Дело № 2-2064/12 Решение в окончательной форме изготовлено 11 июля 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 июля 2012 года город Мурманск Ленинский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Кигана С.В., при секретаре Столповицкой А.А., с участием помощника прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Бойцова М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Затея» об устранении нарушений законодательства об охране труда, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Затея» (далее ТСЖ «Затея», товарищество) об устранении нарушений законодательства об охране труда. В обоснование требований указал, что при проведении проверки соблюдения требований федерального законодательства в деятельности ТСЖ «Затея» выявлены нарушения требований законодательства о труде, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. В ходе проверки установлено, что в штате ТСЖ «Затея» значится три должности. Аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась. По мнению прокурора, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком до настоящего времени не обеспечено право работников на безопасные условия труда, а также право на получение информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, в связи с чем просит обязать ТСЖ «Затея» в срок до 01 апреля 2013 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. В судебном заседании помощник прокурора Ленинского округа города Мурманска Бойцов М.С. настаивал на заявленных требованиях, поддержал доводы и основания, изложенные в исковом заявлении. В судебное заседание представитель ответчика ТСЖ «Затея» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие. По существу возражений указал, что 19 июня 2012 года ТСЖ «Затея» обратилось в аттестующую организацию, с которой 03 июля 2012 года заключен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, срок окончания работ - май 2013 года. Полагал, что предусмотренная трудовым законодательством обязанность по аттестации рабочих мест ответчиком исполнена добровольно, до обращения истца в суд, в связи с чем отсутствуют основания для понуждения ответчика к действиям, которые на момент обращения в суд с иском уже совершены. Просил учесть длительность срока проведения аттестации и дату окончания работ, предусмотренных договором. Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Судом установлено, что ТСЖ «Затея» является юридическим лицом, состоит на учете в ИНФС России по г. Мурманску с 11 ноября 2009 года, и действует на основании Устава, утвержденного общим решением собственников жилых помещений многоквартирного дома *** по ул. *** в г. Мурманске, протокол от 15 октября 2009 года. Как следует из сообщения ТСЖ «Затея», представленного ответчиком в прокуратуру Ленинского административного округа г. Мурманска, в структуре общества имеются три штатных единицы по должностям руководителя, бухгалтера и рабочего. Таким образом, в ТСЖ «Затея» имеется 3 рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок). Пунктом 1 указанного Порядка предусмотрено, что он устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В силу пункта 2 Порядка аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Согласно пункту 3 Порядка результаты аттестации используются в целях: - установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; - информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; - контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; - оценки профессионального риска; - обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; - подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; - подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; - расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; - рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; - санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; - обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников. В соответствии с пунктом 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Пунктами 6 и 8 Порядка предусмотрено, что обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Между тем, как следует из представленных ответчиком документов, 03 июля 2012 года между ТСЖ «Затея» и Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования «***» заключен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и разработку нормативно-технической документации по охране труда, согласно которому начало работ определено после перечисления заказчиком аванса на расчетный счет исполнителя в размере 30% от стоимости договора. Прилагаемым к договору графиком проведения аттестации предусмотрены сроки проведения мероприятий - с августа 2012 года по май 2013 года. Таким образом, из материалов дела следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда в ТСЖ «Затея» до настоящего времени не проведена, что представителем ответчика не опровергнуто. Действия ответчика, направленные на организацию проведения аттестации не свидетельствуют о ее проведении в соответствии с требованиями Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик, будучи работодателем, ненадлежащим образом исполнял возложенные на него законом обязанности, не обеспечив проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в установленные сроки, не обеспечил право работников ТСЖ «Затея» на безопасные условия труда, а также право на получение информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспорены, доказательств обратного не представлено. Довод представителя ответчика об отсутствии у него до 2012 года помещений, пригодных для организации рабочих мест, допустимыми и достоверными доказательствами не подтвержден, при этом отсутствие указанных помещений не является основанием для несоблюдения ответчиком требований действующего законодательства в области охраны труда. Таким образом, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности провести аттестацию рабочих мест являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание необходимость выполнения ряда мероприятий, предусмотренных Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в целях реального исполнения судебного акта, суд считает указанный истцом срок выполнения мероприятий - до 01 апреля 2013 года разумным и достаточным. Приведенный в возражениях на исковое заявление довод представителя ответчика о необходимости учитывать дату окончания работ, определенных договором, судом не принимается, поскольку пунктом 8.1 договора на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и разработку нормативно-технической документации по охране труда предусмотрено, что работы по настоящему договору могут быть выполнены досрочно. В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, исходя из требований статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации - в размере *** рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Затея» об устранении нарушений законодательства об охране труда - удовлетворить. Обязать Товарищество собственников жилья «Затея» в срок до 01 апреля 2013 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Взыскать с Товарищества собственников жилья «Затея» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме *** рублей. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме. Судья подпись С.В. Киган Решение вступило в законную силу 14.08.2012