Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2012 года Дело № 2-2430/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 августа 2012 года г. Мурманск Ленинский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Маренковой А.В., при секретаре Микитюк Е.Г., с участием помощника Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Глебова С.В., представителя ответчика Платоновой М.Н., представителей третьего лица Ермолаева А.П., Ракитенко К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к Открытому акционерному обществу «Центр судоремонта «Звездочка» об устранении нарушений природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (далее ОАО «ЦС «Звездочка») об устранении нарушений природоохранного законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере сохранения среды обитания водных биологических ресурсов в деятельности ОАО «ЦС «Звездочка», по результатам которой установлено, что Общество осуществляет деятельность по разработке и производству продукции, выполнению работ и услуг гражданского и военного назначения. На территории города Мурманска уставную деятельность осуществляет филиал ОАО «ЦС «Звездочка» - «35 судоремонтный завод» (далее - «35 СРЗ», расположенный в городе Мурманске по адресу: ***. Производственные площадки филиала «35 СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка» расположены в водоохраной, рыбоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря, относящегося к рыбохозяйственным водным объектам высшей категории, являющегося путем миграции ценных видов рыб к местам нереста. Проверка также показала, что в нарушение норм природоохранного законодательства филиалом «35 СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка» по месту осуществления деятельности в городе Мурманске по адресу: ***, допускается захламление и загрязнение водоохраной, рыбоохранной зоны Кольского залива Баренцева моря. При обследовании территории филиала Общества, где расположена открытая мазутная разгрузочная эстакада установлено, что эстакада оборудована дренажными сточными желобами, которые забиты мелким мусором и гудронизированными нефтепродуктами, что не позволяет дренажной системе функционировать по назначению: нефтепродукты стекают в дренажный желоб и накапливаются в нем, что допускает разлив нефтепродуктов за пределы бетонной площадки эстакады. Емкости нефтеловушек и приема атмосферных осадков также не функционируют. При обследовании производственной площадки, расположенной рядом со зданиями ООО «***», установлен факт ее захламления нефтепродуктами, отходами производства и потребления. Так, на площадке размещены деформированные металлические бочки, различного рода металлические изделия, потерявшие потребительские свойства, полиэтиленовые мешки, пластиковая тара, пищевые отходы. Также на песчаном грунте площадки выявлены следы нефтепродуктов площадью 16 кв.м. В связи с чем просит суд обязать Общество в срок до 01 сентября 2012 года очистить производственную площадку, расположенную рядом со зданиями ООО «***» от нефтепродуктов, отходов производства и потребления; очистить от отходов и восстановить работу дренажной системы мазутной разгрузочной эстакады. В судебном заседании помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Глебов С.В. поддержал заявленные прокурором требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, однако полагал, что указанный в исковом заявлении срок, в течение которого Общество должно устранить нарушения природоохранного законодательства, явно недостаточен для организации и проведения указанных работ, просил суд обязать ответчика устранить нарушения природоохранного законодательства в срок до 01 декабря 2012 года, в остальной части на иске настаивал. Представитель ответчика по доверенности Платонова М.Н. в судебном заседании с заявленными прокурором требованиями согласилась, однако полагала, что в срок до 01 декабря 2012 года Общество не сможет организовать требуемые для устранения нарушений природоохранного законодательства работы по причине отсутствия достаточного финансирования. Просила предоставить срок до 31 января 2012 года. Представители третьего лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (Отдела надзора на море (Архангельская область и НАО, Мурманская область) по доверенности Ермолаев А.П. и Ракитенко К.Ю. в судебном заседании поддержали заявленные прокурором требования в полном объеме. Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 ГПК РФ, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Таким образом, заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, но также и на защиту здоровья граждан и окружающей среды. Круг таких лиц точно определен быть не может, следовательно, Мурманский межрайонный природоохранный прокурор правомерно обратился с данным иском. Судом установлено, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере сохранения среды обитания водных биологических ресурсов в деятельности ОАО «ЦС «Звездочка», по результатам которой установлено, что Общество осуществляет деятельность по разработке и производству продукции, выполнению работ и услуг гражданского и военного назначения. На территории города Мурманска уставную деятельность осуществляет филиал ОАО «ЦС «Звездочка» - «35 судоремонтный завод» (далее - «35 СРЗ», расположенный в городе Мурманске по адресу: ***. Производственные площадки филиала «35 СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка» расположены в водоохраной, рыбоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря, относящегося к рыбохозяйственным водным объектам высшей категории, являющегося путем миграции ценных видов рыб к местам нереста. В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. В границах водоохранных зон запрещаются, в том числе, размещение мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Как предусмотрено частью 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствии с частью 1 статьи 39 указанного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (статья 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»). В силу статьи 50 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Такая деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пунктом 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 № 1045 (в редакции от 12.06.1987) запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов. Пунктом 3 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 997 от 13 августа 1996 (в редакции от 13.03.2008) запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания. В соответствии с пунктом 17 указанных Требований для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия вредных веществ и сырья, находящихся на производственной площадке, необходимо хранить материалы и сырье только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации. Вместе с тем, проведенной природоохранным прокурором проверкой установлено, что в нарушение норм природоохранного законодательства филиалом «35 СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка» по месту осуществления деятельности в городе Мурманске по адресу: ***, допускается захламление и загрязнение водоохраной, рыбоохранной зоны Кольского залива Баренцева моря. При обследовании территории филиала Общества, где расположена открытая мазутная разгрузочная эстакада установлено, что эстакада оборудована дренажными сточными желобами, которые забиты мелким мусором и гудронизированными нефтепродуктами, что не позволяет дренажной системе функционировать по назначению: нефтепродукты стекают в дренажный желоб и накапливаются в нем, что допускает разлив нефтепродуктов за пределы бетонной площадки эстакады. Емкости нефтеловушек и приема атмосферных осадков также не функционируют. При обследовании производственной площадки, расположенной рядом со зданиями ООО «***», установлен факт ее захламления нефтепродуктами, отходами производства и потребления. Так, на площадке размещены деформированные металлические бочки, различного рода металлические изделия, потерявшие потребительские свойства, полиэтиленовые мешки, пластиковая тара, пищевые отходы. Также на песчаном грунте площадки выявлены следы нефтепродуктов площадью 16 кв.м. Доказательств того, что Обществом приняты меры к устранению указанных нарушений, в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая то обстоятельство, что ответчиком в настоящее время предпринимаются меры к устранению нарушений природоохранного законодательства, а именно филиалом запрошены у юридического лица денежные средства на проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства, а также составлен перечень необходимых мероприятий, срок проведения которых запланирован до 31 декабря 2012 года, суд полагает необходимым установить Обществу срок для устранения выявленных и вышеуказанных нарушений природоохранного законодательства до 31 декабря 2012 года, полагая его разумным и достаточным. В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика взыскивается государственная пошлина. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к Открытому акционерному обществу «Центр судоремонта «Звездочка» об устранении нарушений природоохранного законодательства - удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» в срок до 31 декабря 2012 года: - очистить производственную площадку, расположенную рядом со зданиями ООО «***» от нефтепродуктов, отходов производства и потребления; - очистить от отходов и восстановить работу дренажной системы мазутной разгрузочной эстакады. Взыскать с Открытого акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка» государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере *** рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Судья подпись Маренкова А.В. Решение вступило в законную силу 25.09.2012