Дело № 2-1880/12 Решение в окончательной форме изготовлено 10 августа 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 августа 2012 года город Мурманск Ленинский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Кигана С.В., при секретаре Столповицкой А.А., с участием: помощника Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Глебова С.В., представителя ответчика Копосова С.В., представителя третьего лица Богаевского А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Мурманский морской торговый порт» об устранении нарушений природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Мурманский морской торговый порт» (далее ОАО «ММТП», Общество) об устранении нарушений природоохранного законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что природоохранной прокуратурой Мурманской области проведена проверка исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов ОАО «Мурманский морской торговый порт». В ходе проверки установлено, что ОАО «ММТП» имеет в своем составе структурное подразделение - туристическую базу «***», которая расположена в водоохраной зоне реки Тулома. При осуществлении рекреационной деятельности на туристической базе Общество эксплуатирует водозаборное сооружение (насосную станцию) для обеспечения водоснабжения базы для хозяйственных целей. Водозабор осуществляется из реки Тулома, относящейся к рыбохозяйственным водным объектам высшей категории. Ссылаясь на требования статьей 39, 61 Водного кодекса РФ, а также нормы Федеральных законов «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об охране окружающей среды», «О животном мире», указывает, что в нарушение действующего законодательства Общество осуществляет забор водных ресурсов из водного объекта - реки Тулома, в отсутствие согласованного с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства места забора водных ресурсов, типа рыбозащитного устройства, возможного объема забора воды и иных мер, направленных не предотвращение гибели водных и околоводных животных, что может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Ссылаясь на статью 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, указывает, что обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение экологической безопасности, а также защиты основ государственной политики, исходя из которой ценность сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом, гарантировалось соблюдение и защита экологических прав граждан. Просит обязать Открытое акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» в срок до 30 августа 2012 года установить на водозаборном сооружении, расположенном на реке Тулома, рыбозащитное устройство по согласованию с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству для предохранения рыбы от попадания в водозаборное сооружение. В судебном заседании помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора - Глебов С.В. уточнил исковые требования, просил обязать ответчика в срок до 30 декабря 2012 года установить на водозаборном сооружении, расположенном на реке Тулома, рыбозащитное устройство по согласованию с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству для предохранения рыбы от попадания в водозаборное сооружение. В обоснование требований привел доводы, аналогичные описательной части решения. Представитель ответчика ОАО «Мурманский морской торговый порт» - Копосов С.В. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск. Не оспаривая факта осуществления водозабора, указал, что на водозаборном сооружении имеется рыбозащитное устройство, состоящее из рыбозащитных сеток размером ячеи 3 см и 2 см, что подтверждается паспортном водозаборной насосной станции. Не оспаривал тот факт, что имеющееся рыбозащитное устройство установлено без согласования с территориальным органом Росрыболовства, при этом полагал, что осуществление мероприятий по оформлению такого согласования не имеет экономической целесообразности, поскольку 01 июня 2012 года ОАО «Мурманский морской торговый порт» заключен договор подряда по бурению разведочно-эксплуатационной скважины для целей организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения объектов туристической базы «***». После введения в эксплуатацию скважины, Общество прекратит осуществлять водозабор из водного объекта, а водозаборная насосная станция будет демонтирована. Кроме того, полагал, что у межрайонного природоохранного прокурора не имеется полномочий на обращение с данными требованиями в суд, поскольку в данном случае органы прокуратуры вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность Общества. Представитель третьего лица Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, пояснил, что согласно СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходный шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения» установленные на водозаборной станции сетки с ячеёй 20-30 мм не являются рыбозащитным сооружением, что указывает на отсутствие на водозаборе рыбозащитного устройства. Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему. Пунктом 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что использование водных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Пользование водными объектами (водопользование) следует рассматривать как юридически обусловленную деятельность граждан и юридических лиц, в ходе которой водный объект используется с забором воды либо без него. В силу статьи 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности. Статьей 61 Водного кодекса РФ установлено, что водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, в том числе для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ). Пунктом 1 статьи 34 и пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Пунктом 12 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР» (№1045 от 15.09.1958 с им. и доп.) установлено, что забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и для орошения может производиться только при условии установки по согласованию с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения. Пунктом 18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи от 13.08.1995 №997 предусмотрено, что при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 №569 утверждены Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с которыми Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения технологических процессов на территории двух и более субъектов Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях. Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 3 указанных Правил юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - заявитель), представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - заявка). В соответствии с вышеперечисленными требованиями законодательства, ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания должно осуществляться только при наличии согласования принимаемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. В судебном заседании установлено, что Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой 30 мая 2012 года проведена проверка исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов ОАО «Мурманский морской торговый порт». В ходе проверки установлено, что на балансе Общества находится туристическая база «***», которая расположена в водоохраной зоне реки Тулома. При осуществлении рекреационной деятельности на туристической базе Общество эксплуатирует водозаборное сооружение (насосную станцию) для обеспечения водоснабжения базы для хозяйственных целей. Водозабор осуществляет из водного объекта - реки Тулома, относящегося к рыбохозяйственным водным объектам высшей категории. При этом Общество осуществляет забор водных ресурсов из водного объекта - реки Тулома, в отсутствие согласованного с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства места забора водных ресурсов, типа рыбозащитного устройства, возможного объема забора воды и иных мер, направленных не предотвращение гибели водных и околоводных животных, что может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Данное обстоятельство подтверждено Актом проверки соблюдения требований законодательства. Кроме того, в ходе судебного разбирательства представителем ответчика не отрицался факт отсутствия согласованного с Баренцево-Беломорским территориальным управлением рыбозащитного устройства на водозаборном сооружении. Из договора аренды лесного участка № *** от 22.12.2008, заключенного между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области и ОАО «Мурманский морской торговый порт», усматривается, что арендодатель предоставил арендатору лесной участок площадью *** га в Мурманской области Кольский район, квартал № *** выдел № *** Мурмашинского участкового лесничества. Участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности. Договор заключен сроком на 20 лет с 22.12.2008 по 21.12.2028. Согласно имеющейся в материалах дела экспликации земель, согласованной с генеральным директором ОАО «Мурманский морской торговый порт», база отдыха «***» расположена в береговой полосе, водоохраной зоне *** Кольского района Мурманской области. Из пояснений представителя ответчика следует, что туристическая база «***» находится на балансе Общества, на территории базы установлена водозаборная насосная станция, которая осуществляет водозабор из реки Тулома для обеспечения базы отдыха водоснабжением. Паспорт на водозаборную насосную станцию оформлен в 2005 году. Водозаборная станция оборудована рыбозащитными сетками. Таким образом, материалами дела подтверждено, что ОАО «Мурманский морской торговый порт» осуществляет использование водного объекта, находящегося в федеральной собственности путем забора воды для производственных нужд. Вместе с тем доказательств, подтверждающих наличие согласованного с Баренцево-Беломорским территориальным управлением рыбозащитного устройства на водозаборном сооружении, ответчиком в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлено. Доводы представителя ответчика об экономической нецелесообразности осуществления мероприятий по оформлению согласования в связи с проведением мероприятий по бурению скважины для организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения туристической базы «***» не могут быть приняты во внимание, поскольку намерение пробурить скважину и демонтировать насосную станцию не может служить основанием для неисполнения водопользователем требований действующего законодательства в области природоохранного законодательства. Кроме того, из материалов дела видно, что Постановлением № 057-ВВ от 14.06.2012 должностное лицо ОАО «Мурманский морской торговый порт», ответственное за соблюдение природоохранного законодательства в деятельности Общества, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов). Из данного постановления следует, что в нарушение требований действующего законодательства Общество осуществляет эксплуатацию водозаборных сооружений с нарушением правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, правил охраны водных биологических ресурсов: мероприятия по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства не согласованы. Как следует из материалов дела и пояснений участников процесса, ОАО «ММТП» только 27.06.2012 обратилось в территориальный орган Росрыболовства за согласованием рыбозащитных сеток, установленных на водозаборной станции турбазы «***», однако такое согласование получено не было, поскольку установленные на водозаборной станции сетки с ячеёй 20-30 мм не являются рыбозащитным сооружением в соответствии с СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходный шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения», а для решения вопроса о необходимых мерах по предотвращению попадания рыб в водозаборное сооружение необходимо представить заключение рыбохозяйственной научно-исследовательской организации по ихтиологическим изысканиям в районе размещения водозабора турбазы «***» в соответствии с вышеуказанным СНиП. Таким образом, факт использования Обществом водозаборного сооружения без согласованного с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Росрыболовства рыбозащитного устройства на водозаборном сооружении нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований природоохранного прокурора о возложении на Общество обязанности по установке на водозаборном сооружении, расположенном на реке Тулома, рыбозащитного устройства по согласованию с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству для предохранения рыбы от попадания в водозаборное сооружение. В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание необходимость выполнения ряда мероприятий, предусмотренных законодательством, в целях реального исполнения судебного акта, суд считает указанный истцом срок выполнения мероприятий - до 30 декабря 2012 года разумным и достаточным. При этом суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что обратившись с данным иском, прокурор вышел за пределы предоставленных ему полномочий. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данное исковое заявление предъявлено природоохранным прокурором в интересах неопределенного круга лиц, для защиты правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, для защиты правовых основ государственной политики, конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Таким образом, направляя в суд исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в сфере охраны окружающей среды. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Мурманский морской торговый порт» об устранении нарушений природоохранного законодательства - удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» в срок до 30 декабря 2012 года установить на водозаборном сооружении, расположенном на реке Тулома, рыбозащитное устройство по согласованию с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству для предохранения рыбы от попадания в водозаборное сооружение. Взыскать с Открытого акционерного общества «Мурманский морской торговый порт» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме *** рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья подпись С.В Киган Решение вступило в законную силу 11.09.2012