлетворении заявленных требований в этой части, истец ссылается на то обстоятельство, что на общедомовой счетчик должны учитываться электроприборы чердачного и подвального помещений, подъездов. Большие суммы по оплате электроэнергии выставляются Управляющей организацией в связи с тем, что к общедомовому прибору по учету электроэнергии подключены три торговых павильона. Доводы истца в этой части суд считает несостоятельными. По сообщению Общества с ограниченной ответственностью «***» (далее ООО ***) по адресу г. Мурманск, ул. ***, дом *** под общедомовой прибор учета (ОДПУ) №*** подключены: индивидуальный предприниматель Г.Я.М. к. договор энергоснабжения № *** от 07.12.2010 года, счетчик № *** (торговый павильон); индивидуальный предприниматель Я.К.А., договор энергоснабжения ***, от 01.05.2008 года, счетчик № *** (торговый павильон). Индивидуальный предприниматель М.Э.М.о. договор энергоснабжения № ***, от 07.11.2011 года, счетчик № *** (тонар), согласно расчетной схеме подключен до общедомового прибора учета. Учет электроэнергии по небытовым потребителям осуществляется по расчетным приборам: Г.Я.М. к. РПУ тип ***; Я.К.А. РПУ тип ***; М.Э.М. о. РПУ тип ***. В адрес потребителя ежемесячно согласно договора энергоснабжения направляется счет фактура за потребленную электроэнергию. В судебном заседании в качестве специалиста был выслушан ответственный за электрохозяйство ЗАО «Севжилсервис» К.М.В., который пояснил, что Г.Я.М., Я.К.А., М.Э.М. имеют договора энергоснабжения с ООО «***», а не с ЗАО «Севжилсервис». Все они ведут учет расхода потребляемой электроэнергии. Расход по небытовым потребителям исключается из общего показателя о начисленной электроэнергии по общедомовому прибору учета электроэнергии и не распределяется на собственников многоквартирного дома. При ежемесячном начислении жильцам платы за потребляемую электроэнергию, показания электроэнергии, снимаемые с электросчетчиков Я.К.А., Г.Я.М.к., М.Э.М.о. вычитаются из показаний общедомового прибора учета. Кроме того специалист пояснил, что собственники жилых помещений и наниматели, проживающие в многоквартирном доме обязаны ежемесячно сообщать о потребленной электроэнергии (показатели счетчика), что многие не делают. Им были проверены счетчики в квартирах дома № ***, ул. ***, г. Мурманск. Проверка показала, что примерно 60 % приборов не соответствуют техническим требованиям, не соответствует класс точности, многие счетчики не опломбированы, есть приборы в нерабочем состоянии. В силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за коммунальную услугу «Электроснабжение» при оборудовании многоквартирного дома общедомовым и индивидуальным приборами учета определяется в соответствии с формулой № 9 п.п. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 (далее - Правила): , где: - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час); - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час); - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час). Согласно Правилам собственники помещений многоквартирного дома вносят плату за приобретенные объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников. Общий объем электрической энергии, определенный исходя из показаний общедомовых приборов учета, распределяется между собственниками и нанимателями в установленном Правилами порядке, а при наличии в помещениях многоквартирного дома индивидуальных приборов учета - пропорционально их показаниям. Одним из показателей начисления платы за электроэнергию, потребляемую в многоквартирных домах гражданами, является коэффициент распределения, который показывает отношение расхода электроэнергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета, к суммарному расходу электроэнергии в жилых помещениях многоквартирного дома. В соответствии с Письмом Министерства Регионального развития Российской федерации от 18.06.2007 г. №11356-ЮТ/07 количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «Электроснабжение». Следовательно, электроэнергия на общедомовые нужды, как и потребление электроэнергии на личные нужды является единой коммунальной услугой энергоснабжения. С учетом изложенного суд считает, что истец обязан оплачивать в составе платы за коммунальную услугу «Энергоснабжение» электрическую энергию использованную на содержание общего имущества многоквартирного дома, куда входят: работа электрического оборудования, освещение мест общего пользования, потери в электрической сети. Каких либо нарушений в начислении платы за коммунальную услугу «Энергоснабжение» в отношении истца не установлено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о перерасчете платы за коммунальную услугу «Энергоснабжение» и отключении от общего домового электросчетчика небытовых потребителей электроэнергии, подключенных к многоквартирному дому № ***, ул. ***, г. Мурманск не имеется. В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Багрова А.А. к ЗАО «Севжилсервис» удовлетворить частично. Обязать Закрытое акционерное общество «Севжилсервис» произвести перерасчет проживающему в квартире ***, дома ***, по улице ***, в г.Мурманске Багрову А.А. по тарифу на содержание и ремонт многоквартирного дома с учетом ранее установленного тарифа 16 рублей 47 копеек с 1 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, за период с июня 2009 года по январь 2012 года, возвратить Багрову А.А. разницу оплаты в размере *** рублей. Взыскать с Закрытого акционерного общества «Севжилсервис» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме *** рублей. Багрову А.А. в удовлетворении требований в остальной части отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в месячный срок. Судья Л.Г.Пасечная. Решение ступило в законную силу 27.06.2012.