2-2128-2012 об устранении нарушений законодательства об охране труда



Дело № 2-2128/12

Решение в окончательной форме изготовлено 23 июля 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2012 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Кигана С.В.,

при секретаре Столповицкой А.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского административного округа города Мурманска

Бойцова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Астек» об устранении нарушений законодательства об охране труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Астек» (далее ООО «Астек», общество) об устранении нарушений законодательства об охране труда. В обоснование требований указал, что при проведении проверки соблюдения требований федерального законодательства в деятельности ООО «Астек» выявлены нарушения требований законодательства о труде, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. В ходе проверки установлено, что ООО «Астек» осуществляет деятельность по *** в магазине «***», расположенном по адресу: ***. Аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась. По мнению прокурора, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком до настоящего времени не обеспечено право работников на безопасные условия труда, а также право на получение информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, в связи с чем просит обязать ООО «Астек» в срок до 01 апреля 2013 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского округа города Мурманска Бойцов М.С. настаивал на заявленных требованиях, поддержал доводы и основания, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил информацию о проведении работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражений не представил.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Судом установлено, что ООО «Астек» является юридическим лицом, состоит на учете в ИНФС России по г. Мурманску с 12 марта 2001 года, и действует на основании Устава, утвержденного решением единственного участника от 19 декабря 2009 года.

Согласно договору *** от 23 мая 2005 года ООО «Астек» арендует у ММУП «***» помещение, расположенное по адресу: ***, для использования в качестве ***.

Как следует из информации ООО «Астек», представленной в прокуратуру Ленинского административного округа г. Мурманска, в структуре общества имеются должности: директора, грузчика, четырех продавцов.

Таким образом, в ООО «Астек» имеется 6 рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок).

Пунктом 1 указанного Порядка предусмотрено, что он устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу пункта 2 Порядка аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно пункту 3 Порядка результаты аттестации используются в целях:

- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

- оценки профессионального риска;

- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

- подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

- подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

- рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

- санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.

В соответствии с пунктом 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Пунктами 6 и 8 Порядка предусмотрено, что обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Между тем, из сообщения директора ООО «Астек» от 25 июня 2012 года в прокуратуру округа следует, что в общество обратилось в «***» по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, ранее ООО «Астек» аттестацию рабочих мест не производило. Ответчиком представлены: заявка на проведение аттестации рабочих мест, договор на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда № *** от 06 июля 2012 года, приказ № 7 от 06 июля 2012 года «О создании аттестационной комиссии», перечень документации для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что ответчиком проведена определенная работа в целях организации проведения аттестации рабочих мест, однако до настоящего времени аттестация не проведена. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик, будучи работодателем, ненадлежащим образом исполнял возложенные на него законом обязанности, не обеспечив своевременное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в установленные сроки, не обеспечил право работников ООО «Астек» на безопасные условия труда, а также право на получение информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Таким образом, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности провести аттестацию рабочих мест являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В договоре № *** от 06 июля 2012 года срок сдачи услуг по аттестации рабочих мест определен 30 ноября 2012 года, в связи с чем у суда имеются основания полагать, что до 01 апреля 2013 года решение суда будет исполнено, поэтому суд считает указанный истцом срок выполнения мероприятий – до 01 апреля 2013 года разумным и достаточным.

В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, исходя из требований статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации - в размере *** рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Астек» об устранении нарушений законодательства об охране труда - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Астек» в срок до 01 апреля 2013 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Астек» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Киган

Решение вступило в законную силу 24.08.2012