Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2012 года (день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения) Дело № 5-105/12 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении «01» июня 2012 года город Мурманск Судья Ленинского районного суда города Мурманска, находящегося по адресу: город Мурманск, ул. Халатина, дом 5, Хмель М.В. рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Мурманский областной перинатальный центр», ИНН ***, юридический адрес: ***, УСТАНОВИЛ: Должностным лицом Управления Росздравнадзора по Мурманской области, на основании обращения Л.О.Е., о ненадлежащем качестве оказания ей медицинской помощи и изданного для проверки данного факта приказа Управления от 10 апреля 2012 года № 202 с 12 апреля 2012 года по 10 мая 2012 года была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ГОБУЗ «Мурманский областной перинатальный центр». Установлено, что медицинскую услугу, а именно ультразвуковое исследование плода, а в дальнейшем ультразвуковое исследование почек, выполняли врачи акушеры-гинекологи, не имеющие специальной переподготовки по ультразвуковой диагностике. Так же выявлен факт ненадлежащегоконтроля качества медицинской помощи при осуществлении стационарной, специализированной медицинской деятельности по оказанию помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в ГОБУЗ «Мурманский областной перинатальный центр» по адресу места осуществления медицинской деятельности: ***. Факт нарушения лицензионных требований и условий медицинской деятельности отражен в акте проверки № 202 от 10 мая 2012 года. Согласно акту проверки № 202 от 10 мая 2012 года Управления Росздравнадзора по Мурманской области, стационарная, специализированная медицинская деятельность по оказанию помощи женщинам в период беременности, во время и после родов: по акушерству и гинекологии, по анестезиологии и реаниматологии, ультразвуковой диагностике, контролю качества медицинской помощи ГОБУЗ «Мурманский областной перинатальный центр» осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий. Согласно пункта 3.2 части 3 Устава в ГОБУЗ «Мурманский областной перинатальный центр», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 21 ноября 2007 года, с изменениями, утвержденными приказами Министерства здравоохранения Мурманской области от 24 ноября 2008 года № 888, 28 августа 2009 года, 21 мая 2011 года осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, полученными лицензиями и иными разрешительными документами. В соответствии с подпунктом 2.2. Устава - предметом деятельности Учреждения является оказание амбулаторной и стационарной консультативно-диагностической, лечебной, профилактической и реабилитационной помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам, новорожденным детям, а также женщинам с нарушением репродуктивной функции, на основе использования современных профилактических и лечебно-диагностических технологий. Проведение клинико-экспертной оценки качества оказания медицинской помощи женщинам и детям раннего возраста, сбор и систематизация данных о результатах выхаживания новорожденных детей с различной патологией. Организация и обеспечение в структурных отделениях Учреждения противоэпидемического режима и качества лечебно-диагностического процесса. Согласно подпункту 2.3 Устава - медицинскую деятельность Учреждение осуществляет в соответствии с лицензией. Подпункт 3.3. Устава гласит о том, главный врач Учреждения самостоятельно осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения, организует работу и несёт ответственность за его деятельность в пределах своей компетенции. По адресу места нахождения ГОБУЗ «Мурманский перинатальный центр» осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность № ФС-51-01-000759, выданной 12 июля 2011 года Управлением Росздравнадзора по Мурманской области. В приложении к лицензии № 1 местом осуществления медицинской деятельности указано: ***. Медицинская деятельность на территории РФ в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 04 мая 2001 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» является лицензируемой, на ее осуществление требуется получение лицензии. В соответствии с частью 2 ст. 12 вышеназванного закона перечень работ и услуг отдельных видов лицензируемой деятельности, в том числе медицинской, устанавливается Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «***»), утвержденного Постановлением правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291, определены требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности. Требования, предусмотренные пунктом 5 вышеуказанного положения: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг; повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет. При этом, определено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а» и «б» пункта 5 вышеуказанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (а именно: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан). Аналогичные требования устанавливались пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30, действовавшего на момент обращения Л.О.Е. (до 01 мая 2012 г.): наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (Стандартам); Согласно п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30, невыполнение подпунктов «г» и «з» пункта 5 вышеназванного Положения также являлось грубым нарушением лицензионных требований и условий. По результатам проверки установлены следующие нарушения обязательных требований. Нарушение пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30, где определены лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности: наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) УЗ - исследования выполнены врачами акушерами-гинекологами С.И.Х., М.А.В. и З.А.В., не прошедшими профессиональную переподготовку по ультразвуковой диагностике; обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам): не соблюдены отраслевые стандарты объёмов обследования и лечения беременных, рожениц и родильниц, утвержденные приказом Минздрава РФ от 5 ноября 1998 года № 323; отсутствие адекватного объема наблюдения в послеоперационном периоде (код диагноза 071.3; 071.7 и 072.1); отсутствуют осмотры родовых путей на зеркалах перед принятием решения об оперативном родоразрешении, перед второй операцией и перед выпиской; отсутствие контрольных анализов крови и мочи перед выпиской. Нарушение «Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 октября 2009 г. № 808н: часть 1 п.8 оказание медицинской помощи женщинам в период беременности осуществляется с нарушением стандартов медицинской помощи. На фоне начавшегося кровотечения произведено кесарево сечение и в последующем надвлагалищная ампутация матки. В процессе оказания медицинской помощи не был диагностирован разрыв шейки матки 3 степени, проникающий левый параметрит, описанный при поступлении Л.О.Е. в гинекологическое отделение ГОБУЗ «***» 25 августа 2011года. В протоколе гистологии в препарате описаны шейка матки и тело матки без разрывов. В истории родов не документирована катетеризация мочеточников, которая проводилась после первой операции. При повторной операции не принято решение о катетеризации мочеточников. Во время второй операции перевязана нижняя треть мочеточника и клеммирована наружная левая подвздошная артерия. Несвоевременно восполнена кровопотеря компонентами крови (эритромассой). Необоснованно ранняя выписка пациентки на 7 сутки после двух оперативных вмешательств, проведённых с множественными техническими сложностями, постгеморрагической анемией без рекомендаций по дальнейшему наблюдению и лечению. Недостоверное проведение УЗИ органов малого таза малого таза в послеоперационном периоде (описание органа при его отсутствии). Разрыв шейки матки, перевязка мочеточника, окклюзия наружной подвздошной артерии обнаружены лишь через 1,5 суток при экстренной госпитализации в гинекологическое отделение ГОБУЗ «***». В нарушение Приказа Министерства здравоохранения Мурманской области от 30 марта 2011 года № 247 и Приказа Минздрава РФ от 28 декабря 2000 года № 457 «О совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей»: п. 1.5 (приложение 5) - не соблюден стандартный протокол УЗИ - исследования, использующийся в пренатальной диагностике, не проведена доплерография маточных сосудов и артерий пуповины, не дана оценка внутренним органам, головному мозгу, скелету, лицевому черепу. Имело место некачественное ведение медицинской документации: история родов № *** - форма № ***, утвержденная приказом Минздрава СССР 04 октября 1980 г. № ***: нет стандартного листа назначений; недостаточный сбор анамнеза (не указано наличие АГ, хронического пиелонефрита); при наличии воспалительных изменений в анализах они не трактуются, назначаются уросептики, но диагноз не обозначается; нет контрольных анализов крови и мочи; нет интерпретации результатов КТГ лечащим врачом; не соблюден протокол УЗИ плода и органов малого таза - краткое малоинформативное описание; при оформлении титульного листа не вынесены все перенесённые экстрагенитальные заболевания; история родов № *** - форма № ***, утвержденная приказом Минздрава СССР 04 октября 1980 года № ***, скупо описаны жалобы пациентки, не даётся оценка болевому синдрому в родах; отсутствие записи врача консультанта - уролога, не отражено время удаления катетеров; некачественно оформленный протокол операции, не суммируется объем кровопотери; нет контрольных анализов крови и мочи перед выпиской; совершенно нечитабельные дневниковые записи 22 августа 2012 года, 23 августа 2012 года и эпикриз при выписке. В судебном заседании представители Управления Росздравнадзора по Мурманской области Фаткуллина О.В. и Сазонова О.А. пояснили, что в действиях ГОБУЗ «Мурманский перинатальный центр» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, просили привлечь учреждение к административной ответственности. Представитель ГОБУЗ «Мурманский перинатальный центр» *** Пуговкин В.И. в судебном заседании не оспаривал наличие нарушений, установленных при проведении проверки Управление Росздрава по Мурманской области. Пояснил, что врачи-акушеры выполняли исследования по ультразвуковой диагностике, поскольку у них имелись справки о прохождении профессиональной переподготовки. Сертификат о прохождении профессиональной переподготовки по ультразвуковой диагностике не был получен своевременно, однако в настоящее время данное нарушение устранено в полном объеме. Относительно нарушения порядка оказания акушерско-гинекологической помощи пояснил, что при оказании медицинской помощи Л.О.Е. было сделано все возможное, чтобы сохранить пациентке жизнь, ситуация развивалась нестандартно, имел место очень сложный случай. Пояснил суду, что практически все замечания, указанные в протоколе в настоящее время устранены, разработан стандарт ведения медицинской документации, сделаны необходимые организационные выводы. Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. Часть 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «***»), подлежит лицензированию. Часть 2 статьи 12 вышеназванного закона установлено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности Пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 установлены требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности. Пунктом 6 указанного Положения установлено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Судом установлено, что ГОБУЗ «Мурманский областной перинатальный центр» осуществляет свою деятельность в соответствии законодательством Российской Федерации, уставом учреждения, полученными лицензиями и иными разрешительными документами. Предметом деятельности Учреждения является оказание амбулаторной и стационарной консультативно-диагностической, лечебной, профилактической и реабилитационной помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам, новорожденным детям, а также женщинам с нарушением репродуктивной функции, на основе использования современных профилактических и лечебно-диагностических технологий. Проведение клинико-экспертной оценки качества оказания медицинской помощи женщинам и детям раннего возраста, сбор и систематизация данных о результатах выхаживания новорожденных детей с различной патологией. Организация и обеспечение в структурных отделениях Учреждения противоэпидемического режима и качества лечебно-диагностического процесса. Факт осуществления деятельности по контролю качестве медицинской помощи при осуществлении стационарной специализированной медицинской деятельности по оказанию помощи женщинам в период беременности, во время родов и после родов: по акушерству и гинекологии, по анестезиологии и реаниматологии, ультразвуковой диагностике с грубым нарушением лицензионных требований и условий подтверждается: протоколом об административном правонарушении № 8 от 10 мая 2012 года, заявлением Л.О.Е. от 02 марта 2012 года, актом проверки № 202 от 10 мая 2012 года, предписанием № 31 от 10 мая 2012 года об устранении выявленных нарушений, приказом № 202 от 10 апреля 2012 года о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, уставом ГОБУЗ «Мурманский областного перинатальный центр», изменениями к уставу, справкой-анализом медицинской документации, копиями свидетельств о государственной регистрации права, копией санитарно-эпидемиологического заключения на медицинскую деятельность, выданного Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области № 51.01.15.00.М.000193.03.01 от 31 марта 2011 года, копией штатного расписания, утвержденного 01 июля 2011 года, копией приказа комитета по здравоохранению от 26 декабря 2007 года № *** о назначении главным врачом П.А.Н., экспертным заключением на предмет оценки качества медицинской помощи Л.О.Е., копиями документов о высшем специальном образовании на имя П.А.Н., копия документов о высшем специальном образовании М.А.В., копиями документов о высшем специальном образовании С.И.Х., копиями документов о высшем специальном образовании З.А.В., копией приказа № 1/3 от 11 января 2011 года об утверждении Положения о врачебной комиссии ГУЗ «Мурманский областной перинатальный центр», положением о врачебной подкомиссии по стационару ГУЗ «МОПЦ», копий должностной инструкции заведующего акушерским отделением патологии беременности, копией должностной инструкции врача акушера-гинеколога, копией истории родов Л.О.Е. № ***, копией истории родов Л.О.Е. № ***. Таким образом, материалами дела подтверждено, что медицинская деятельность по виду работ (услуг) контроль качества медицинской помощи осуществлялись с грубыми нарушениями лицензионных требований. При родоразрешении Л. О.Е. в ГОБУЗ «МОПЦ» допущены ошибки медицинского характера, выразившиеся: в отсутствии осмотра в зеркалах на различных этапах оказания медицинской помощи (включая осмотр перед выпиской), которое должно было изменить тактику дальнейшего наблюдения при патологическом течении послеоперационного периода; в отсутствии записи в истории родов о катетеризации мочеточников, которая проводилась после первой операции и в непринятии решения о катетеризации мочеточников во время второй Операции, что могло предотвратить развившиеся осложнения (перевязку нижней трети мочеточника и клеммирование наружной левой подвздошной артерия); в несвоевременном восполнении кровопотери компонентами крови (эритромассой); в недооценке тяжести состояния пациентки и необоснованно ранней выписке из стационара после двух оперативных вмешательств, массивной кровопотери и сохраняющейся анемии. Всё вышеперечисленное свидетельствует о ненадлежащем качестве медицинской помощи при осуществлении медицинских работ и оказании услуг в ГОБУЗ «Мурманский областной перинатальный центр», что относится к грубым нарушениям лицензионных требовании и условии и является административным правонарушением, предусмотренным частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как может повлечь угрозу жизни и здоровью. Таким образом, вина ГОБУЗ «Мурманский областной перинатальный центр» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена и доказана. При решении вопроса об определении наказания, судья учитывает, что юридическим лицом, были предприняты все необходимые меры для устранения выявленных нарушений, ранее ГОБУЗ «Мурманский областной перинатальный центр» к административной ответственности за алогичные нарушения не привлекалось. С учетом всех обстоятельств дела суд не усматривает оснований для административного приостановления деятельности, и. полагает возможным назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Мурманский областной перинатальный центр» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание ввиде административного штрафа в размере 100 000 рублей Получатель штрафа: УФК по Мурманской области (Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития пол Мурманской области), ИНН ***, КПП ***. Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области город Мурманск, БИК ***, код бюджетной классификации ***, ОКАТО ***, лицевой счет ***. Наименование платежа: штраф за нарушение законодательства в сфере здравоохранения. В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата административного штрафа, по истечении тридцати дней, влечет за собой административную ответственность по ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения копии постановления. Судья М.В. Хмель Постановление вступило в законную силу 26.06.2012