Дело № 2-2092/12 Решение в окончательной форме изготовлено 02.09.2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 августа 2012 года Ленинский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Кигана С.В., при секретаре Столповицкой А.А., с участием истца Казариной Г.Я., представителя истца Белолипецкой А.П., представителя ответчика Цицаревой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казариной Г.Я. к Администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска, Комитету по жилищной политике администрации города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения, понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность, УСТАНОВИЛ: Казарина Г.Я. обратилась в суд с иском к Администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения, понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения - квартиры *** в доме *** по проспекту *** в городе Мурманске, указав в обоснование, что является нанимателем указанного жилого помещения на основании ордера №*** от 30 июля 1990 года. Полагая, что имеет право на приватизацию жилого помещения она (истец) обратилась в Управление Ленинского административного округа г. Мурманска и в Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска с заявлениями о приватизации спорной квартиры, в удовлетворении которых было отказано со ссылкой на то, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Полагала, что поскольку в данном случае не соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок отнесения спорного жилого помещения к числу служебных, занимаемое жилое помещение подлежит бесплатной передаче в собственность в порядке приватизации. Просила суд признать за ней право на приватизацию жилого помещения и обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска передать в ее собственность жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: ***, заключив с ней договор на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска. В судебном заседании истец Казарина Г.Я. и ее представитель Белолипецкая А.П., действующая на основании письменного заявления истца о допуске к участию в деле в качестве представителя, исковые требования поддержали и привели суду доводы, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно обратили внимание суда на то, что спорное жилое помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное. Ответчик - Комитет имущественных отношений города Мурманска о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом; представил письменный отзыв на иск, в котором разрешение спора оставил на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Ответчик - Администрация города Мурманска о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом; представил письменный отзыв на иск, в котором с исковыми требованиями не согласился, поскольку спорное жилое помещение является служебным, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представитель ответчика - Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование привела доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Суд, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Статьей 11 данного Закона обусловлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Из материалов дела следует, *** квартира жилой площадью *** кв. м. по адресу: ***, отнесена к категории служебных. В июле 1990 г. жилая площадь в указанной квартире была предоставлена *** Казариной Г.Я., в связи с работой в организации, на основании служебного ордера № *** от 30.07.1990, на состав семьи, ***. 03 августа 1990 года Казарина Г.Я. и К.Ж.М. зарегистрированы по месту жительства в предоставленном жилом помещении; кроме того, в жилом помещении зарегистрированы члены семьи - *** Р.Д.Б. с 29.04.1995 (снят с регистрационного учета 30.01.1998), *** К.М.Г. - с 01.10.1999 (снят с регистрационного учета 01.04.2000), *** К.В.П. - с 23.09.2008 (снят с регистрационного учета 23.03.2010). К.Ж.М. снята с регистрационного учета 17.08.2004. Истец Казарина Г.Я. до настоящего времени зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении, что подтверждается справкой формы № 9, выданной ГОБУ МФЦ МО от 04.06.2012, пояснениями Казариной Г.Я. в судебном заседании. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Мурманска от 20.08.2012 года, квартира № ***, в доме № ***, по проспекту *** в городе Мурманске, жилой площадью *** кв.м, общей площадью *** кв. м, внесена в реестр муниципальной собственности города Мурманска. В силу ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. В соответствии с пунктом 2 «Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. В настоящее время указанные требования содержатся в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно ст. 2 которого, государственная регистрация прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ст. 4 названного Закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона. По сообщению ГУПТИ Мурманской области на государственный технический учет жилое помещение в качестве служебного было поставлено на основании письма Администрации города Мурманска № *** от 22 августа 2008 года. Между тем, указанное обстоятельство не является доказательством соблюдения порядка учета, поскольку с июля 1998 года регистрация права собственности производится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органом государственной регистрации недвижимости. То обстоятельство, что 22 августа 2008 года Администрация города Мурманска направила в адрес ГУПТИ Мурманской области реестр с указанием на то, что квартира по адресу: ***, отнесена к служебному жилищному фонду, свидетельствует лишь о том, что Администрацией города Мурманска был соблюден порядок уведомления о включении жилого помещения в состав служебной жилой площади согласно Постановлению № 314 от 05 мая 1992 года. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определены основные положения по разграничению государственной собственности и было установлено, что отдельные виды объектов государственной собственности, передавались в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. В частности, пунктом 2 указанного Постановления и приложением № 3 к нему к муниципальной собственности отнесены все объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, за исключением объектов федеральной собственности, указанных в приложениях 1 и 2, в том числе и жилой фонд. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления были вправе самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года. Выпиской из реестра муниципального имущества города Мурманска от 20 августа 2012 года подтверждается, что квартира № *** в доме № *** по проспекту *** в городе Мурманске внесена в реестр муниципальной собственности города Мурманска на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Представленные Комитетом имущественных отношений города Мурманска документы свидетельствуют о том, что решением Малого Совета Мурманского горсовета от 26 июня 1992 года № *** жилое помещение было включено в перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность города Мурманска, утвержденный решением Малого Совета Мурманского областного Совета народных депутатов № *** от 05 октября 1992 года, постановлением администрации города Мурманска № *** от 17 февраля 1999 года внесено в перечень жилищного и нежилого фондов, находящихся в муниципальной собственности, решением Мурманского городского Совета от 26 мая 2005 года учтено в реестре муниципальной собственности города Мурманска. Из сообщения Управления Росреестра по Мурманской области от 10.08.2012 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на квартиру № ***, дома ***, по проспекту *** в городе Мурманске. Следовательно, в указанную организацию не поступало какое-либо уведомление о включении квартиры по адресу: ***, в состав специализированного жилищного фонда Таким образом, суду не представлено доказательств того, что после присвоения статуса специализированного жилого помещения, а также после передачи в муниципальную собственность спорное жилое помещение в установленном законом порядке было включено в состав служебной жилой площади. В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления Казариной Г.Я. на состав семьи жилого помещения, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилые помещения включались в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. Согласно ст. 102 ЖК РСФСР, перечень категорий работников, которым могли быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливался законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. В соответствии со ст. 107 ЖК РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, подлежали выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Вместе с тем, статьей 108 ЖК РСФСР, предусматривались исключения, согласно которым, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могли быть выселены, в том числе, одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Указанным гражданам надлежало предоставлять жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 97 настоящего Кодекса. Из записей в трудовой книжке Казариной Г.Я., следует, что Казарина Г.Я. работала в *** с 19.12.1989 по 11.10.1991 и была уволена по переводу ***, откуда 09.10.1992 уволена по собственному желанию по уходу за ребенком до 14 лет, то есть, прекратила трудовые отношения с учреждением, в связи с работой в котором ей было предоставлено служебное жилье. Как следует из материалов дела, в 1993 году Муниципальное производственно-коммерческое предприятие «***» обратилось в суд с иском к Казариной Г.Я., К.М.Г. о выселении из служебного жилого помещения. Решением Ленинского районного суда г. Мурманска от 22 апреля 1993 года в иске отказано по тем основаниям, что Казарина Г.Я., как одинокое лицо, имеющее несовершеннолетнего ребенка, не подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Указанное решение вступило в законную силу. Более вопрос о выселении Казариной Г.Я. из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами не рассматривался. В настоящее время истец не может быть выселена из занимаемого ею жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. По сообщению Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска Казарина Г.Я., состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с 21 января 1998 года, номер очереди - ***. Согласно части 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение утратило статус служебного, и потому в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» оно подлежит передаче в собственность истца в порядке приватизации. Материалами дела подтверждено, что Казарина Г.Я. ранее не использовала свое право на приватизацию жилых помещений, следовательно, истец имеет право на приватизацию жилого помещения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Казариной Г.Я. - удовлетворить. Признать за Казариной Г.Я. право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: ***. Обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска передать в собственность Казариной Г.Я. жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: ***, заключив с ней договор на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан. Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья подпись С.В. Киган Решение вступило в законную силу 03.10.2012