2-2238-2012 о понуждении к совершению определенных действий



Решение в окончательной форме изготовлено 04.09.2012

Дело № 2-2238/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2012 года                                                                           город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.

при секретаре Сокол С.А.,

с участием помощника прокурора Бардинова Г.А.,

представителя ответчика Мареха Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Севжилсервис» о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ленинского округа г. Мурманска проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ЗАО «Севжилсервис», по результатам которой установлено, что в районе дома *** по улице *** в городе Мурманске имеется контейнерная площадка, предназначенная для сбора мусора. На контейнерной площадке установлено 4 мусорных контейнеров, 3 из которых установлены на бетонированной площадке, 1 мусорный контейнер установлен за пределами контейнерной площадки непосредственно на грунте, контейнерная площадка не имеет ограждения, препятствующего разносу мусора за ее пределы, место для сброса крупногабаритного мусора не сформировано. Таким образом, ЗАО «Севжилсервис» не соблюдаются требования ФЗ «Об охране окружающей среды», требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 и требования Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 03 октября 2007 года № 40-488. В соответствии с договором управления, заключенным между собственниками многоквартирного дома и управляющей организацией - ОАО «Севжилсервис», впоследствии переименованное на ЗАО «Севжилсервис», ответчик принял на себя обязательства по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками нежилых помещений; обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме; в том числе по вывозу бытовых отходов и крупногабаритного мусора, уборке контейнерных площадок и пр. Полагает, что бездействие ответчика ведет к загрязнению окружающей среды и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в статье 42 Конституции Российской Федерации, которое обеспечивается в первую очередь неукоснительным выполнением требований природоохранного законодательства. Просит суд обязать ЗАО «Севжилсервис» в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, в срок до 01 октября 2012 года оборудовать контейнерную площадку, расположенную у дома № *** по улице *** в городе Мурманске, специальным ограждением, препятствующим разносу мусора за пределы площадки; выбрать участок под специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора вблизи контейнерной площадки, расположенной у дома № *** по улице *** в городе Мурманске, обозначить границы данного участка ограждением с вывеской таблички с соответствующей надписью.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска Бардинов Г.А. на требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивал.

Представитель ответчика - ЗАО «Севжилсервис» Мареха Д.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что акт проверки не позволяет установить принадлежность контейнерной площадки к многоквартирному дому № *** улице *** в г. Мурманске, при этом граница земельного участка многоквартирного дома не определена. Договором управления многоквартирного дома предусмотрена обязанность ЗАО «Севжилсервис» только обеспечивать вывоз бытового мусора, периодичность вывоза соблюдается. Обязанность оборудовать контейнерную площадку и содержать ее в надлежащем состоянии у ответчика отсутствует, поскольку не предусмотрено договором управления многоквартирного дома. Обращено внимание суда на то, что поскольку контейнеры и контейнерная площадка не включены в состав общего имущества многоквартирного дома, обязанность содержать их в надлежащем состоянии у ЗАО «Севжилсервис» также отсутствует.

Определением суда от 24 июля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагал иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Таким образом, исковое заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, но также и на защиту здоровья граждан и окружающей среды. Круг таких лиц точно определен быть не может, следовательно, прокурор Ленинского административного округа города Мурманска правомерно обратился с данным иском.

Судом установлено, что на основании заключенного с собственниками многоквартирного дома, расположенного в городе Мурманске по адресу: ***, договора управления многоквартирным домом от 01 июня 2008 года ОАО «Севжилсервис» (с 09.12.2010 - ЗАО «Севжилсервис»), как управляющая компания, приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, содержания общего имущества в многоквартирном доме; обеспечения предоставления коммунальных услуг собственником помещений.

Пунктом 1.1. указанного договора управления установлено, что условия договора определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, Правилами содержания общего имущества жилого дома, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, и иными нормативными правовыми актами, регулирующими жилищные отношения.

Согласно перечня работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющимся приложением к указанному договору, ЗАО «Севжилсервис» выполняет работы по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, содержанию придомовой территории.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 51 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 год утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее по тексту Правила), которыми установлены обязательные для исполнения требования по эксплуатации, ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.

В соответствии с пунктом 1.8 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание (уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями).

Как следует из содержания пункта 3.7.1 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Пункт 3.7.4. Правил предусматривает, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Согласно пункту 3.7.15. Правил, крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.

В соответствии с пунктом 1.2 Санитарных правил содержания территории населенных мест, утвержденных Министерством здравоохранения СССР от 05 августа 1988 года № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий), скапливающихся на территории населенного пункта.

В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пп. «д» пункта 11 которых установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В соответствии с пунктами 5.5, 5.7-5.10 Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 03 октября 2007 года № 40-488 эксплуатация контейнеров для сбора ТБО с переполнением и загрязнением прилегающей территории не допускается (для целей настоящего Положения под переполнением контейнеров для сбора ТБО понимается превышение отходами объема контейнера).

Периодичность вывоза ТБО с территорий жилищного фонда - ежедневно по согласованным (между организацией, обслуживающей жилищный фонд, и организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов) графикам, содержащим сведения о периодичности, времени движения мусоровозов и об объекте обезвреживания или размещения отходов, на который осуществляется вывоз отходов. Не допускается нахождение отходов на контейнерных площадках и прилегающих к ним территориях после отъезда мусоровоза или иного специализированного транспорта.

Площадки для размещения сборников отходов (контейнерные площадки) должны иметь усовершенствованное покрытие, быть удобными для подъезда специального автотранспорта, производства погрузочно-разгрузочных работ и должны соответствовать требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.

Предоставление в пользование и установку на контейнерные площадки контейнеров для населения и других природопользователей осуществляет организация, занимающаяся транспортировкой отходов.

Крупногабаритные отходы (упаковочные материалы, предметы домашнего обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель, металлические и деревянные конструкции, отходы от текущего ремонта жилых помещений) собираются на специальных площадках, расположенных, как правило, вблизи контейнерных площадок. Вывоз крупногабаритных отходов производится мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда или природопользователей, образовавших эти отходы, либо природопользователями самостоятельно с использованием собственного грузового транспорта.

Как следует из пунктов 2.2.,2.3. Устава, ЗАО «Сежилсервис» осуществляет следующие виды деятельности: управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, управление недвижимым имуществом, удаление и обработка сточных вод и твердых отходов, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, а также другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заключив с собственниками многоквартирного дома № *** по улице *** в городе Мурманске договор управления многоквартирным домом, ЗАО «Севжилсервис», как управляющая компания, приняла на себя обязательство обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками нежилых помещений; обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме; в том числе по вывозу бытовых отходов и крупногабаритного мусора, уборке контейнерных площадок и пр.

В ходе проведенной прокуратурой Ленинского административного округа города Мурманска проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ЗАО «Севжилсервис» установлено, что контейнерная площадка, расположенная у дома № *** по улице *** в городе Мурманске, предназначенная для сбора мусора, состоит из 4 мусорных контейнеров, установленных на бетонном основании, один из контейнеров установлен непосредственно на земле, контейнерная площадка не имеет ограждения, препятствующего разносу мусора за пределы площадки, место для сбора крупногабаритного мусора не сформировано.

Кроме того, в связи с поступившими от представителя ответчика возражениями, судом назначен и проведен осмотр дворовой и прилежащей территории к дому № *** по улице *** в городе Мурманске, в ходе которого подтвердились вышеуказанные обстоятельства, а именно: отсутствие у контейнерной площадки, расположенной у дома № *** по улице *** в городе Мурманске ограждения, препятствующего разносу мусора; выявлено складирование крупногабаритного мусора на земле в непосредственной близости от контейнерной площадки, в отсутствие сведений о том, что указанный участок выбран в качестве специальной площадки для сбора крупногабаритного мусора.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ЗАО «Севжилсервис» не соблюдены вышеуказанные требования ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск» утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 03 октября 2007 года № 40-488.

Доводы представителя ответчика, что у ЗАО «Севжилсервис» отсутствует договорная обязанность оборудовать контейнерную площадку и содержать ее в надлежащем состоянии, не принимаются судом во внимание, поскольку все работы, обязательные в силу установленных законом требований к содержанию придомовой территории, считаются предусмотренными в договоре независимо от того, упоминаются ли они в договоре и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания.

Также несостоятельны и иные возражения представителя ответчика, связанные с не определением границы земельного участка многоквартирного дома и не включением контейнеров и контейнерной площадки в состав общего имущества многоквартирного дома, поскольку в ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что указанные объекты находятся в 25-30 метров от дома № *** по улице *** в городе Мурманске, и предназначены для сбора бытового и крупногабаритного мусора жильцов именно указанного многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что определенный истцом срок исполнения решения суда - до 01 октября 2012 года, с учетом срока рассмотрения настоящего дела, а также вступления решения суда в законную силу, не является достаточным для устранения выявленных нарушений, в связи с чем устанавливает ЗАО «Севжилсервис» указанный срок - по 30 октября 2012 года.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче настоящего иска в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» о понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.

Обязать закрытое акционерное общество «Севжилсервис» в срок до 30 октября 2012 года в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170:

- оборудовать контейнерную площадку, расположенную у дома № *** по улице *** в городе Мурманске, специальным ограждением, препятствующим разносу мусора за пределы площадки;

- выбрать участок под специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора вблизи контейнерной площадки, расположенной у дома № *** по улице *** в городе Мурманске, обозначить границы данного участка ограждением с вывеской таблички с соответствующей надписью.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Севжилсервис» государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманска в размере *** рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                 подпись                                            А.Н. Камерзан

Решение вступило в законную силу 05.10.2012